Пушкин и бизнес

Глава из книги «Пушкин и Вы без вранья» для вашего развития

Пушкин и бизнес

 

Как создать и развить свой бизнес — вечный вопрос всех времен и народов. НО мой совет вам и участников программы написания истории России в историях россиян «Живая память малой Родины» www.rodina-rf.ru — определитесь кто вы по жизни — бизнесмен или просто хороший человек и не стремитесь во что бы то ни стало стать и бизнесменом. Как это делал Пушкин. Хотя программа программы «Живая память малой Родины» и имеет рецепты со статьями как ее можно использовать для повышения дохода семьи домашней работой на компьютере в таких сферах бизнеса как знакомства, психологическая помощь, досуг, литература, туризм и т. п. Если интересно попробовать заработать как партнер программы — пишите на контакты в конце статьи.

 

Бизнес у Пушкина был в основном литературный, если не считать его афер типа попыток продать главное приданое жены — бронзовый памятник Екатерины Второй. О литературном его бизнесе так писал друг и поэт Вяземский: «Он принялся за журнал вовсе не из литературных видов, а из экономических. Ему нужны были деньги, и он придумал, что найдет их в журнале. Он обчелся и в литературном и в денежном отношении».

И весь жизненный бизнес Пушкина тесно переплетался с жизнью и бизнесом его заклятого друга и успешного литератора и предпринимателя Фаддея Булгарина, основателя современного русского языка. Да, да, основатель языка не тот, кого ныне прославляют, а тот, кто первый сделал его популярным.

А вот вы знаете кто является основателем литературного русского языка и русской журналистики ?

А вот и не отгадали. Не Пушкин «наше все».
А его оппонент Фаддей Булгарин, который был сиротой из польских шляхтечей подавленной Польши, закончил кадетское училище в Питере, воевал уланом за Россию сперва, был ранен, награжден, уволен из армии за вольные стихи и споры с начальством, служил в Польском Легионе у Наполеона, получил Орден Почетного Легиона за битвы в Испании, до конца армии Наполеона сражался в его рядах против царизма, из всех писателей эпохи Пушкина единственный боевой офицер прошедший огонь и воду, дружил с Рылеевым, Грибоедовым, Бестужевым-Марлинским, иногда с Пушкиным…

После войн приехал в Питер в 30 лет, где начал с нуля карьеру писателя и издателя и стал самым известным русским писателем эпохи, самым известным издателем и журналистом своей эпохи.

В 1824 году пишет первое в литературе научно-фантастическое произведение «Правдоподобные небылицы или странствования по свету в 29 веке», где предвосхитил многие открытия задолго до Жюль Верна. В 40 лет пишет первый русский роман на русском языке «Иван Выжигин», нравственно-сатирический. До него в России были только романы на французском, да пара романов на архаичном старославянском языке, не читаемые. Тиражи «Ивана Выжигина» были по тому времени сумасшедшие — более 10000 экз !

Для России 19 века тираж в 3000 уже триумф и слава. А тут 10000 ! У «Годунова» Пушкина всего 2000 экз. Первый русский роман перевели на 8 европейских языков и он имел потрясающий успех в Европе — первый и единственный русский международный бестсселер.

В отличие от уродов и неудачников будущих героев классической русской литературы герой Иван Выжигин человек с активной жизненной позицией, реализовывающий принцип Ф.Булгарина «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Но для страны рабов нужен был другой герой и русская литература пошла по другому пути, программируя протесты, терроризм и революции…

В дальнейшем написал много интересных и глубоких исторических романов «Падение Вендена», «Дмитрий Самозванец», «Мазепа» и т.п., создал первый профессиональный массовый литературно-деловой журнал «Северная пчела». Ежедневный и в 10000 экз !

Пушкин сгорал от черной зависти. Потом литературная тусовка не смогла простить выскочке Ф.Булгарину удачной карьеры и популярности в народе и постаралась очернить и предать забвению гения русской словесности, пытавшегося направить Россию по европейскому пути успешных людей, а не путем людей из трущоб и раскольниковых.

