Психология ненависти, как социального явления

Эмоционально-чувственная сфера человека, весьма многообразна. Благодаря такому дару природы, человек может познавать окружающий мир во всей его красе, что позволило ему создать мировые шедевры в области искусства. которыми мы любуемся до сих пор. Разве могли бы поэты сочинять свои гениальные стихи про любовь, когда еще совсем не ощущали, или художники рисовать красивейшие пейзажи, нет, конечно. Правда есть такое восприятие окружающего мира, как алекситимия, или чувственная холодность. Алексимитики не ощущают, никаких чувств, это самый тяжелый случай этого расстройства. У остальных, некоторые чувства могут проявляться, в весьма ограниченном диапазоне. К примеру, чувство любви может проявляться в виде голода, а не какого-либо душевного волнения при виде предмета любви. Ученые пока не определились, что это на самом деле, болезнь, или нечто другое. Этимология такого состояния пока неизвестна, хотя ведутся исследования в этой области. Кстати, японские ученые заметили в этом состоянии одну особенность, а именно. Есть в Японии группа людей, которых называют хикикамори. Это люди, которые добровольно выбрали затворничество и отказались от всех социальных связей и контактов. Среди этих людей количество алексимитиков  намного больше, чем где либо. Конечно, в одиночестве человек черствеет душой и перестаёт быть способным к чувственному переживанию, и перестает сочувствовать другим людям. Кстати у шизофреников, по мнению, психиатров тоже присутствует эмоциональная холодность, по отношению к другим людям. Они неспособны сопереживать и чужие проблемы их не волнуют.  В 1985 году в СССР на экраны вышел один из первых фильмов ужасов под названием «День гнева» по рассказу Севера Гансовского. Где в заповеднике профессора Фидлера плодили звероподобных существ, лишенных эмоций, но обладающих человеческим интеллектом. Поэтому человек без эмоций становится просто биороботом. Неслучайно ученые пытаются научить искусственный интеллект,  испытывать человеческие эмоции. Когда он освоит такую программу, то перед ним откроются другие горизонты возможностей, но это пока в будущем. А теперь вернёмся к основной теме нашего изложения и начнём её, с утверждений различных знаменитых людей. К примеру, по мнению известного ирландского драматурга и романиста лауреата Нобелевской премии Бернарда Шоу. Ненависть - это месть труса за испытанный им страх. Утверждение спорно, но интересно. Итальянский поэт и филолог Николло Уго Фосколо считал, что ненависть самая тяжелая и отвратительная цепь, какой один человек может связать себя с другим, ибо кольца цепи пропитаны злобой и страхом Ненависть-это бомба, которая разрушает прежде всего того, кто её бросает- это мнение российского писателя и фантаста Дмитрия Александровича Емеца. Ненависть часто считается злой страстью, которую в лучшем мире следует укоротить, контролировать, искоренять. Тем не менее, для биолога ненависть представляет такой же интерес, как любовь, считает профессор Семир Зеки из Университетского колледжа Лондона, который проводил исследования по данной проблематике. Так что же такое ненависть с точки зрения психологии личности. Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению). Вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами, восприятием объекта ненависти как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта, негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных потребностей. .Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими,  несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности. Таким образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект. С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»). Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте. Но это личная или индивидуальная ненависть. Но есть еще более страшное явление, как социальная ненависть, как общее чувство группы людей, которая сопровождает  тяжелейшие конфликты в обществе, в том числе и религиозные (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации. Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление. Если вспомнить историю, то в ней найдется, немало случаев, проявления социальной ненависти, которая потом выражалась в конкретных агрессивных действиях. К примеру, в 1811 году социальная ненависть людей проявилась по отношению к ткацким станкам. Это событие вошло в историю как восстание луддитов. А религиозная социальная ненависть, это вообще отдельная тема, её даже не хочется, и рассматривать, и обсуждать. Кстати, религиозную ненависть еще зовут религиозной нетерпимостью. Ради этой нетерпимости 26 августа 1572 года католиками в Париже было убито около 30 тысяч гугенотов за одну ночь святого Варфоломея. У ненависти есть множество побочных состояний и действий, где ненависть как чувство, как гнев, антипатия, неприязнь. Но вот агрессия уже выражается в конкретных действиях и поступках и агрессия может быть спонтанной и даже спровоцированной, когда ненависть еще не овладела чувствами человека. Существует еще одна разновидность ненависти, как паталогическая. К примеру, мизантропия- это общая ненависть, неприязнь, недоверие ко всему человеческому роду. Есть мизандрия- это ненависть женщин к мужчинам, Но есть и мизогиния- это ненависть мужчин к женщинам. Дисморфофобия- это ненависть к своему телу. Шовинизм- ненависть по национальному признаку. Ксенофобия- ненависть к людям конкретной национальности. Или негрофобия-ненависть к людям с черным цветом кожи.  