Сериал Чайки Это не о спорте!

Цитата:
«Мы хотели в большей степени сместить акцент в сериале на самих главных героинь – волейболисток, их судьбы, их личные истории, без которых невозможна спортивная карьера, – сказал продюсер сериала Клепацкий. – Мы рассчитываем на самую широкую аудиторию. Потому что у нас многожанровый проект получился. Он, с одной стороны, спортивный, а с другой – в нём есть определенно драма и мелодрама».
----------------------------
Какие же это волейболистки, простите? Даже не буду акцентировать внимание на росте актрис, играющих роли волейболисток. Главное - в том, что и как показано в сериале «Чайки».
С превеликим трудом, через силу (иначе смотреть этот «шедевр» было никак нельзя) посмотрела все 16-ть серий. Кошмар! Спортивная карьера волейболисток Суперлиги зависит от того, что демонстрируется в фильме?

Несуразный тренер Тополь, погрязшие в различных «разборках», бытовых проблемах девицы (простите, волейболистки команды), даже характеры их весьма схематичны, много застолий, алкоголя, измен и беспорядочных интимных связей, а также: криминальные истории, происходящие с персонажами фильма. По мнению авторов сериала — это и есть то, что происходит в большом спорте за пределами волейбольной площадки. Такое негативное мнение о волейбольной команде должно сформироваться у зрителей?

Режиссер фильма Антон Сиверс говорит так: «Это, прежде всего, история о призвании, о том, что стоит за победами в большом спорте...»
Это о чем он? За победами в большом спорте стоит вовсе не то, что демонстрируется в сериале.

Процитирую мнение одного из действующих тренеров российского волейбола:
«Главный тренер волейбольной команды «Северянка» (Череповец) Роман Самбурский поделился … неоднозначными впечатлениями от просмотра первых серий:
«Я специально сейчас посмотрел пару серий. Первая длится 42 минуты, а волейбола ровно на три из них. Наставления тренера в перерыве: „Сыграем через левую линию“ и „Нам главное взять передачу“ — это полный кошмар. Единственный игровой эпизод, показанный в этой серии, абсолютно неправдоподобен. Ну, а история тренера, который дисквалифицирован за то, что сломал руку судье, а в сериале его якобы вернут в профессию, если согласится тренировать женщин, — абсолютная чушь и бред. Во второй серии на 50 минут всего две минуты волейбола. Главный тренер, по сюжету олимпийский чемпион, на тренировке первым упражнением даёт обоюдную работу в защите. Без растяжки, без разминки, просто построение, свисток — и сразу работа в защите. Все движения актеры выполняют коряво. Выглядит неестественно. В команду Высшей лиги приглашают девочку, случайно увиденную тренером на пляже, которая никогда не играла профессионально. Это вообще не выдерживает никакой критики. Один момент порадовал: упражнения, которые наша команда делает на фитнесе, в сериале показаны правдоподобно. И только они. Думаю, здесь как раз результат работы в создании сериала в качестве консультанта нашего бывшего игрока Анны Беловой».

А что консультант Анна Белова? Процитирую ее:
«Через несколько дней после первой встречи мне позвонил режиссёр и назначил вторую встречу. Снова было очень много вопросов. От глобальных вещей до мельчайших деталей: какой размер площадки, во что одеты судьи, во что одеваются девочки до тренировок и после них, какие причёски делают на тренировки и игры, как выглядят раздевалки и что девочки берут туда с собой. Словом, они узнавали наш волейбольный менталитет. Вопросы всё не заканчивались. В какой-то момент съёмочная группа поняла, что консультировать нужно будет ещё очень много, и мне поступило предложение остаться на весь проект. Недолго думая, я согласилась».

К сожалению, по-видимому далеко не все мнения консультанта были учтены при съемках сериала. Слишком много было «загадок» для авторов фильма даже в совсем простых, на мой взгляд, волейбольных нюансах. И из слов Анны Беловой можно понять, что создателей сериала не очень интересовали особенности волейбола как игры команды профессионалов.

Что касается намеков на выдающегося Николая Карполя со стороны авторов сериала, то эти намеки крайне сомнительны. Кого изображает Михаил Пореченков в образе тренера «Чаек»? Неврастеника, хама и бабника. Такой откровенно отрицательный персонаж не вызывает никаких положительных эмоций и симпатий.

