Как это было

История электрификации г. Пскова. (конец 19 – начало 20 веков).

     Что такое электричество? Электричество – это совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов. Термин «электричество» от греческого слова «янтарность». По-гречески: электрон – янтарь.  Ещё в древней Греции было замечено, что если потереть янтарную палочку кошачьим мехом, то она может притягивать лёгкие предметы (пёрышки). Активные исследования в области электричества стали проводиться, начиная с 17-го века. Открытия в этой области хорошо описаны в любом учебнике физики, поэтому на них я останавливаться не буду. Практическое применение электричества стало возможным после изобретения осветительных электрических ламп.
     Приоритет в изобретении электрических ламп принадлежит русским ученым и изобретателям А. Н. Лодыгину и П. Н. Яблочкову. В 1872 году Александр Николаевич Лодыгин подаёт заявку на своё изобретение, лампу накаливания. В 1873 году он проводит опыты по устройству освещения Санкт-Петербурга лампами накаливания. Другой русский учёный Павел Николаевич Яблочков изобрёл дуговую электрическую лампу без регулятора в 1876 году. Эти два изобретения привели к бурному внедрению электричества в разных областях жизнедеятельности человека, в первую очередь освещения улиц и жилищ населённых пунктов.
     В 1879 году впервые в России электрическими светильниками (свеча Яблочкова) был освещён Литейный мост, а в 1883 году и Невский проспект в Санкт-Петербурге. В 1883 году было организовано освещение электрическими лампами Московского Кремля и колокольни Ивана Великого по случаю коронации Александра Третьего.         
     Губернский город Псков в конце 19-го века не стоял в стороне от новаций в сфере практического применения электричества. Вот что писал «Псковский городской листок» в 1885 году: «В Пскове появилось электрическое освещение, к сожалению, однако, не на городских улицах и площадях, а только в новом водочном заводе г. П. П. Калашникова. Люди, незнакомые с силой этого освещения, могли бы ознакомиться с ним в означенном заводе. Дай Бог, чтобы частное предприятие служило поводом к устройству общественного электрического освещения.» В том же году «Псковский городской листок» приводит затраты на обслуживание электрического освещения Невского проспекта в г. Санкт-Петербурге в сумме – 228 руб. за вечер, продолжительностью 6 часов работы.  И как резюме: «Цифра почтенная и для Пскова немыслима.» Улицы в Пскове в то время освещались газовыми и масляными фонарями. В дальнейшем деятельность, связанная с устройством уличного электрического освещения г. Пскова, связана с именем Георга Францевича Викенгейзера. Приехав в Россию в молодом возрасте, он развил кипучую предпринимательскую деятельность. За это его называли «псковским американцем».  Он организовал и субсидировал строительство псковского водопровода. Обладая достаточным капиталом, Викенгейзер вознамерился устроить в Пскове уличное электрическое освещение. Как нам сообщает «Псковский городской листок» от 9.12. 1892 года: «Сын Викенгейзера,… работающий за границей в компании, которая занимается подобными устройствами, прибыл в Псков, познакомился с местными условиями  и совместно губернским  инженером-архитектором С. Ф. Езеровским выработал первый проект электрического освещения города. Предполагалось, что двигателем, необходимым для работы динамоэлектрических машин будет сила течения реки Великой в 10-12 км от Пскова в районе Выбутских порогов. Викенгейзер выкупил береговую линию по обеим сторонам реки, намерен устроить там дамбу или шлюзы, истекающая вода будет приводить в движение турбины, а они приводят во вращение динамомашины, которые и вырабатывают электрическую энергию». «Одобрив представленный проект при условии, чтобы по утверждении его самоё устройство было бы произведено по особому соглашению г. Викенгейзера с городским управлением. («Псковский городской листок», 1893г.) Но что-то пошло не так… Этот смелый проект так и не был осуществлён, поскольку был отклонен Городской думой из-за недостатка средств.  Викенгейзер, будучи прагматичным предпринимателем в конце концов занялся более доходными делами, связанными с отдыхом псковичей в пригородной деревне Черёха.
    В дальнейшем вопрос об использовании Выбутских порогов для строительства гидроэлектростанции ставился неоднократно как в царской России, так в Советском Союзе. 11 декабря 1918 года при Псковском губсовнархозе впервые была создана электротехническая секция.  Эта секция на одном из заседаний приняла решение провести обследование Выбутских порогов на реке Великой для строительства ГЭС на 5000 л. с. В течение 1920 года намечалось закончить изыскания, однако новая экономическая политика (НЭП), проводимая в это время в стране, отодвинула строительство ГЭС на неопределённое время. Возвращались к этой теме и в 30-ые годы, и после Великой Отечественной войны, но в пятидесятые годы 20 века строительство ГЭС на Выбутских порогах потеряло актуальность. Всю электрическую нагрузку приняла на себя ТЭЦ-18, которая постепенно наращивала свои мощности.
