Второе пришествие барка Индевор

В 1767 году Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе (Royal Society of London) решило провести наблюдения за прохождением Венеры через диск Солнца,, что в совокупности с еще четырьмя подобными наблюдениями с других точек планеты позволило бы определить расстояние от Земли до Солнца. Это редкое явление должно было произойти через два года.
Общество обратилось к королю Георгу III с просьбой выделить для экспедиции в южную часть Тихого океана подходящее судно. Молодой король испытывал большой интерес к астрономии, поэтому дал указание Адмиралтейству подыскать нужный корабль и ассигновал для этого 4000 фунтов стерлингов.
Выбор остановился на небольшом грузовом судне-угольщике “Earl of Pembroke” водоизмещением 550 т, который после ремонта и переоборудования переименовали в “Endeavour” («Попытка»). Корабль получил и вооружение - 18 пушек.
26 августа 1768 года этот трехмачтовый барк вышел из британского порта Плимут под командованием опытного моряка, навигатора, картографа и исследователя первого лейтенанта Джеймса Кука (1728-1779), имея на борту 94 человека и запасы на три года плавания. Кроме астрономических наблюдений экспедиции было поручено описать берега Австралии и попытаться разыскать Южный материк. На судне находилось два ботаника, астроном и два художника, исполнявшие роль современных фотографов.
12 июля 1771 года экспедиция после трехлетнего кругосветного плавания вернулась в Англию. Кроме астрономических наблюдений, были сделаны и ряд важных географических открытий. Было доказано, что Новая Зеландия не часть неизвестного материка, а два острова, разделенные узим проливом, нанесено на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, открыт пролив между Австралийским материком и островом Новая Гвинея. Но открыть Южный материк тогда не удалось.
Стоит отметить, что «Индевор» был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. И хотя в те времена цинга была страшным бичом мореплавателей, на нем впервые на протяжении столь длительного рейса от цинги не погиб ни один человек.
Джеймс Кук совершил еще два путешествия в Тихий океан (в 1772-1775 и 1776-1779 годах), но уже на других кораблях. В 1779 году великий мореплаватель погиб в стычке с туземцами на Гавайских островах. Благодарные жители Австралии решили построить реплику «Индевора». Эта идея появилась в 80-х годах прошлого столетия в период создания Австралийского национального морского музея в Сиднее, экспонатом которого корабль должен был стать.
Строительство нового «Индевора» столкнулось с множеством трудностей, как финансовых, так и технических. В результате, строительство длилось 6 лет (1988-1994 гг.) и обошлось в 14 млн австралийских долларов.
Постройка началось в 1988 году во Фримантле (Западная Австралия), но через два года участвовавшие в этом проекте компании из-за финансовых проблем отказались от дальнейшего участия в нем.
Дальнейшие работы велись в основном волонтерами-энтузиастами на добровольные пожерствования частных лиц, различных компаний и государственных органов. 9 декабря1993 года реплика была спущена на воду, а 16 апреля следующего года постройка была завершена.
При строительстве было решено по возможности строго придерживаться оригинальной конструкции, допускалась установка только минимального количества современного оборудования для безопасности мореплавания и здоровья экипажа.
Придерживаться оригинальной конструкции помогали хранящиеся в Британском морском музее чертежи и доклады офицеров Королевского флота, осуществлявших надзор за ремонтом и переоборудованием угольщика в экспедиционное судно, а также рисунки художников, принимавших участие в экспедиции Джеймса Кука.
Сложнее дело обстояло с выбором древесины для корпуса, мачт и рей. На оригинальном «Индеворе» набор был изготовлен из вяза, обшивка днища и бортов - из дуба, палуба, надстройки, рангоут - из балтийской сосны. Однако, эти деревья в Австралии не произрастают, но даже за ее пределами деревьев нужных размеров или найти было невозможно, или стоили они слишком дорого.
Поэтому вяз и дуб решили заменить местной древесиной джарры (разновидность эвкалипта), а балтийскую сосну - североамериканской дугласовой пихтой. Использовалась также древесина других австралийских деревьев.
Специально срубленные деревья составляли незначительную часть необходимой древесины, использовались поваленные ветром или срубленные при прокладке дорог. Широко применялся “second hand” - части разобранного деревянного моста, старого бункера для зерна, завода боеприпасов времен войны и даже заброшенного женского монастыря.
Так как приобрести бревна достаточной длины было затруднительно, то киль, шпангоуты, и многие другие части корпуса собирались из так называемой «ламинированной древесины», то-есть распиленной на тонкие доски, а затем склеенной до необходимых размеров. Следует отметить, что прочность таких «бутербродов» была выше, чем у цельной древесины.
Стараясь придерживаться оригинала, рангоут решили выполнить из цельного дерева, для чего в США были заказаны бревна дугласовой пихты (эти деревья ранее предназначались для строительства американских минных тральщиков). Но австралийских кораблестроителей ждало разочарование. Доставленные из холодной зимы Северного полушария в жаркое лето Южного, бревна начали быстро растрескиваться. Поэтому рангоут в основном пришлось изготавливать также из ламинированной древесины.