Николай Карполь эмоционально реагировал только на ошибки своих подопечных в игре, но все было совсем не так, как это делает актер Михаил Пореченков в роли тренера Тополя, который постоянно вопит как ужаленный: на площадке, в быту и где придется.
Волейболистки Карполя воспринимали окрики своего тренера вполне разумно и с пониманием.
Процитирую кое-что:
"Татьяна Грачева, «Уралочка» (1992-1995, 2000-2001), сборная России (1992-2002):
– Карполь мог кричать и давить на кого-то – зато между девочками отношения были идеальные. Если вы приглядывались, замечали – кричит он не на всех. Мне, как пасующей, доставалось постоянно. Но были девочки, на которых он не повышал голоса вообще – на Любу Соколову, Женю Артамонову. Карполь прекрасно знал, от кого какими словами можно добиться результата.
Почему-то всем казалось, что он матерится. Ни разу не проскочило! Кого-то из штаба обматерить мог. Девочек – никогда…"

Евгения Артамонова, «Уралочка» (1991-1999, 2001-2002, 2007-2012), сборная России (1991-2012):
– Я знаю Николая Васильевича с 13 лет. И он как был для меня святым человеком, так и остался. Но мне кажется, что с годами я лучше его понимаю. По-моему, он стал более терпелив. Больше думает о семье — не только о своей, о семьях девочек тоже задумывается. Раньше для него волейбол был на первом месте, а в последние 10–12 лет — семья и Родина. Карполь всегда воспитывал нас патриотами и всегда показывал, что мы единое целое и никакая сила не может нас разлучить. Люди просто не понимают значения его крика. Все воспринимают это как хамство и неуважение к нам, к спортсменкам. Но ведь это не так. Он с помощью крика выбрасывает свои отрицательные эмоции. Поверьте, у Николая Васильевича и в мыслях нет никого обидеть. Игра закончилась – все. Он нормальный, хороший человек…"

Елизавета Тищенко, «Уралочка» (1992-2004), сборная России (1992-2004):
– Под началом Карполя я тренировалась с 15 лет. Николай Васильевич – тренер специфический, не все выдерживали его методы. С другой стороны, я всегда об этом говорю: после Карполя не страшен уже никто. Он очень образованный, эрудированный человек, с ним можно поговорить на любые темы. Николай Васильевич очень умело менял интонацию, моментально превращаясь из громкоголосого наставника в мягкого и заботливого дедушку...»

Инесса Коркмаз, «Уралочка» (1996-2000), сборная России (1991-2000):
"– Это великий тренер...Я с огромным уважением отношусь к Николаю Васильевичу, но есть вещи, которые перестала принимать. В воспитании девочек Карполь был даже не жестким, а ограничивающим свободу. У нас был тотальный контроль. Возможно, это было веянием того времени. Сейчас он ведет себя совершенно по-другому...
Конечно, мне доставалось от него в тайм-аутах. У него была своя градация – на кого-то кричал, с кем-то говорил более спокойно. Самый большой плюс Карполя – он игру подбирает под людей. И его команда несколько раз перестраивала свой стиль, чтобы максимально полезно использовать сильнейшие качества игроков."

Главный тренер молодёжки «Динамо-Ак Барс», серебряный призёр Олимпиады Инесса Коркмаз.  о сериале «Чайки» (цитата):
«Я посмотрела три серии, и дальше смотреть не планирую. Причём я очень ждала этот сериал, но его реклама оказалась лучше, чем он сам. Разочарование. Что хочет донести этот сериал? Я так и не поняла. Какой-то разврат, неуставные отношения. К волейболу этот сериал не имеет никакого отношения. Популяризация волейбола? Ну, не знаю. Мужик всё время орёт на девочек – кому это может понравиться?... Мне обидно, что тренера суперлиги в сериале представляют подобным образом. Почему он всё время орёт? Причём бесполезные вещи. Ни один тренер просто так не кричит на игроков, как это показано в сериале. Если они изображают Карполя, то совершенно некорректно. Я много лет с ним работала. Он экспрессивно ведёт себя на площадке, но всегда с определённым посылом. А за пределами площадки вообще не кричит на волейболисток».

Из интервью «БО Спорт» с Николаем Карполем (цитата):
«Я не смотрю этот сериал. Вообще не смотрю телевизор, поэтому не могу дать оценку. Когда в 1979 году в сотрудничестве СССР и Японии снимался художественный фильм «Путь к медалям», со мной советовались при написании сценария. Игроки «Уралочки» тоже участвовали. Сейчас на меня никто не выходил. Я не разговаривал ни с актёрами, ни с режиссёрами, ни со сценаристами. Никакого отношения ни ко мне, ни к «Уралочке этот сериал не имеет».
И очень хорошо, что Н.В. Капроль не смотрит этот сериал.