Захожу в большой книжный Магазин «Москва» на Тверской, прошу показать романы первого основателя современного литературного русского языка, а там даже не знают такого ! Только в библиографическом отделе нашли дореволюционный роман Булгарина и попросили на него всего то ….650 тысяч рублей ! А что, самая подходящая цена гениям.

Вскинемся, купим, почитаем вместе ?

Так вот — объявляю и приглашаю всех в проект реабилитации и популяризации истоков настоящей русской литературы Фаддея Булгарина, оптимистичной и деловой одновременно, чтобы переиздали, публиковали и преподавали его романы в школе, а не про придурков убийц раскольниковых и неудачников базаровых с обломовыми, может тогда Россию и спасет поколение молодежи с жизнеутверждающим и деловым мышлением.
Ведь как запрягешь, так и поедешь.

Кто готов — шлите заявки на заседание Оргкомитета.

Но вернемся к отношениям Булгарина с Пушкиным.

Сразу после гибели Пушкина его заклятый друг корифей тогда русской литературы Фаддей Бургарин написал удивительно точные строки на смерть Пушкина о нем: «Жаль поэта – и великого, а человек был дрянной. Корчил Байрона, а пропал, как заяц. Жена его, право, не виновата. Ты знал фигуру Пушкина, можно ли было любить, особенно, пьяного».

Отношения же Пушкина с одним из главных его партнеров по бизнесу и литературному цеху были неровными всю жизнь. Колбасило Пушкино от дружбы к ненависти и обратно. Так вот, например, Пушкин когда был доволен партнерством с Булгариным, то писал ему: «Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут быть и должны быть уважаемы».

Или: « Ты спрашиваешь, зачем я пишу Бургарину ? Потому что он мне друг. Есть у меня еще друзья: Сабуров, Яшка Муханов, Давыдов и проч. Эти друзья не в пример хуже Булгарина. Они на днях меня зарежут, — покамест я почтенному Фаддею Венедиктовичу послал два отрывка из «Онегина», который нет у Дельвига, ни у Бестужева, не было и не будет… а кто виноват ? все друзья, все треклятые друзья».

Бизнесмен и литератор Булгарин о Пушкине писал более объективно:

«Я познакомился с Пушкиным. Другой человек, как мне его описывали, и каковым он был прежде в самом деле. Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе. Гусары испортили его в Лицее. Москва избаловала, а несчастная и тихая здешняя жизнь его образумила» .

Пушкин же защищал общий с Булгариным бизнес, когда дела у них ладились в самом известном журнале Булгарина «Северная пчела»: «Обращаясь к «Северной пчеле», вы упрекаете ее в том, что она без разбора помещала все в нее бросаемые известия, объявления и тому подобное. Но как же ей быть иначе? «Северная пчела» — газета, а доход газеты составляют именно объявления, известия и проч, без разбора печатаемое…».

Признавался в письмах к другу Плетневу Пушкин и в популярности Булгарина как писателя: «В Литературной газете говорили под конец об одном Булгарине, так и быть должно, в России пишет только один Булгарин».

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не разругался из за конкуренции и денег со своим заклятым партнером, самым удачливым тогда литератором и литературным бизнесменом России и писал Вяземскому о том: « Булгарин изумил меня своею выходкою, сердиться нельзя, но побить его можно и думаю, должно, — но распутица, лень и Гончарова не выпускают меня из Москвы, а дубины в 800 верст длины в России нет…»

Всю свою жизнь самые известные в России литературные дельцы Пушкин и Булгарин пытались использовать друг друга в бизнесе. Булгарину нужны были для публикаций в своих популярных изданиях творения Пушкина, а Пушкину деньги с тех публикаций. Когда разругивались, то Пушкин, ругая конкурента и боялся его и хотел сотрудничать. Так он описывал свое состояние в этом Вяземскому:

«Пожалуйста, поговори об этом, но втайне: если Булгарин будет это подозревать, то он по своему обыкновению, пуститься в доносы и клевету – и с ним не справишься».

