Сказание о Гильгамеше
Б.Брентьес. От Шанидара до Аккада. М.1976.
М.Чабб. Город в песках. М. 1965.
А.Оппенхейм. Древняя Месопотамия. М. 1980.
С.Крамер. История начинается в Шумере. М. 1991.
М.Белицкий. Забытый мир шумеров. М. 2000.
Эпос о Гильгамеше. Разные переводы и издания.
Л.Липин, А.Белов.Глиняные книги. М. 1952.
К.Матвеев, А.Сазонов. Земля древнего Двуречья. М. 1986. Когда заговорила клинопись. М. 1979.
Двуречье. Боги и герои. М. 1996.
Л.Вулли. Ур халдеев. М. 1961.
Д.Редер. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М. 1965.
…Войди в наш дом под сенью кедров,
и, когда войдешь ты в дом наш,
Евфрат будет целовать тебе ноги...
(Из шумерского сказания о Гильгамеше)
Эта страна необычна хотя бы тем, что известна в истории под шестью названиями. Её называют по-русски Междуречье - то, что между реками Тигр и Евфрат, а иначе - Двуречье. По-гречески Междуречье - Месопотамия. Это название ты тоже можешь встретить в книгах. По городу, ставшему главным во II тысячелетии до н.э., страну называли также Вавилонией. В Библии встречается ещё одно название - Халдея. А пришедшие сюда уже в VII веке н.э. арабы назвали страну Ирак - "Страна рек". Это название носит она и на современной карте.
За 4-3 тыс. лет до н.э. в Южном Междуречье жили племена шумеров. Судя по изображениям, это были тёмные невысокие люди. Мужчины брили бороды и носили круглые шапочки. По-видимому, шумеры переселились на север из района Персидского залива. По языку они не походили на древних египтян. Сами себя шумеры называли "черноголовые". В Северном Междуречье жили похожие по внешности и языку на египтян аккадские племена.
Удобное местоположение Междуречья способствовало быстрому развитию торговли и ремесла на его юге. Небольшие корабли шумеров из бахрейнского леса везли вверх по Тигру и Евфрату жемчуг и ароматические вещества. Шумерские мастера изготовляли кожаные изделия, украшения, научились пользоваться счётом (написанные на глине штрихи или глиняные шары). Возникли города - Умма, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. В городах власть принадлежала верховному жрецу и вождю-военачальнику (он назывался лугаль). Одновременно росло число зависимых общинников и рабов.
Вопрос: Что общего в том, как складывалась цивилизация, в Египте и Двуречье?
Около 3000 г. до н.э. в Двуречье возникли города-государства, в которых власть лугалей постепенно стала на следственный. Вначале самым сильным из них была Вста у берега Персидского залива, затем усилились Ур, Урук и Лагаш. Попеременно с помощью военных походов то один, то другой царь подчинял соседние территории своему влиянию. Вокруг городов появились кирпичные стены. Как и в Египте, каждый город у шумеров поклонялся своему божеству. На главной площади возвышался храм-зиккурат - высокий, многоэтажный. Можно поеказать на иллюстрации, например, современную реконструкцию храма бога Луны Сина в Уре. Наверху - большая открытая площадка.
Вопрос: Подумайте, для чего храмы были высокими и чему служила верхняя площадка.
Нам известны скульптуры и рельефы из шумерских городов. Чаще всего это - портреты царей и изображения воинов. Сохранился удивительно красивый портрет девушки с загадочной улыбкой из города Ниппура.
Саргон I о себе (из сказания о Саргоне).
Я — Шаррукин, царь могучий, царь Аккада.
Моя мать — жрица, отца я не ведал.
Брат моего отца в горах обитает...
Людьми черноголовыми я владел и правил
И поднимался я на высокие горы,
Преодолел я низкие горы,
Страну морскую я трижды осаждал
Дильмун победил я.
У аккадцев государство в среднем течении реки Тигр сложилось позднее, в середине III тысячелетия до н.э. БОльшую, чем у шумеров, роль там играло Царское хозяйство. Царь Шаррукин, или Саргон I, вмешался в соперничество шумерских городов и подчинил свой власти всё Южное Междуречье. Это произошло в конце XXIV или в начале XXIII века до н.э. Столицей Саргона был город Аккаде. При Саргоне и его потомках усилилась власть царя. Войско усилили отряды лучников. Наибольшего могущества Аккадское царство достигло при внуке Саргона - Нарам-Суэне.
От Аккадского царства и предшествовавших ему государств сохранился целый ряд надписей на глине и камне, вырезанные клинописью - особой системой письма. Их дополняют записи позднейших сказания об Аккаде и Саргоне Древнем. Среди табличек из глины, покрытых клиньями - записи мифов, учебные тексты, гимны и даже запись музыки для струнного инструмента.
Задание: Рассмотрите клинописные знаки. Что общего у них по происхождению с египетских иероглифами?
Из шумерского гимна (вторжение гутиев).
Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.
Вскоре после смерти Нарам-Суэна владения Аккада подверглись нападению кочевников-гутиев. Лишь почти через 100 лет, в 2109 г. до н.э. правителю шумерского города Ура удалось изгнать завоевателей. Новое независимое царство Южного Двуречья было уже шумеро-аккадским по населению и составу знати (эти два народа постепенно смешались).