     Вопрос об устройстве в городе электрического освещения не сходил с повестки дня Городской думы в течение нескольких лет конца 19-го века. Для этой цели в Пскове было создано общество «Гелиос». «Псковский городской листок» 1900г 26 ноября поместил статью об электрическом освещении улиц г. Пскова.  В статье говорилось о сложностях устройства освещения поскольку для электрического освещения будет нужен электрический ток во время ночи до утра, но выключив освещение днём, ток уже станет не нужен и генераторы будут работать вхолостую. Данная ситуация была недопустима для рентабельной работы электрических машин. Поэтому было предложено пустить по рельсам электрическую конку (трамвай), которая могла бы окупить работу генераторов в дневное время. Но в городской казне денег на эти работы не хватало, вся надежда была на богатых псковских предпринимателей. В то время не было никаких государственных программ по финансированию электрификации, как правило, это была инициатива горожан и городских властей совместно с предпринимательским сообществом.
    27 апреля 1903 года в Министерстве внутренних дел был утвержден проект сооружения в г.Пскове электростанции и трамвая. В том же году был заключен договор с предпринимателем А.В.Асташевым на выполнение этих работ. 31 октября 1903 года Псковская городская Дума утвердила договор на 35-летнюю концессию на электрическое освещение города и устройство трамвая, В 1904 году за зданием пожарного депо Дума выделила 1 тысячу кв. саженей для строительства электростанции (это территория существующей Псковской ТЭЦ), Работы по сооружению электростанции начались весной 1904 года. В том же году стали принимать заказы от частных лиц и учреждений на устройство электропроводки в их помещениях. Одновременно со строительством электростанции на улицах устанавливались деревянные и металлические столбы (правда без проводов и светильников). В последующем было установлено 90 электрических фонарей. Фонари с лампами накаливания подвешивались на деревянные столбы, а с дуговыми лампами – на металлические. Эти столбы просматриваются на старых фотографиях г. Пскова, поэтому была поставлена цель: найти материальные свидетельства электрификации Пскова в конце 19 - начале 20 века.
1. Сохранилось здание ТЭЦ на берегу р. Великой, которое в настоящее время перестраивается в жилой комплекс.
2. Сохранились элементы городского освещения - металлические столбы, на которых крепились светильники с дуговыми лампами.
     После пуска ТЭЦ для освещения улиц города стали использоваться дуговые лампы Яблочкова (свечи Яблочкова). Но в основном свечи Яблочкова, а также лампы накаливания устанавливали в цехах, в преуспевающих магазинах, в театрах и местах собраний. Электрическое освещение жилых помещений в начале 20-го века не было распространено по причине дороговизны прокладки коммуникаций.
3. Светильники с дуговыми лампами устанавливали на металлических столбах для лучшей освещённости перекрёстков.
4. Поиски позволили установить нахождение 10 столбов, общей особенностью которых является способ соединения металлических деталей - клепкой.  Сохранившиеся в городе столбы-раритеты, отражают особенности технологии соединения металлических деталей клепкой. Этот способ соединения обеспечивает высокую стойкость в условиях ударных и вибрационных нагрузок. На современном этапе развития технологии клёпка уступила место сварке и болтовому соединению, обеспечивающим высокую производительность и более низкую трудоёмкость, а также высокую прочность соединения. Второй особенностью этих столбов является их возраст: более ста лет они служат Пскову, о чем «говорит»  их положение в наиболее старых районах города, а также свидетельствуют прежние названия улиц города.
    И, в-третьих, их современное использование по назначению. На них до сих пор закреплены провода и кабели для передачи электрического тока в составе общегородской системы электроснабжения. Для освещения используется один столб на ул. Советской; однако один столб (ул. Л. Поземского) не используется.
5. Было установлено точное местоположение этих раритетов - свидетелей электрификации города: несколько металлических клёпаных столбов, которые сохранились в городе до настоящего времени. В центральной части города сохранилось 7 столбов. В скобках указано старое название улицы, для уточнения нахождения этих столбов использована работа В. П. Краснопевцева, «Улицы Пскова», дополненная Е. Г. Киселевой и Д. Ю. Лупановым (2019).
1. на углу ул. Спегальского и ул. Гоголя (ул. Михайловская);
2. на углу ул. Некрасова и ул. Карла Маркса, у церкви  Покрова от Торга (ул. Петровская, позднее Новгородская, с 1923 г. К. Маркса);
3. на ул. К. Маркса перед д.1-а у ворот вещевого рынка 
4. на ул. Плехановский посад, у д.38 (Петровский посад с 1923 г. -Плехановский);
5. на ул. Советской, между д. 44 и 46 (ул. Великая, Великолуцкая);
6.      на ул. Калинина (Соляная, позднее – Успенская, затем – Октябрьская, с 1923 года ул. Калинина);
7.      на ул. Воеводы Шуйского (Покровская, Карла Либкнехта, с 2009 года ул. Воеводы Шуйского)
В районе Запсковья выявлено два столба:
8. на ул. Московской у д. 1 (частично повторяет направление древней улицы Толокнянки (По Лабутина, Цит. Краснопевцев,2019:76)
9. на ул. Л. Поземского д. 20 у дома Трубинских. (древнее  название Званница к началу 21 в. сохранила названия: старое Варламовская и Нарвская, с 1929 г. Л. Поземского) 
Недалеко от Рижского железнодорожного моста, построенного в 60-е г. 19 века
10. на ул. Советской Армии, близ д.3 (ул. Смоленская).
    Наш город строится, растет, обновляется, в Пскове есть традиции сохранять памятники истории, культуры и бережно к ним относиться. Найденные нами металлические столбы - материальные свидетели преобразований Пскова, его истории. На наш взгляд, было бы хорошо сохранить также памятники технической культуры в хорошем состоянии, как памятные знаки истории электрификации города Пскова.
         
