Светлый мир

В такие дни кажется, что наступило наконец счастье и оно никогда уже не кончится. Солнце, будто воин вернувшийся после долгой войны, наконец расслабилось и заулыбалось ласковой улыбкой. День тёплый, может даже жарковатый, но самую малость, а ночь весьма прохладная и освежающая. В воскресное утро людей на улицах минимум, а если таковые имеются, то кажется, что они не идут, а плывут по городским рекам и ручейкам, но непременно бесцельно, исключительно для получения удовольствия.

- Ну что озорник, хочешь в школу?
- Даааа
- А как во дворе дела? С Иво помирился?
- Я его поборол и теперь он перестал меня дразнить.
- Молодец, а когда подрастёшь, сможешь улаживать отношения без борьбы.
- Как это?
- Просто поговоришь с человеком и он перестанет делать тебе неприятные вещи.
- Я его должен буду напугать?
- Не обязательно. Когда ты поучишься в школе и станешь умнее, сможешь объяснить человеку что он не прав. Убедить его что ему от его же действий будет хуже, что он будет выглядеть глупо, если продолжит так себя вести или получит ответ который будет ему не приятен и не выгоден.
- Ни чего себе! Просто словами?
- Да, просто словами. Ты живёшь в прекрасное время. Теперь сказанные слова значат очень много и за них нужно непременно отвечать. Вот раньше.., были страшные времена, не дай Бог что бы они опять вернулись.
- Дед, а что было страшного?
- Ну как тебе объяснить? Раньше люди говорили всё что вздумается и никак не отвечали за это.
- Как это? Вообще не отвечали?
- Да, представь себе.

Не молодой, но ещё поджарый и опрятный дед со своим семилетним внуком, прогуливаясь, не спеша подошли к центру города. На ратушной площади стояли несколько одинаковых сооружений в виде буквы Г, со свисающими верёвками на концах.

- Дед, а что это такое?
- Это.., хм.., это, можно сказать, символы: чести, справедливости и ответственности. Многие тысячи жизней отданы за то, что бы они стояли вот так.
- А для чего они?
- Для того, что бы не было зла на земле. Для того, что бы вешать плохих людей.
- Как это вешать? Как вещи в шкафу?
- Примерно так, но вещи в шкафу висят комфортно, они не наказаны, а здесь будут висеть люди которых наказали.
- Дед, а за что?
- За совершённое зло, но не за маленькое, а за очень серьёзное, такое которое может повредить другому человеку или вовсе уничтожить жизнь какого-нибудь хорошего гражданина.
- А какое зло? Убийство?
- Не перебивай, сейчас всё услышишь. Большое зло гораздо хуже убийства, а само по себе убийство, может быть и очень хорошим поступком, а может быть даже подвигом. Убил, например: негодяя, бандита, насильника - получишь орден, а убил хорошего человека - сядешь в тюрьму.
- А как я узнаю, хороший он или плохой?
- Узнаешь, со временем, рано тебе пока. Официально, убийства разрешены только с восемнадцати лет, тебе ещё расти и расти. В школе тебе всё расскажут. А вот раньше, я это время застал, страшное было время,  человек мог уничтожив негодяя быть наказан за этот геройский поступок. На всю жизнь. Представляешь! Сейчас справедливость и большая ответственность, не то что раньше. Сейчас можно угодить в тюрьму за то, что ты мог убить негодяя, но не сделал этого.
Вот например, ты спортсмен, взрослый и здоровый человек, идёшь вечером по тёмной улице, в кармане нож. Из-за угла выходят двое бандитов и хотят тебя ограбить, а ты, вместо того что бы прирезать их, вытаскиваешь нож и грозишь: "А ну ка отойди или хуже будет". За такой поступок, можно угодить в тюрьму на три года.
- Ни чего себе, а если я не хочу убивать?
- Что значит не хочешь? Не имеешь права. Представь, что будет дальше. Тебя они испугались, потому что ты сильный и с ножом, а если на твоём месте через полчаса окажется пожилая бабушка или слабая девушка? Грабители всё отнимут, а могут и изувечить, если жертва будет себя не правильно вести.
- Как это, неправильно себя вести?
- Ну например: на требование отдать имущество, слабому человеку надлежит вынуть или снять всё что имеется и сказать: "Я вас не видел" и развернуться спиной.
- А вдруг они стукнут сзади.
- Они тебя могут стукнуть и так, если ты стоишь лицом. Причём, если стоишь лицом могут и сильнее стукнуть, а могут даже убить, если скажешь: "Кто вы такие? Я ничего не отдам", а ещё хуже, если будешь угрожать, тогда точно убьют. А когда ты стоишь спиной, то во первых не раздражаешь их, а во-вторых ты для них не опасен, понял?
- Понял.
- Ну что это мы, всё на эту тему, тебя всему в школе научат, за десять лет. Хочешь водички?
- Да. И купи ещё мороженое и шоколадку.
- М.. да, учиться тебе ещё и учиться.