От любви до ненависти и обратно, как говориться, один шаг.

И Пушкин с Булгариным таких шагов за их совместную творческую бизнес-жизнь наделали превеликое множество.

Так Пушкин охотно кляузничал по привычке своей шефу жандармов Бенкердорфу:

«Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанием своих прав и обязанностей, но единственно Вашей личной ко мне благосклонности. Но если Вы завтра не будете больше министром, послезавтра меня упрячут. Г-н Булгарин, утверждающий, что он пользуется некоторым влиянием на вас, превратился в одного из моих самых яростных врагов из за одного приписанного им мне критического отзыва. После той гнусной статьи, которую напечатал он обо мне, я считаю его способным на все. Я не могу не предупредить Вас о моих отношениях с этим человеком, так как он может причинить мне бесконечно много зла».

Как то так в общем, мелкий и трусливый донос. Совсем в стиле вольнолюбивых русских поэтов, коих и ныне тьма. При Сталине в жополизании они совсем распоясались. Так что Пушкин лишь начал эту бесконечно печальную традицию…

Булгарин же достаточно беззлобно и оригинально ответил Пушкину на его эпиграмму о нем, ходившую потом по рукам анонимно:

Не то беда, что ты поляк,

Костюшко лях, Микцевич лях!

Пожалуй, будь себе татарин, —

И тут не вижу я стыда,

Будь жид – и это не беда,

Беда, что ты Видок Фиглярин

 

Булгарин просто перепечатал эту эпиграмму в своем журнале «Сын Отечества» за № 17 в 1830 году и прокомментировал там же: «В Москве ходит по рукам и пришла сюда для раздачи любопытствующим эпиграмма одного известного поэта. Желая угодить нашим противникам и читателям сие драгоценное призведение от искажений при переписке, печатаем оное».

И смело заменил «Видок Фиглярин» на свое ФИО Фаддей Булгарин. Достойный ответ джентельмена ? Пример Саше Пушкину и потомкам.

Про знаменитые романы Булгарина с бешеными для того времени тиражами Пушкин завистливо писал Плетневу:

«Разумеется, не стану их читать, а ругать все таки буду».

Прям как при Сталине: «Не читал, но осуждаю…»

Когда Булгарин, сбивая цены конкурентов за публикации творений Пушкина, напечатал статью о завышенных ценах покупки произведений Пушкина, то Пушкин писал брату: «Ты, Дельвиг и я можем все трое плюнуть на сволочь нашей литературы – вот тебе и весь мой совет».

Когда Булгарин в конкурентной борьбе притормаживал через цензуру публикации таких произведений как «Борис Годунов», то Пушкин был в ярости и писал Вяземскому: «Каков Булгарин и вся братия ! Это не соловьи разбойники, а грачи-разбойники».

И писал всесильному Бенкердорфу для царя в напрасных попытках перехватить инициативу литературного бизнеса Булгарина очень откровенные строки, которые современны и по сей день и позволяют понять значение литературы в управлении умами подданных и современного российского государства:

«10 лет назад литературою занималось у нас весьма малое количество любителей. Они видели в ней, приятное, благородное упражнение, но еще не отрасль промышленности… Человек, имевший важное влияние на русское просвещение, посвятивший жизнь единственно на ученые труды, Карамзин первый показал опыт торговых оборотов в литературе.

…Ограждение литературной собственности и цензурный устав принадлежит к важнейшим благодеяниям нынешнего царствования. Литература оживилась и приняла обыкновенное свое направление, т.е. торговое. Ныне составляет оно часть частной промышленности, покровительствуемой законами.