    Но вернёмся в город Псков начала 20-го века. 13 декабря 1904 года некоторые псковские заказчики получили свет. 16 января 1905 года загорелся электрический свет в Троицком соборе. В 1906 году основная часть здания электростанции была построена. Но уже в 1907 году А. В. Асташёв в силу личных обстоятельств предлагает городу купить у него электростанцию и 5 вёрст рельсового пути, проложенного от вокзала до Варлаамовских ворот.  Заняв деньги, 21 марта 1907 года Городская Дума выкупила у Асташева электростанцию и рельсовые пути за 118 тысяч рублей. В 1908 году на электростанции работали две паровые машины Краматорского общества, одна - 80 л.сил, вторая - 50 л.сил. и два паровых котла. В 1909 году на станции были установлены 2 паровые машины на 300 л. с. с котлами «Фицнер» и «Гампер». Работала станция на английском антраците. В 1909 году электростанцию обслуживало 34 рабочих. Новое расширение станция получила в 1913 году, когда взамен изношенных паровых машин установили паровую турбину «Де Лаваль» мощностью в 500 л. с. с котлом «Гарбе», изготовленном на Московском заводе братьев Зульцер. Суммарная мощность первичных двигателей составили 1250 л. с., а электрическая мощность генераторов – 920 квт. В 1914 году была поставлена ещё одна паровая машина на 150 л. с. Износ вышеперечисленного оборудования произошёл к 1925 году, что повлекло за собой проектирование и строительство в г. Пскове новой электростанции, на территории, находящейся рядом со старой станцией. Новая городская электростанция (ТЭЦ-18) дала ток в 1930 году и работала она на торфе до начала Великой Отечественной войны.