Вообще ненависть может проявляться в различных, даже экзотических видах, страшно здесь то, что она умеет себя воспроизводить и тиражировать, правда, с помощью людей. Вспоминая, известные слова немецкого фюрера о том, что немцы воспитают молодежь, от которой ужаснётся мир. Можно понять, что процесс воспитания подрастающей молодежи в необходимом идеологическом ключе. может помочь культивировать ненависть в обществе и ликвидировать пробелы от естественной убыли идеологически подкованных людей, более старшего поколения. В памяти прошедших лет сохранился снимок девятилетнего подростка в Сайгоне, одетого в военную форму янки, который стрелял в затылок из винтовки пожилому вьетнамцу. Другой случай касается интервью журналиста комсомолки с подростком в Кампучии во времена Пол Пота. Этот подросток тринадцати лет, убивал людей железной палкой,  до ста человек за день. Приговоренных, каждый день привозили, клали на землю, лицом вниз, а он разбивал им затылки. Подросток,  конечно, уставал от такой работы, о чем он поведал нашему журналисту. Правда, говорил, что во время отдыха он любил уходить в лес и слушать пение птиц, так видимо, он восстанавливал свои силы. Когда, я читал этот материал, мне становилось не по себе от этой будничной жестокости. Была ли у этого подростка ненависть в душе к убиенным людям, сомневаюсь. Видно ему внушили, что эти люди враги и их нужно убить, и он это делал, потому что не знал другой правды. Нечто подобное происходит в наши дни на Украине. Когда дети, едва научившись говорить кричат: «Москаляку на гиляку» это очень страшно. Какую же участь готовят эти родители своим детям. Зачем воспитывают животную ненависть. При такой преемственности поколений ничего хорошего, в итоге не выйдет. Причинами возникновения ненависти служат преднамеренные и непреднамеренные действия. Непреднамеренные — это отсутствие правильного воспитательного процесса и правильного объяснения реалий жизни и выдуманных идеалистических картинок мира. Причиной также является собственное невежество родителей в этих вопросах. Преднамеренная ненависть, транслируется извне, это метод разжигания конфликтов в социуме, вражды между людьми. Трансляция негатива, открытые лживые потоки информации, искажение фактов и взращивание ненависти – это методы развязывания войн.  Объектам ненависти могут быть дети, подростки, группы людей, социум города, нация, страна, континенты, страны, государственный строй, религии и др. Кстати, от любви, до ненависти, всего один шаг. Не случайно, психоаналитики, пытаясь с помощью психоанализа добраться до сокровенных глубин подсознания своего пациента рассматривают истоки формирования ненависти, которая пока еще на стала, таковой. В процессах межличностного восприятия друг друга мы на подсознательном уровне определяем свое отношения к объекту коммуникации. Почему в коллективах бывают изгои и отверженные? Потому, что они выделяются из общей массы, или внешним видом, или повелением или своими поступками, или своей неряшливостью и нечистоплотностью и пр., или мы интуитивно, начинаем чувствовать неприязнь к человеку, хотя видим его впервые. Не каждый склонен копаться в своей душе, поэтому тех, кто нам не нравятся, мы стараемся избегать. Но. ведь те, кому не нравимся мы, вольны поступать точно также. Автором в своё время проводилось исследование межличностного восприятия военнослужащих друг друга в воинских коллективах. Где неформальная структура оказывала значительное влияние на формирование общественного мнения в коллективе в отношении отдельных своих членов. Выявление и изучение причин негативного восприятия помогало, своевременно предотвращать потенциальные конфликты между военнослужащими. Следует отметить, что данный материал не писался в рамках научной статьи. Поэтому в нём не рассматривается вопрос о ненависти с позиции субъект-объектных отношений, с определением предмета ненависти.  Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что такое социальное явление, как ненависть, со всеми его структурными элементами, нужно изучать серьёзно и надолго, и не плодить ненависть в промышленных масштабах, среди людей, а скорее наоборот, воспитывать любовь к людям, к природе, к своей стране, к своему народу, ибо воспитание ненависти – это путь в никуда. Поэтому, роль воспитания подрастающего поколения в наших условиях повышается многократно.


Рецензии