…»Северная пчела», издаваемая двумя известными литераторами, имея около 3000 подписчиков, и следовательно, принося своим издателям по 80 000 дохода, между тем как чисто литературная газета едва ли окупает издержки издания, естественно должна иметь больше влияния на читающую публику, следственно и на книжную торговлю.

…таким образом, литературная торговля находиться в руках издателей «Северной пчелы» — и критика, как и политика, сделалась их монополией. От сего терпят вещественный ущерб все литераторы, которые не находятся в приятельских отношениях с издателями «Северной пчелы», ибо ни одно из их произведений не имеет успеха и не продается. …. В сем отношении осмеливаюсь просить о разрешении печатать политические заграничные новости в журнале, издаваемом бароном Дельвигом или мною».

Вот и вся интрига борьбы с Булгариным. Конкуренция, бизнес и ничего личного.

Но как известно даже расположение и покровительство монаршей особы не помогли бизнес-проектам Пушкина.

 

Почему же тогда Пушкин, а не Булгарин ?

 

Почему же все же Пушкин стал символом и знаменем русской словесности при его откровенно слабых произведениях в прозе ? Ведь если бы не включение произведений Пушкина во все программы обязательного образования и не госпропаганда его творчества на протяжении столетий, то кто бы знал его и помнил ? Спросите соседей и знакомых – давно ли они читали Пушкина ? Ответ будет очевиден.

Мой личный ответ о возвеличивании Пушкина в том, как становятся во все времена классиками литературы или живописи. Если художник был близок к правящей элите общества или лучше всего был ее частью и отразил в своих произведениях ту правящую элиту, ее привычки и историю, то его произведения той правящей элитой для прославления себя канонизируются и пропагандируются. Пушкин дворянин и выпускник элитного царского Лицея. С массой сановных высокопоставленных друзей с детства – Жуковского, Вяземского, Горчакова….

Как он облизывал царя в письмах и стихах читайте выше.

А потому при царизме мертвый Пушкин был весьма выгоден царям.

В силу противоречивости его жизни и натуры, отраженный в стихах, при советской власти его образ переделали напротив в вольнодумца, друга декабристов и чуть ли не революционера, погибшего от заговоров «светской черни».

И два столетия государственного пиара сделали свое дело – Пушкин-наше все. Он стал частью истории литературы и вокруг его имени масса легенд, диссертаций, кино, брендов, анекдотов и государственного управления сознанием поданных. Да на нем неплохо зарабатывают писатели, историки, киношники…

Но не будем забывать и тот уникальный Мир русского Духа и точных образов жизни и природы, который создал великий поэт в своих стихах. Точнее создала светлая часть его крайне противоречивой и неуравновешенной страстной личности.

В стихах Пушкина можно и нужно искать и себя в нашем сложном сверхинформационном мире тотального зомбирования и духовного отупления.

Познавайте и любите Пушкина в себе и себя в стихах Пушкина. Потому как его жизнь, зависимости и роковые страсти урок всем нам о том, что надо осмысливать свою жизнь постоянно и искать Бога в себе и окружающем мире.

Этот РАССКАЗ о жизни гениального поэта и приглашение Вас в ПРОГРАММУ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ МАЛОЙ РОДИНЫ» написания ИСТОРИИ РОССИИ В ИСТОРИЯХ РОССИЯН И ИХ ПУТЕШЕСТВИЙ во времени и пространстве.

Если вам интересно исследовать себя и мир вокруг вас, обретать много новых друзей, путешествовать с друзьями и к друзьям, основать свой род, написать свои страницы в самую правдивую ИСТОРИЮ РОССИИ В ИСТОРИЯХ РОССИЯН, улучшать качество жизни своей и близких вам с помощью государства и его ресурсов, то Приглашаю на регулярные заседания клубов участников программы «Живой памяти малой Родины», кои регулярно проходят в библиотеках столицы нашей — в Москве, а кто за ее пределами — по скайпу.

В программе 10-уровней Преобразования вашей личности и ее Души с отражением ее в Истории России.


Рецензии