   О дешевом и удобном общественном транспорте власти Пскова мечтали еще с 80-х гг. XIX в., но лишь в январе 1912 г . по проложенному в 1906 г . рельсовому пути стали курсировать трамваи, заменившие конку и потеснившие частных извозчиков.
Первый трамвай чуть было не появился в Пскове в 1906 году. Но дело ограничилось только прокладкой рельс по Кахановскому бульвару (ныне – Октябрьскому проспекту). Для того чтобы пустить трамвай – не хватило электрической мощности, да и средств на закупку трамвайных вагонов уже не осталось. И бесполезный рельсовый путь только мешал крестьянским повозкам и извозчикам, вызывая массу насмешек местных газет.
   Глядя на ржавеющие рельсы, не вытерпели Викенгейзеры (отец с сыновьями) и в августе 1909г. предложили использовать трамвайное полотно для пуска конки. Они были готовы за свой счет купить вагоны, лошадей, оплачивать рабочих, а также вносить городу арендную плату по сто рублей в месяц. Два месяца пришлось уговаривать думу принять проект, не требовавший, кстати, никаких расходов из городской кассы. Наконец, решение было принято. И за полмесяца Викенгейзер обзавелся всем необходимым. 1 ноября шесть вагонов на конной тяге двинулись в путь по улицам. Псковская конка курсировала от вокзала до Торговой площади (ныне – площадь Ленина). А с августа следующего года стала эксплуатироваться и запсковская часть рельсов. Горожане охотно пользовались новым транспортом, платя за проезд несколько копеек. За 1910 год конка дала предпринимателю доход в 33 тыс. рублей. Днем рождения городского общественного транспорта в Пскове можно считать 1 ноября 1909 года. Электричества по-прежнему не хватало, зато с лошадями было все в порядке. Таким образом, первый псковский общественный городской транспорт – конка (одно- и двухэтажные вагоны, поставленные на рельсы и запряженные лошадьми).
    В 1911-1912 году псковская городская дума наконец-то приобрела 3 моторных вагона. Первый псковский трамвай пустили по инициативе депутата городской Думы инженера Константина Гаврииловича Репина 9 (22) января 1912 года (позднее Репина пригласили прокладывать трамвайные линии в Архангельск). Маршрут движения трамвая проходил от вокзала по Кахановскому бульвару, Сергиевской, Великолуцкой улицам, Торговой площади, далее через Троицкий мост на Запсковье до соляных амбаров на Нарвской улице. По-современному это выглядит так: вокзал - Октябрьский проспект - Советская улица – площадь Ленина – улица Леона Поземского. Позже появилась вторая линия – от нынешней площади Ленина (именовавшейся тогда Советской) по Великолуцкой улице (ул. Советская) и Алексеевской слободе до Рижского моста. Вагоны первого псковского трамвая были изготовлены на Мытищенском машиностроительном заводе, основанном в 1897 году. Но уже в августе 1912 года городская газета писала: «Трамвай наш сделал бы хорошие дела, не отправляя пассажиров наподобие сельдей в бочонке, а имея побольше запасных вагонов… Дело для Пскова не только неубыточное, по-видимому, но прямо похоже на дойную корову…»
      В том же 1912 году вышло в свет постановление псковской городской думы «О порядке пользования городским трамваем в г. Пскове», которое было подписано губернатором бароном Медемом. На заседании псковской городской думы 25. 02. 1914 года управляющий городскими электрическими предприятиями К. Г. Репин доложил следующее: «Городское уличное освещение оборудовано 140 дуговыми фонарями. Фонари по трамвайному пути в целях экономии выключаются отдельно. Электрическая сеть абонентов перегружена до последних пределов допускаемости (доставка меди). Трамвайный парк располагает 16 моторными вагонами. Построены две ветки (линии). Выручка от трамвая растёт, и можно быть уверенным о дальнейшем развитии доходности.» В 1914 году стоимость одной поездки для взрослого человека составляла 5 копеек, для учащегося – 3 копейки, годовой проездной билет стоил 30 рублей. В 1925 году городская электростанция обслуживала трамвайное депо мощностью 552 квт.

      К 1917 г., в Российской империи насчитывалось 5000 электрических станций (фабрично-заводских и отдельных предпринимателей), обслуживавших промышленность с мощностью около полутора миллионов киловатт и 250 электрических станций (городских и коммунальных), обслуживавших общественные нужды: освещение, трамваи, водопроводы и общественные предприятия с мощностью около полумиллиона киловатт.
      Итогом предвоенного развития электроэнергетики России стал выход на суммарную установленную мощность источников электроэнергии в 1100 МВт и выработку 2.500 млрд кВт/ч в год (данные 1913 года), что выводило страну на третье место по выработке электроэнергии в мире, наравне с Великобританией (источник: https://bash-m-ak.livejournal.com/20562.html). Что касается гидроэлектростанций, то к 1917 году в России они имели суммарную мощность порядка 19 МВт, и самой мощной ГЭС империи являлась Гиндукушская – 1,35 МВт.
     До 1914 г. рост электрификации в России был одним из самых высоких в мире.
С началом Первой мировой войны темпы ввода в строй новых электростанций и линий электропередач замедлились почти в два раза.


Рецензии
Вы интересно и детально детально описали электрофикацию Псковщины в начале 20-го века, когда электричество только входило в практику. Но в послевоенные годы электрофикация в этой местности да и в Новгородчина и Ленобласть сильно отставала от необходимого уровня. Электроснабжение осуществлялось от мелких ненадежных электростанций: дизельные, энергопоезда, малые гидростанции. Во Пскове была электростанция небольшой мощности. На рубеже 1960 года в Псковскую область пришли настоящие энергосистемы. Подстанция №53 в самом Пскове по линии 110 кВ от Нарвской ГЭС Ленэнерго, и подстанция в Великих Луках, запитанной от Нелидово - Калининэнерго. Развитие сетей для сплошной электрофикации описано в статье "Коллегам электрикам". Вся Псковская область входилала тогда в 5Высоковольтный район Ленинградской Высоковольтной сети, затем предприятие Псковские Электрические Сети в составе Ленэнерго и, наконец, Псковэнерго. Я принимал активное участие в этом периоде. Помню людей работающих рядом: Смирнов Иван Михайлович, Широкшин Евгений Аркадьевич, Пинхасик Вениамин.

Артем Кресин   16.11.2022 23:46     Заявить о нарушении
Спасибо за развёрнутый отзыв, Артём! Интересуюсь вопросами электрификации давно, в том числе и ГЭС на малых реках. Это тоже наша история, пусть недолго проработали эти электростанции, но они давали деревне свет и тепло. И какой-то неповторимый колорит для малых рек. Они интересовали мальчишек так же, как и мельницы. Техника...
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   18.11.2022 17:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.