Дед присел на корточки и посмотрел в глаза малышу взяв его за плечи.

- Я тебе сейчас всё куплю потому что деньги есть, а если бы не было?
- Не купил бы.
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха, дело не в купил - не купил, а просить нельзя.
- Почему нельзя? Мне же хочется.
- Мало ли что кому хочется, когда ты просишь, то ставишь человека в неудобное положение или становишься неприятным попутчиком, понимаешь?
- Не очень.
- Что ты не понял? У человека, я не про себя, нет денег или он не хочет тратить. Ты просишь, ему неудобно или неприятно, ты заставляешь его объясняться: нет, мол денег или мало денег и не могу купить.
- Ну понял дед, не купишь что ли?
- Да куплю, куплю. Ты пойми, человек не любит когда просят, он любит сам дарить. Вот если бы ты сказал: "Ух ты! Какая вкусная шоколадка, мне она очень нравится. Ты пробовал?"
- Я вот так скажу, а ты не купишь.
- Если у меня не будет денег, конечно не куплю, а если есть куплю обязательно, даже если не хотел. Потому что почувствую радость от того, что доставлю тебе наслаждение. А когда ты канючишь, никакой радости у меня не будет, потому что тогда я тебе её не подарил, а ты выпросил и мне пришлось купить.

Ответа не последовало, внук задумался и замолчал. Они подошли к летней веранде напротив столбов буквой Г. Через несколько минут принесли газировку, шоколадку и мороженое. Дед взял эспре;ссо со стаканом воды. Мальчик отхлебнул воды, куснул шоколадку и смазал сверху мороженым, взгляд его опять упал на столбы.
- Дед, за какое большое зло вешают?
- Вешают за лож.
- Ни чего себе - мальчик задумался - дед, а я тебя на счёт Иво обманул. Меня теперь повесят.
- Нет конечно, а что ты соврал?
- Я сказал что я его поборол, а на самом деле нет, он меня так и дразнит.
- Эх ты-и-и, ну ничего-ничего, это не страшно, ты же никому своим враньём ничего плохого не сделал, только себе.
- А за какое враньё тогда вешают?
- За то, которое приносит большой вред.
- А какой вред большой?
- Вот ты любознательный. Молодец. Большой вред, это когда враньё ломает человеку жизнь или подвергает её опасности. Ну например, возьмём мороженое, ты просишь, я не покупаю. Ты знаешь что у меня есть деньги и разозлился, пошёл в полицию и сказал что я тебя ударил. За это меня должны осудить на три года тюрьмы, но выяснилось, что я тебя не бил, тогда тебя посадят на пять лет, вернее посадили бы, если бы тебе было 12 лет, а так посадят твою мать, за то что она тебя не воспитывает.

Мальчик насупился и процедил сквозь зубы: "Я бы так никогда не сделал"
- Да я знаю, ты же честный парень.

Паренёк поднял голову, глаза засияли, как будто он только что избежал пяти лет тюрьмы.

- Так это сажают, а вешают то кого?
- Вешают за очень серьёзное и опасное враньё. Если, например, человек публично заявляет, что в государстве всё плохо, а это не так, то его повесят вот здесь и ты это увидишь по телевизору обязательно. По всем каналам неделю будут показывать.
- А кто же о своём государстве будет плохо говорить, только сумасшедший.
- Не обязательно о своём, если кто-то будет врать о соседнем государстве, его тоже самое ждёт. Наше государство не может быть настолько ничтожным, что бы позволять говорить неправду о других, тогда нас уважать не будут и всерьёз наши слова не будут воспринимать.
- Понятно... про государство врать нельзя.
- Врать нельзя никогда, мера ответственности разная, но неминуемая.
Ты посмотри как легко дышится, в какое светлое время мы живём, бояться нечего и некого, ложь практически искоренили, а сколько в былые времена зла было от неё, сколько невинно пострадавших.

Когда мороженое закончилось, дед с внуком встали и медленно побрели в сторону дома. Дед наговорившись, всю дорогу шёл молча, а малыш поминутно оглядывался что бы взглянуть на виселицы, которые сделали его жизнь счастливой и безопасной.

21.08.2022г.


Рецензии
Да, уж. Неужели люди не способны жить без лжи? Недавно прочла статью по психологии, что если ребёнок к 5 годам не научился врать, то с ним что то не так. Комплимент, например, тоже ложь. Философский вопрос.

Татьяна Лютикова   01.02.2023 23:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте Татьяна, спасибо за отзыв. Мне кажется, как вы правильно поняли, безнаказанная лож, это самое большое зло.

Владислав Туловский   01.02.2023 23:54   Заявить о нарушении
Какой странный рассказ!Аллегория,но на что?Не лги,но убей?
Не проси,чтоб не ввести в неловкость другого?Но если другой-родной человек.
Слишком заумно!

Ирина Столбова   28.01.2024 12:47   Заявить о нарушении