Цари Ура почитали себя как воплощение богов. Памятники письменности показывают, что значительную часть населения в те времена составили бесправные рабы, занятые в царском и храмовом хозяйстве. Так как приток рабов-чужеземцев был небольшим, частой стала продажа в рабство за долги и различные поступки.
Прошло ещё сто лет, и самая могущественная (третья) династия Ура пала, не выдержав вторжения новой волны племён - амореев из Аравии, приведи в Двуречье одногорбых верблюдов. Скорее всего зависимое население поддержало пришельцев.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Самым любимым и знаменитым среди литературных произведений Двуречья III тыс, до н.э, были поэма об основателе династии правителей города Урук - Гильгамеше. В поэме Гильгамеше получил черты фантастического героя, научившего земляков строить стены из камня, побеждавшего врукопашную львов и свирепых чудовищ. Таблички со сказание о Гильгамеше, дошедшие до нас, были "перевырезаны" клиньями на глине уже в начале I тысячелетия до н.э. с примечанием:"Согласно древнему подлинник с писано и сверено".
Вопрос: О чём это говорит?
Люди многих поколений внимание рассказу
О всё видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о всё проницавшем,
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной. —
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар, —
Даже будущий царь не построит такого, —
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну — человек он...
Лучшим другом Гильгамеша был полузверь-получеловек Энкиду. Его создала, как и Гильгамеша, богиня Аруру по просьбе людей, уставших от неуёмной активности героя.
“Аруру, ты создала Гильгамеша,
Теперь создай ему подобье!
Когда отвагой с Гильгамешем он сравнится,
Пусть соревнуются, Урук да отдыхает”.
Они встретились и поняли, что лучше стать друзьями.
“Если Эллиль повелел — да возникнет советчик,
Мне мой друг советчиком да будет,
Я моему другу советчиком да буду!”
Вместе они победили великана Хумбабу в далёком кедровом лесу, откуда Урук получил бревна для кораблей. Но боги прогневались на Гильгамеша за то, что тот возгордился собой, и по их воле умер Энкиду.
“Энкиду, друг мой...
Что за сон теперь овладел тобою?
Стал ты темен и меня не слышишь!”
А тот головы поднять не может.
Тронул он сердце — оно не бьется.
Закрыл он другу лицо, как невесте,
Сам, как орел, над ним кружит он,
Точно львица, чьи львята — в ловушке,
Мечется грозно взад и вперед он,
Словно кудель, раздирает власы он,
Словно скверну, срывает одежду.
Безутешный герой захотел воскресить друга и отправился в царство мёртвых.
"К Утнапишти, отцу моему, иду я поспешно,
К тому, кто, выжив, в собранье богов был принят и жизнь обрел в нем:
Я спрошу у него о жизни и смерти!”
Ему помог добыть цветок бессмертия живущий на отдельном острове в загробном мире бессмертный Утнапишти, рассказавший Гильгамешу о давнем потопе.
Вероятно, миф о потопе возник как воспоминание о страшной силы наводнении, произошедшем в Южном Междуречье около 3000 г. до н.э. Люди прогневили богов, и те решили погубить их, затопив землю. Лишь одному из людей - Утнапишти бог Эа открыл это решение, и тот спасся с семьёй, построив корабль. Утнапишти рассказывает:
В пятеро суток заложил я кузов:
Треть десятины площадь, борт сто двадцать локтей высотою,
По сто двадцать локтей края его верха...
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью
Хлебный дождь я увидел воочью.
Я взглянул на лицо погоды
Страшно глядеть на погоду было.
Я вошел на корабль, засмолил его двери...
Что было светлым, - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша...
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили...
Я взглянул на море - тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу...
У горы Ницир корабль остановился.
Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.
Сказание о потопе оказалось очень популярным и распространилось по всей Передней Азии. Попав в Палестину, оно оказалось в Библии("Ноев ковчег").
После семидневного сна Гильгамеш добывает цветок.
Открыл он крышку колодца,
Привязал к ногам тяжелые камни,
Утянули они его в глубь Океана.
Он схватил цветок, уколов свою руку;
От ног отрезал тяжелые камни,
Вынесло море его на берег.
Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
“Уршанаби, цветок тот — цветок знаменитый,
Ибо им человек достигает жизни.
Принесу его я в Урук огражденный,
Накормлю народ мой, цветок испытаю:
Если старый от него человек молодеет,
Я поем от него — возвратится моя юность”.
Но цветок утащила змея. Понял Гильгамеш, что человек бессмертен своими делами.
Из текстов глиняных табличек шумеров.
Прославление родной земли.
О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной,
Залитая немеркнущим светом,
Определяющая божественные законы
Для всех народов от восхода до заката!..
Да будут хлевы твои многочисленны,
Да приумножатся твои коровы,
Да будут овчарни твои многочисленны,
Да будут овцы твои бесчисленны…
Пусть твои нерушимые храмы возносят руки к небесам...
Свидетельство о публикации №222100800760