Еще одной проблемой стали стоячий и бегучий такелажи. На судне 18-го века эти троса были пеньковыми, но теперь пенька стала раритетом. Поэтому пришлось удовольствоваться канатами из манилы, полипропилена и полиэстера. Потребовалось изготовить более 700 блоков, а также множество других деревянных деталей для такелажа. Огромный объем работ был выполнен и бригадой кузнецов. К моменту спуска судна на воду рангоут и такелаж уже были готовы к монтажу.
Оригинальные паруса шились из льняной парусины, но парусные мастера нового «Индевора» использовали Duradon - синтетическую парусину, внешне выглядевшую как льняная, но более легкую и не подверженную гниению. Были сшиты 25 парусов общей площадью около 1500 м;. Хотя использовались и современные швейные машины, львинная доля парусных работ была выполнена вручную.
Интересно отметить, что если скорость «Индевора» не превышала 7-8 узлов, то скорость его реплики временами превышала и 9.
Огромное внимание было уделено отделке внутренних помещений, при этом стремились придерживаться оригинала. Для этого кузнецам пришлось выковать более 30 подвесных светильников, а резцам по дереву изготовить необходимые резные панели. Мебель и все текстильные изделия были изготовлены вручную в стиле 18-го столетия. На палубе установили копии оригинальных пушек, которые в нужные моменты могли даже производить холостые выстрелы.
Однако, следуя современным требованиям, кое в чем пришлось пришлось поступиться оригинальностью: на борту установили два дизеля Катерпиллер мощностью по 404 л.с., работающих через редуктор на один винт регулируемого шага, два дизель-генератора, современный камбуз, навигационное оборудование и спасательные средства.
В течение первых шести месяцев после постройки парусник проходил ходовые испытания и совершал короткие рейсы в районе Фримантла. С октября по декабрь 1994 года судно совершило переход из Фримантла в Сидней вдоль южного и восточного побережья Австралии с заходом в ряд портов, где его посетили тысячи людей. В Сиднее реплика судна Джеймса Кука стала экспонатом Австралийского национального морского музея.
«Индевор» получил класс Австралийского управления по безопасности на море AMSA USL 2A (парусное грузовое судно с неограниченным районом плавания). Поэтому он не может взять на борт более 12 пассажиров, но для них и предусмотрены только 4 места, как и 200 лет назад. Штатный экипаж состоит из 16 человек, еще 36 являются матросами-волонтерами. Во время длительных рейсов производится смена экипажа в промежуточных портах.
С апреля 1995 года до января следующего года «Индевор» совершил путешествие по маршруту Джеймса Кука вдоль восточного побережья Австралии, трехмесячный визит в Новую Зеландию и вернулся во Фримантл, следуя вдоль южного побережья материка.
В октябре 1996 года реплика «Индевора» отправилась в четырехлетнее кругосветное путешествие. Маршрут пролегал через острова Маврикий, Реюньон, южноафриканские порты Дурбан, Порт-Элизабет и Кейптаун. 25 марта 1997 года парусник прибыл в Лондон, где его посетили королева Елизавета II и Герцог Эдинбургский. Капитан и экипаж выглядели так, словно прибыли в порт из XVIII века.
Посетив 15 портов Англии и Шотландии, в марте 1998 года «Индевор» достиг Флориды. В 1998-1999 годах парусник побывал в 31 порту восточного и западного побережий Северной Америки, а затем через Гавайские острова в конце декабря 1999 года достиг Новой Зеландии, завершив кругосветное путешествие. В мае 2000 года судно вернулось в Сидней.
В 2001 году во время перехода по маршруту Кука между австралийским портом Кейрнс и Джакартой на борту «Индевора» съемочная группа Би-Би-Си снимала документальный фильм “The Ship”. В феврале следующего года из Фримантла парусник отправился во второе кругосветное путешествие. На этот раз путь пролегал вокруг Мыса Горн, который «Индевор» обогнул 16 апреля 2002 года при на удивление спокойной погоде, Фолклендские острова, Рио-де-Жанейро и Азоры. 21 июня парусник прибыл в британский порт Уитби, на верфи которого был построен первый «Индевор». Интересно отметить, что в конце XVIII века Уитби был третьим по значимости центром судостроения в Великобритании после Лондона и Ньюкасла.
В течение следующих двух лет «Индевор» демонстрировался в портах Великобритании и континентальной Европы. В 2004 году реплика покинула Британию и 17 апреля 20005 года вернулась в Сидней. Путь лежал через Карибское море, Панамский канал, Галапагосские острова, Таити и Новую Зеландию.
В апреле 2011-мае 2012 годов парусник совершил путешествие вокруг Австралийского континента, пройдя 13 300 морских миль и посетив 15 портов.
По данным на конец февраля 2019 года «Индевор» прошел более 170 тысяч морских миль, дважды обогнул земной шар, посетил 116 портов 29 стран, на его борту побывали сотни тысяч посетителей. Более 8000 мужчин и женщин на его борту познали опыт мореплавателей 18 -го века.


Рецензии