Шаши Капур - актёр серьёзного жанра

  Ещё один представитель индийского кино, которого нельзя назвать коммерческим актёром. Шаши Капур, младший брат Раджа Капура, который начинал свой творческий путь в студии своего отца "Притхви-Тхиетар". Дебютировал ребёнком в фильмах "Огонь" и "Бродяга". Он снимался много, часто и это не удивительно, если учесть его на редкость выигрышные внешние данные. Имел реноме серьёзного и культурного актёра, которому любая роль по плечу. Мы знаем его по таким картинам, как "Испытание любви", "Пароль "голубой лотос", Любовь - это жизнь", "По закону чести", "Самозванцы по неволе", а такие фильмы, как "Тающие облака" и "Призрачное счастье", вообще наделали в своё время много шума у наших зрителей - двери в кинотеатры ломали, нельзя было попасть на премьеру! Но, это лишь крохотная часть сделанная им, Шаши обычно снимался в нескольких фильмах одновременно, иногда до десяти сразу - но даже по ним видно, как разнообразны роли Шаши по жанрам, внутренней сути и социальной принадлежности его персонажей.

  Его охотно приглашали сниматься западноевропейские и американские режиссёры, - в сущности, только его и приглашали, когда им по сюжету требовался исполнитель на роль современного интеллигента восточного типа.
  Шаши очень рано стал знаменит, но удивительно долго настоящая звёздная слава не шла к нему. Лишь в 80-х годах, (а родился он в 1938 году), он как-то неожиданно оказался в числе самых популярных актёров индийского кино. Но "звездой" в обычном понимании слова, всё же не стал - он просто великолепный актёр на все роли. Случай Шаши Капура довольно пока редкий в бомбейском кино, когда актёр выдвигается на первые роли без постоянного амплуа.
  А оно ему и не нужно, постоянное! Его творческая судьба сложилась счастливо благодаря тому, что его актёрская зрелось удачно пересеклась с реалистическим параллельным кино индии. Которое не только не имело материальных возможностей использовать дорогостоящих "звёзд", но и отвергало их, потому что нуждалось в актёрах серьёзных и творческих. Для режиссёров "параллельного кино" Шаши - наиболее желательный актёр. Но и для него их фильмы - наилучший материал, раскрывающий его актёрский потенциал. Не случайно самые его знаменитые роли 80-х сыграны в картинах выдающихся мастеров именно "параллельного кино" Шьяма Бенегала - "Безумие" и "Железный век".

  Время действия "Безумия" - восстание сипаев, но, в сущности, это не историческая, а в высшей степени современная по нравственному идеалу картина, глубоко гуманистическая, утверждающая доброту и доверие в человеческих взаимоотношениях. Сюжет строится на истории любви одного из руководителей восстания и англичанки, на любви, которая вызывает яростное сопротивление у обеих борющихся сторон, ибо она для восставших - предательство и нарушение долга, для колонизаторов-англичан - просто нонсенс: как это можно любить раба? Беспощадно жестоки англичане, но неукротимы в своей ненависти к угнетателям и сипаи, - и в этой кровавой буре влюблённым совсем не легко сохранить ясность ума и чистоту души.
  Кстати, здесь уместно добавить, что, как и в фильме, у Шаши жена англичанка Дженнифер. Он женился на ней в июле 1958 года, вместе они прожили, не такую уж долгую, но счастливую жизнь, в этом браке у него родилось трое детей. Но в 1984 году Дженнифер умерла от рака. Её кончина очень тяжело повлияла на актёра, он долго не мог прийти в себя, отменил съёмки и после этого, уже больше выступал, как продюсер, хотя жизнь продолжалась. И через некоторое время всё встало на свои места.
  Что касается уже упомянутого фильма "Железный век", то он о современности, о том, как конкуренция между торгово-промышленными фирмами тоже порой приобретает формы кровавых междуусобиц, между членами одной и той же семьи, в данном случае, между братьями.

  Шаши Капур - человек весьма богатый благодаря съёмкам в бесчисленных бомбейских боевиках - нередко выступал в роли продюсера, финансируя наряду с коммерческими фильмами и картины проблемные, не обещающие особого зрительского успеха. Таким образом он поддерживал движение реалистического высокохудожественного искусства, хронически страдающего в Индии от недостатка средств. На средства Шаши сделаны оба упомянутых фильма Бенегала. Он же субсидировал режиссёрский дебют талантливой Апарны Сен, в прошлом - актрисы, высоко ценимой метрами индийского кино.
  В картине Апарны Сен "Переулок Чоуринги, 36", в главной роли учительницы, переживающей личную драму, выступила жена Шаши - Дженнифер. Англичанка по рождению она стала видной актрисой индийского театра и кино, и её смерть в 1984 году - большая утрата для индийского искусства.

  Шаши Капур скончался после продолжительной болезни 4 декабря 2017 года в Мумбаи. Нам остались его фильмы, его живые образы и огромное творческое наследие братьев Капуров, что для мирового кино бесценно!


Рецензии