Боль и горечь Донбасса

Далеко на Амуре
По книге Виталия Краснера «Далеко от войны»
Эссе

Книга Виталия Краснера «Далеко от войны» (2017г) очень своевременная и злободневная, хотя написана она по меркам сегодняшнего дня достаточно давно: до начала СВО в 2022 году, до признания республик и до референдумов о вхождении четырех новых субъектов в состав Российской Федерации.

Сейчас так не хватает нравственных повествований из современного мира, современного быта с освещением проблем современного читателю общества.
Как же порой удивляет это множество книг и фильмов для детей с придуманными уродцами, колдуньями, рогатыми, зелеными, трупными образами не существующих в мире персонажей.
Так уводят детишек с малого возраста от жизни в несуществующий мир придуманных невероятных уродливых образов, продолжая привлекать такими объектами и в компьютерных играх. А между тем рядом кто-то нуждается в добром слове и поддержке хотя бы сочувствующим взглядом.
В.Краснер в книге «Далеко от войны» погружает читателя в сложные современные проблемы, которые как бы далеко от берегов Амура, и в тоже время вот они – тут, совсем рядом.
Герой книги Костька на вопросы своих родителей, о какой это войне он вдруг говорит, объясняет про своего нового приятеля:
«–Да с Донбасса они с мамой приехали. Беженцы. А отец у них в ополчении воюет. Вы понимаете, мы сидим сейчас, спокойно ужинаем, а в это время отец Андрея и другие воюют. Их в любое время могут убить, – Котька разволновался, говоря это. Он впервые в жизни задумался, что не все живут вот так мирно, ходят в школу, гоняют футбол. Где-то люди воюют, гибнут, становятся калеками, как Андрей».
Герои книги подростки – девятиклассники. Все они и их родители, братья и сестры жили далеко от войны. И вдруг во дворе появляется мальчик: без ног. И наши юные герои, такие же, как многие и многие жители города Хабаровска, проявляют свои лучшие человеческие качества по отношению к мальчику, нуждающемуся в поддержке и сочувствии. Они стремятся создать Андрею, мальчику с Донбасса, комфортные условия общения со сверстниками, хотя Андрей оформлен, как инвалид, на домашнее обучение.
Костька приходит к Андрею в гости домой и видит Андрея в домашней обстановке в шортах и неприкрытыми культями обеих ног. Он потрясен внешним видом товарища, спрашивает, больно или ему было.
«– Сразу нет, я без сознания был. Потом в больнице после операции, когда наркоз стал проходить, было больно. Да что там больно, обидно было, когда узнал, что ног нет, – Андрей замолчал, и его лицо опять помрачнело от тяжелых воспоминаний».
И это не придуманные и невероятные криворожицы большинства современных произведений для детей. Повесть Краснера – это конкретная беда 15-летнего подростка, у которого никогда уже в жизни не будет своих ног, он не натрет их новыми кроссовками, он не узнает, до какого размера обуви доросли бы его ноги, ему не надо ухаживать за ногами, окунать их в прохладную воду по вечерам от дневной усталости в жаркий день...
Автор вводит в повествование другие персонажи, вот их имена: Серега, Колян, Паша, Витёк. Ребята в той или иной мере пребывают в общение с Андреем и становятся его друзьями: постепенно из сочувствующих Андрею лиц становятся активными поборниками за то, чтобы Андрей «встал в строй», ходил в школу. Вот именно так: ходил.
В комнате у Андрея с мамой нет ни компьютера, ни телевизора, ни у кого из них в их маленькой семье нет даже телефона, что в современное время – диковинка для ребят из Хабаровска. Все сгорело, когда в дом попал снаряд, а купить эти необходимые предметы пока нет возможности из-за отсутствия денег.
Андрей рассказывает ребятам о Донецке, какой это красивый город, сколько в нем было жителей, и какой лучший в Европе был аэропорт.
«Ребята притихли, слушая Андрея. Они впервые так близко столкнулись с войной в виде покалеченного мальчишки и его рассказов».
Вместе с Андреем ребята гуляют по городу, знакомят его с улицами, особо дорогими уголками. Андрей в инвалидной коляске.
Котька догадался попросить у родителей старый телевизор для Андрея с его мамой. В бесконечных разговорах о войне и горе, постигшем семью и друзей Андрея, Костька старается убедить мальчика, что никогда нельзя терять надежду на лучшее, всегда есть выход. Но Андрей пребывает в унынии. Сколько проблем поднимает автор в книге: отсутствие работы по специальности, низкие заработки, дорогие ортопедические услуги…
«Раньше, там, на Донбассе, она работала в шахтоуправлении инженером-экономистом. Здесь это никому не нужно. Её простым бухгалтером не берут на работу. Сейчас она работает в супермаркете уборщицей. Конечно, если бы мы приняли Российское гражданство, то и на меня, как на инвалида, она получала бы пособие. А мама не хочет менять гражданство. Все ждёт, что когда-нибудь это закончится, и мы вернемся домой, к отцу. Но мне уже кажется, что эта война никогда не закончится».
Котька приносит Андрею книгу «Повесть о настоящем человеке» и после прочтения они уже вместе мечтают, как же сделать так, чтобы у Андрея появились протезы.
Каждая страничка книги – это подсказки детям, как поступать в той или иной ситуации.
Так, Костька кинул клич детям в классе, принести, кто какие может запасные части компьютера, решив собрать другу компьютер. И все этой идей загорелись, стали собирать комплектующие.
Создает автор в книге и образ «ботаника» Зайкова, умного «очкарика», который окончательно настраивает компьютер Андрею. Автор описывает, как постепенно Андрей входит в обычное для современного человека и юноши русло. Появляются у него и протезы, он долго и мучительно их осваивает.
От папы пришло письмо – и все герои повести рады.
Летом вместе с семьей Костьки Андрей поехал к морю – в Приморье. Это обычное место отдыха многих дальневосточников. Автор описывает природные явления, шторм, на море. Здесь случаются разные приключения, которые только укрепляют дружбу ребят. В новом учебном году Андрей своими новыми ногами приходит в класс, и всем он уже знаком, чему удивляется классный руководитель. Школьные сцены очень хорошо описывает автор, со знанием дела, ему знакома подростковая психология. К сожалению, повествование заканчивается на горькой ноте: приходит сообщение, что отец Андрея, ополченец, убит на войне…
Остается добавить, что в основу книги положены подлинные события. И благодарность автору В.Краснеру, что он во время подметил эти события и подружил нас с прекрасными подростками, их родителями из обычных доброжелательных современных дальневосточных семей, показал, что боль и горечь Донбасса здесь совсем рядом, даже если описаны современная жизнь далеко от войны, на великой дальневосточной реке Амур.
Именно такие книги должны сейчас учитываться на литературных конкурсах детской литературы. Это жизнь. А жизнь всегда права. Такие книги должны рекомендовать для прочтения на уроках литературы в качестве дополнительной литературы.


Рецензии