В сериале команда «Чайка» из Калининграда. В этом городе в 2018 году был учрежден женский волейбольный клуб «Локомотив». Может быть некий намек на эту команду?
Было принято решение, что свой путь в большом волейболе новый клуб «Локомотив» (Калининград) начнет сразу с Суперлиги чемпионата России, в которую был включен по решению Всероссийской федерации волейбола.
В состав команды были приглашены довольно именитые волейболистки, такие как, например: Ирина Воронкова, Юлия Кутюкова, Екатерина Орлова, Алла Галкина, Юлия Подскальная,  Валерия Сафонова, Татьяна Щукина.
В нынешнем сезоне в составе команды «Локомотив» (Калининград) есть достаточное количество молодых и перспективных волейболисток, имеющих  и высокие достижения на международной арене, например:
 Анастасия Жаброва, центральная блокирующая. Дата рождения:13.01.2004 г. Сборная России: Победительница Первенства мира (до 18 лет) – 2021. Победительница Первенства Европы (до 17 лет) – 2020.
 Юлия Бровкина, центральная блокирующая Дата рождения:31.05.2001 г. Сборная России: Бронзовый призер Кубка мира – 2019. Победительница Первенства Европы (до 18 лет) – 2017. Бронзовый призер Первенства мира (до 18 лет) – 2019.
 Татьяна Кадочкина, доигровщица, Дата рождения: 21.03.2003 г. Сборная России:
Победительница Первенства Европы (до 17 лет) – 2017. Победительница Первенства Европы (до 17 лет) — 2018. Бронзовый призер первенства мира (до 18 лет) – 2017. Серебряный призер чемпионата Европы (до 19 лет) – 2018.
Я это к чему и о чем? В команду Высшей лиги приглашают не просто так, как в показано этом  сериале (пришел тренер Тополь на пляж, увидел девушку типа играющую в волейбол и сразу в команду мастеров Суперлиги).

Очень любопытные события происходят в фильме, например, в одной из серий:
«Руководство обсуждает продажу «Чайки» в Сочи. Владелец клуба Иониди поручает своему сыну Артёму развалить команду и не дать ей занять высокие места в матче...»
Какая такая «продажа» волейбольного клуба? Этого быть не может и владельцев в понимании авторов сериала у волейбольных клубов Суперлиги нет. Развалить команду - это вообще бред какой-то. Кстати, игроки женских волейбольных команд заключают контракты (и тренеры тоже)с клубом на определенный период. Контракт можно расторгнуть или не продлить, волейболистка может заключить новый контракт с другим клубом (даже и зарубежным) и ее никто не продает и не покупает, как это представляется создателям фильма.
Для интереса, процитирую что такое волейбольные клубы Суперлиги, например:
Общество с ограниченной ответственностью «Женский волейбольный клуб Динамо».
Руководитель: директор .
Автономная некоммерческая организация «Профессиональный волейбольный клуб Уралочка». Руководитель: генеральный директор.
Автономная некоммерческая организация «Волейбольный клуб «Локомотив - Калининградская область». 
Руководитель: генеральный директор.

«Когда режиссера сериала Антона Сиверса спросили, почему девушки играют именно в волейбол, тот ответил, что это очень интересный вид спорта. Но поскольку в нем нет того драйва, как, например, в футболе, то перед создателями проекта стояла главная задача – заинтересовать зрителей, сделать так, чтобы они не заскучали…»
Забавно, в волейболе такой драйв на площадке в игре, мама не горюй, ни секунды покоя у каждой волейболистки, это не в футболе, где кто-то из игроков может неторопливо бежать вдоль кромки поля, остановиться, поправить неспешно гетры, футболку…  и за весь матч ни разу не попасть в створ ворот. Что-то режиссер не так смотрел в волейбольном матче профессионалов.

Кроме «гениального» Тополя, в фильме фигурирует еще некий Александр Родионов, прежний тренер этой самой «Чайки» – человек лет сорока с прической а-ля дрессировщик Запашный (ничего личного, просто внешнее сравнение образа)и по сюжету крутит шуры-муры с капитаном команды «Чайки» Катей. Любопытно: кто же он в недавнем прошлом? Заслуженный мастер спорта по волейболу, чемпион и призер международных первенств? Типаж как-то не вытягивает на выдающегося спортсмена, а тем более и тренера. Александру Родионову не удается вывести команду «Чайка» в Суперлигу и он, почему-то получает приглашение возглавить ведущий столичный волейбольный клуб «Молот» (название придумали, слов нет, хорошо, что не «Наковальня») Прозрачный намек на  московское «Динамо»? Замечательный карьерный рост тренера Александра за провал.

В заключительной серии эпизоды финальной игры между волейбольными клубами «Чайка» и «Молот», вообще, простите, «жесть» какая-то. Якобы дуэль Тополя и Родионова – нынешнего и предыдущего тренеров замечательной «Чайки». Даже комментировать подобное зрелище нет никакого желания.

