Шаши Капур - актёр серьёзного жанра
Его охотно приглашали сниматься западноевропейские и американские режиссёры, - в сущности, только его и приглашали, когда им по сюжету требовался исполнитель на роль современного интеллигента восточного типа.
Шаши очень рано стал знаменит, но удивительно долго настоящая звёздная слава не шла к нему. Лишь в 80-х годах, (а родился он в 1938 году), он как-то неожиданно оказался в числе самых популярных актёров индийского кино. Но "звездой" в обычном понимании слова, всё же не стал - он просто великолепный актёр на все роли. Случай Шаши Капура довольно пока редкий в бомбейском кино, когда актёр выдвигается на первые роли без постоянного амплуа.
А оно ему и не нужно, постоянное! Его творческая судьба сложилась счастливо благодаря тому, что его актёрская зрелось удачно пересеклась с реалистическим параллельным кино индии. Которое не только не имело материальных возможностей использовать дорогостоящих "звёзд", но и отвергало их, потому что нуждалось в актёрах серьёзных и творческих. Для режиссёров "параллельного кино" Шаши - наиболее желательный актёр. Но и для него их фильмы - наилучший материал, раскрывающий его актёрский потенциал. Не случайно самые его знаменитые роли 80-х сыграны в картинах выдающихся мастеров именно "параллельного кино" Шьяма Бенегала - "Безумие" и "Железный век".
Время действия "Безумия" - восстание сипаев, но, в сущности, это не историческая, а в высшей степени современная по нравственному идеалу картина, глубоко гуманистическая, утверждающая доброту и доверие в человеческих взаимоотношениях. Сюжет строится на истории любви одного из руководителей восстания и англичанки, на любви, которая вызывает яростное сопротивление у обеих борющихся сторон, ибо она для восставших - предательство и нарушение долга, для колонизаторов-англичан - просто нонсенс: как это можно любить раба? Беспощадно жестоки англичане, но неукротимы в своей ненависти к угнетателям и сипаи, - и в этой кровавой буре влюблённым совсем не легко сохранить ясность ума и чистоту души.
Кстати, здесь уместно добавить, что, как и в фильме, у Шаши жена англичанка Дженнифер. Он женился на ней в июле 1958 года, вместе они прожили, не такую уж долгую, но счастливую жизнь, в этом браке у него родилось трое детей. Но в 1984 году Дженнифер умерла от рака. Её кончина очень тяжело повлияла на актёра, он долго не мог прийти в себя, отменил съёмки и после этого, уже больше выступал, как продюсер, хотя жизнь продолжалась. И через некоторое время всё встало на свои места.
Что касается уже упомянутого фильма "Железный век", то он о современности, о том, как конкуренция между торгово-промышленными фирмами тоже порой приобретает формы кровавых междуусобиц, между членами одной и той же семьи, в данном случае, между братьями.
Шаши Капур - человек весьма богатый благодаря съёмкам в бесчисленных бомбейских боевиках - нередко выступал в роли продюсера, финансируя наряду с коммерческими фильмами и картины проблемные, не обещающие особого зрительского успеха. Таким образом он поддерживал движение реалистического высокохудожественного искусства, хронически страдающего в Индии от недостатка средств. На средства Шаши сделаны оба упомянутых фильма Бенегала. Он же субсидировал режиссёрский дебют талантливой Апарны Сен, в прошлом - актрисы, высоко ценимой метрами индийского кино.
В картине Апарны Сен "Переулок Чоуринги, 36", в главной роли учительницы, переживающей личную драму, выступила жена Шаши - Дженнифер. Англичанка по рождению она стала видной актрисой индийского театра и кино, и её смерть в 1984 году - большая утрата для индийского искусства.
Шаши Капур скончался после продолжительной болезни 4 декабря 2017 года в Мумбаи. Нам остались его фильмы, его живые образы и огромное творческое наследие братьев Капуров, что для мирового кино бесценно!
Свидетельство о публикации №222100901660