Психология ненависти, как социального явления
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности. Таким образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект. С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»). Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте. Но это личная или индивидуальная ненависть. Но есть еще более страшное явление, как социальная ненависть, как общее чувство группы людей, которая сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе, в том числе и религиозные (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации. Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление. Если вспомнить историю, то в ней найдется, немало случаев, проявления социальной ненависти, которая потом выражалась в конкретных агрессивных действиях. К примеру, в 1811 году социальная ненависть людей проявилась по отношению к ткацким станкам. Это событие вошло в историю как восстание луддитов. А религиозная социальная ненависть, это вообще отдельная тема, её даже не хочется, и рассматривать, и обсуждать. Кстати, религиозную ненависть еще зовут религиозной нетерпимостью. Ради этой нетерпимости 26 августа 1572 года католиками в Париже было убито около 30 тысяч гугенотов за одну ночь святого Варфоломея. У ненависти есть множество побочных состояний и действий, где ненависть как чувство, как гнев, антипатия, неприязнь. Но вот агрессия уже выражается в конкретных действиях и поступках и агрессия может быть спонтанной и даже спровоцированной, когда ненависть еще не овладела чувствами человека. Существует еще одна разновидность ненависти, как паталогическая. К примеру, мизантропия- это общая ненависть, неприязнь, недоверие ко всему человеческому роду. Есть мизандрия- это ненависть женщин к мужчинам, Но есть и мизогиния- это ненависть мужчин к женщинам. Дисморфофобия- это ненависть к своему телу. Шовинизм- ненависть по национальному признаку. Ксенофобия- ненависть к людям конкретной национальности. Или негрофобия-ненависть к людям с черным цветом кожи. Вообще ненависть может проявляться в различных, даже экзотических видах, страшно здесь то, что она умеет себя воспроизводить и тиражировать, правда, с помощью людей. Вспоминая, известные слова немецкого фюрера о том, что немцы воспитают молодежь, от которой ужаснётся мир. Можно понять, что процесс воспитания подрастающей молодежи в необходимом идеологическом ключе. может помочь культивировать ненависть в обществе и ликвидировать пробелы от естественной убыли идеологически подкованных людей, более старшего поколения. В памяти прошедших лет сохранился снимок девятилетнего подростка в Сайгоне, одетого в военную форму янки, который стрелял в затылок из винтовки пожилому вьетнамцу. Другой случай касается интервью журналиста комсомолки с подростком в Кампучии во времена Пол Пота. Этот подросток тринадцати лет, убивал людей железной палкой, до ста человек за день. Приговоренных, каждый день привозили, клали на землю, лицом вниз, а он разбивал им затылки. Подросток, конечно, уставал от такой работы, о чем он поведал нашему журналисту. Правда, говорил, что во время отдыха он любил уходить в лес и слушать пение птиц, так видимо, он восстанавливал свои силы. Когда, я читал этот материал, мне становилось не по себе от этой будничной жестокости. Была ли у этого подростка ненависть в душе к убиенным людям, сомневаюсь. Видно ему внушили, что эти люди враги и их нужно убить, и он это делал, потому что не знал другой правды. Нечто подобное происходит в наши дни на Украине. Когда дети, едва научившись говорить кричат: «Москаляку на гиляку» это очень страшно. Какую же участь готовят эти родители своим детям. Зачем воспитывают животную ненависть. При такой преемственности поколений ничего хорошего, в итоге не выйдет. Причинами возникновения ненависти служат преднамеренные и непреднамеренные действия. Непреднамеренные — это отсутствие правильного воспитательного процесса и правильного объяснения реалий жизни и выдуманных идеалистических картинок мира. Причиной также является собственное невежество родителей в этих вопросах. Преднамеренная ненависть, транслируется извне, это метод разжигания конфликтов в социуме, вражды между людьми. Трансляция негатива, открытые лживые потоки информации, искажение фактов и взращивание ненависти – это методы развязывания войн. Объектам ненависти могут быть дети, подростки, группы людей, социум города, нация, страна, континенты, страны, государственный строй, религии и др. Кстати, от любви, до ненависти, всего один шаг. Не случайно, психоаналитики, пытаясь с помощью психоанализа добраться до сокровенных глубин подсознания своего пациента рассматривают истоки формирования ненависти, которая пока еще на стала, таковой. В процессах межличностного восприятия друг друга мы на подсознательном уровне определяем свое отношения к объекту коммуникации. Почему в коллективах бывают изгои и отверженные? Потому, что они выделяются из общей массы, или внешним видом, или повелением или своими поступками, или своей неряшливостью и нечистоплотностью и пр., или мы интуитивно, начинаем чувствовать неприязнь к человеку, хотя видим его впервые. Не каждый склонен копаться в своей душе, поэтому тех, кто нам не нравятся, мы стараемся избегать. Но. ведь те, кому не нравимся мы, вольны поступать точно также. Автором в своё время проводилось исследование межличностного восприятия военнослужащих друг друга в воинских коллективах. Где неформальная структура оказывала значительное влияние на формирование общественного мнения в коллективе в отношении отдельных своих членов. Выявление и изучение причин негативного восприятия помогало, своевременно предотвращать потенциальные конфликты между военнослужащими. Следует отметить, что данный материал не писался в рамках научной статьи. Поэтому в нём не рассматривается вопрос о ненависти с позиции субъект-объектных отношений, с определением предмета ненависти. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что такое социальное явление, как ненависть, со всеми его структурными элементами, нужно изучать серьёзно и надолго, и не плодить ненависть в промышленных масштабах, среди людей, а скорее наоборот, воспитывать любовь к людям, к природе, к своей стране, к своему народу, ибо воспитание ненависти – это путь в никуда. Поэтому, роль воспитания подрастающего поколения в наших условиях повышается многократно.
Свидетельство о публикации №222100800892