Авторы сериала могли бы сделать его и без темы о большом спорте. Например: о буднях тружениц некоего офиса по продаже спортивных принадлежностей, поигрывающих в свободное от свободного времени время в волейбол. И нормально все вписалось бы: все события, проблемы, неурядицы, застолья, выпивки, интимные связи, «криминал» и прочие заморочки, которые и есть основа фильма.
Обидно, что авторы сериала формируют у зрителей превратное и ошибочное мнение о том, что происходит в большом спорте (волейболе) вообще и  за пределами площадки, в частности. Ну какие это спортсменки, тренеры, врач команды и руководство волейбольного клуба?
Очень жаль, что фильм о большом спорте не получился.
-----------------
Фото из интернета


Рецензии
О волейболе
-----------------------
О женском волейболе (профессиональном), который в отличие от мужского менее предсказуем по ходу игровой партии:
интересный, динамичный и зрелищный вид спорта, в котором – в игре ни секунды покоя для волейболисток на площадке (я не говорю о некоторых паузах по ходу игры). Это, простите, не футбол, где можно неторопливо бегать некоторым игрокам.

Состав команды, практически всегда такой: 14-15 игроков, с различными амплуа:
две связующие, две либеро, четыре-пять доигровщиц, четыре центральные блокирующие, две диагональные. Периодически во время игры волейболистки выходят на замену, усилить блок, подачу, атаку, например.

Непосредственно в игре на площадке шесть спортсменок, скажем, такие:
Связующая, либеро, диагональная, центральная блокирующая, две доигровщицы.
Не стану подробнее описывать какие амплуа в чем заключаются, отмечу только, что либеро выполняют основную задачу по приему мяча в защите и подбору мяча, например, при страховании блокирующих. Эти волейболистки не высокого роста (по нынешним волейбольным меркам): 173-176 см.
Связующая — от ее точного и быстрого паса - примерно почти девяносто процентов успеха в результативной атаке. Она должна иметь хорошую «соображалку», «золотые» руки и быстрые ноги.
Диагональная — главная ударная сила в атаке при хорошей доводке до нее мяча по высоте и месту со стороны связующей. В приеме мяча участвует редко (по обстановке). Рост диагональных требуется достаточно высокий, например, Наталья Гончарова «Динамо» (Москва) — 196 см.
Центральные блокирующие тоже вполне не маленькие: от 190 см и выше.

Три тренера: главный, старший и тренер.

Еще требования по высоте волейбольной сетки:
«Согласно пунктам 2.1 официальным волейбольным правилам: 2.1.1 Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин».

Волейбольная площадка делится на шесть зон.
Зоны 1, 5 и 6 — это зоны игроков задней линии.
(находящийся в зоне 1 игрок осуществляет подачу мяча).
Зоны 2, 3 и 4 — это зоны игроков передней линии.
В зоне 6 как правило располагается либеро.
Если команда выигрывает очко после подачи соперника, то вся команда осуществляет переход игроков на площадке по часовой стрелке.

В женском волейболе даже высокого уровня не очень часто встречаются (к сожалению) такие комбинации в атаке: «крест» или, например, «пайп».

Позволю себе комментарий о «пайпе» - pipe, т.е. «труба», как играется:
Надо отвлечь блокирующую (блокирующих) соперника, для этого имитируется атака - ложный прыжок игрока в третьей зоне (там находится, скажем, своя центральная блокирующая), а в это время доигровщица или диагональная из шестой зоны - разбегается, связующая должна отдать передачу под атаку так, чтобы мяч не пересекал трехметровую линию, в тот момент, когда игрок третьей зоны имитирующая атаку, опускается, на ее место в прыжке должна оказаться игрок шестой зоны (диагональная или доигровщица)и она мощно атакует, такие удары, как правило не закрываются и не берутся.
-------------
Задача тренеров команды, в частности, в волейбольных клубах Суперлиги: их трое, это: создать нормальную и высококлассную команду профессионалов (подопечных), способствовать их сплоченности, поддерживать комфортный микроклимат в коллективе, знать сильные и слабые стороны в игре каждой спортсменки, не допускать склок и разногласий в команде, стараться наладить индивидуальную работу с каждой своей подопечной. Не допускать вмешиваться в тренерский процесс на тренировках и в игре различных менеджеров от спорта.
------------
Видео: "пайп" в женском волейболе (от мужского "пайпа" несколько отличается):
http://youtu.be/JNnhbabPRdw
Еще очень интересные моменты женского волейбола:
http://youtu.be/SXzNld5UJ3k
------------
Смотрите волейбол! С наилучшими пожеланиями.

Александра Вежливая   04.02.2024 17:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.