Заметки мимоходом. 1-30 сентября 2022 года

1 сентября
Республики и округа – это искусственные аквариумы, где появляется аквариумный мозг или безмозглость. А как ещё назвать отсутствие собственной идентичности и копирование стереотипов поведения доминирующего большинства?

* * *
Не знаю, насколько высок или низок уровень мышления сегодняшнего общества, особенно бурят-монголов, но полагаю, что он – никакой. Вообще, никакой! Ибо своего мышления нет. Всё – чужое. Я мог бы написать большой текст о качестве ума современного общества, но об этом давно сказал академик И.П. Павлов: «…Слово начинает заменять действительность. В таком состоянии находится сейчас все русское население. Вообще, я должен высказать свой печальный взгляд на русского человека. Русский человек имеет такую слабую мозговую систему, что он не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами.»
Оценка, к сожалению, полностью относится к бурят-монголам. Исходя из этой оценки и надо работать с информационным пространством, то есть с питательной средой, которая пропитывает и убивает организм бурят-монгольского общества. Особенно опасны пехотинцы системы, действующие во всех сферах, включая религию. Они, за редчайшими исключениями, - главные убийцы своего народа.

* * *
Зачем мне города и другие населённые пункты, если история монгольских народов и мои предки здесь? Иногда, особенно в знойные миражи, из-за сопок показываются их колеблющие тени на конях. Особенно часто они  возникают в местах средневековых монгольских поселений, которые я часто посещаю. Половина из них в приграничном Забайкалье.
На снимке: 10 сентября 2022 года. Хирхиринское городище

* * *
Буряты всё ещё ищут Наин Нава. Сколько человек ищет, столько и найдут.

2 сентября
Это что за народ, который не только соглашается со смертью многих своих людей, но ещё и одобряет их смерть?

Какой толк от того, что я опишу историю, время, события, людей инструментами одного из художественных жанров, не лучше ли будет, если я покажу видение живых картин? И не потому, что люди не готовы воспринять художественную литературу, а потому, что художественная литература, вообще, – плод воображения человека, возомнившего себя выше Бога или эволюции, то есть его отсебятина. Это жалкие потуги жалкого существа перед необозримой, недосягаемой умом человека тайной всего сущего, что невозможно выразить словами.

* * *
Полностью заблокирован в Вайбер, не работает Фейсбук. Не знаю даже как восстанавливать контент.

3 сентября
Блокирую и удаляю из своих сообществ всех, кто пытается мешать и препятствовать работе.

* * *
На угрожающем этапе развития бурят-монголов, когда с ними никто не считается…

В это время, как никогда, нам нужна познавательная документалистика, раскрывающая нашу историю, а не художественное воображение авторов без доказательной базы, умножающее споры и не способствующее развитию современных бурят-монголов, особенно потомков. На данный момент мы находимся на одном из угрожающих нашему народу этапов развития, если, конечно, это можно назвать развитием. (Материал на моей странице в ВКонтакте. В последнее время активно работаю там, остальные сети и мессенджеры блокируют).

4 сентября
Российский образ мышления весь пропитан расистским духом. Под лупой этого "мышления" азиаты всегда выглядят дикарями и насекомыми, в какие бы благородные фразы это мышление не было облачено.

* * *
Скоро продолжу публикации об исторической территории всех монголов, находящейся ныне на территории России - это огромные пространства, где всё ещё сохраняются названия монгольских народов и ощущается дух монгольской истории. На них - исчезающие и спивающиеся русские деревни и посёлки, бескрайняя степь и одинокие стоянки, на которых иногда встречаются узбеки или таджики. Где монгольские народы, разглагольствующие о своём величии????

5 сентября
Удивительный бурят-монгольский народ - от берегов Аргуни до Ольхона, от стыка границ Китая, Монголии и России до Красноярского края. На западе - нерпы, на востоке - тарбаганы, потрясающая флора и фауна. Загнавшие себя в республику и округа, как в аквариумы, мы так мало знаем друг о друге! Здравствуйте, бурят-монголы!

* * *
Неинтересных людей не бывает. Жизнь сама по себе интересное явление. Биография любого человека интересна и увлекательна.
Всё дело в том, многие авторы не видят темы и сюжета, а потому только портят биографии, которые не могут быть не интересными.
И вот я перевожу с бурятского языка одно «произведение о судьбе человека» и с горечью думаю: «Какой сюжет испортил автор! Жаль, что перевод не может исправить эту ошибку, ведь перевод должен быть точным… Какое разочарование, как жаль героя. Ведь задача произведения о человека – обессмертить его имя, а тут только принизили. Жаль, ах, как жаль! И как можно доверять таким авторам?

6 сентября
Не понимаю борьбу за место под солнцем. Места мало? Или солнца?

* * *
В последние годы замечаю, что некоторые руководители бурят-монголов пытаются стать людьми, но события в России снова нагибают их и заставляются становиться пехотинцами системы. Выхода у них нет. Видимо, так и останутся убийцами своего народа. Думать об изменении сознания религиозных деятелей, конечно, смешно.
Нам, рождённым ползать, шаблон лживого мышления достался от предыдущих поколений. Это хуже тюрьмы! Мы не вышли из этого шаблона, и будем оставаться дураками и рабами до тех пор, пока не выйдем из этой тюрьмы и не полетим над временем и пространством, обретая настоящее мировоззрение и способность мыслить, то есть жить, как и подобает настоящему человеку – хозяину своей судьбы.
Убить дракона можно только, если убить его в себе…

9 сентября
Монголы, оружие, городища... Мазохистов не было и нет
Ни одно монгольское поселение средневековья не имело оборонительных валов или фортификационных сооружений, как это было повсюду. В Китае, Средней Азии, Европе. Монголы никого не боялись и ни от кого не защищались. В мире не было таких мазохистов, которые решились бы на них напасть. (Материал в моём ВК)

11 сентября
Зачастую мы забиваем голову бесполезным мусором себе, окружающим и, самое страшное, своим потомкам, вместо того, чтобы побывать в местах, конкретизирующих нашу историю...
Там, где покоятся наши предки... 10 фотографий с Хирхиринского городища и кладбища средневековых монголов.
Побывал на Хирхире. Убедился, что в реальности там всё, как я и предполагал много лет: городище средневековых монголов существует, его изучают, находят множество предметов и останков, которые возвращают обратно в землю или передают музеям, либо они оседают ещё где-нибудь. Вполне возможно, что некоторые из них попадают в частные коллекции, откуда идут на продажу с "чёрных" аукционов...
(Материал в моём ВК)

13 сентября
Познавательная история бурят-монголов: даты, территория (фото, карта).
События с 1594 по 1767 год.
История зачастую проявляется в менталитете и поступках современников, которые всегда – итог эволюции того или иного рода. Как говорится, яблочко от яблони падает всегда рядом.

И когда кто-нибудь пытается утвердить в обществе какие-то факты о прошлом той или иной группы людей, то у слушателя тут же возникает вопрос: «Могло это быть или не могло?».
Ошибки в ответах бывают редко… Как правило, такая ситуация часто складывается в обществе, малозаметном в орбите исторических процессов и совершенно не имеющем субъектность. Из этого податливого материала ушлые политики могут слепить любую форму с нужным им содержанием.

Величайшее мужество современников в таком обществе – а) обретение субъектности; б) исправление прошлых ошибок с тем, чтобы потомство получило возможность для реального развития в общемировой среде. (Материал в моём ВК).

17 сентября
Бурят-монголам. Несколько абзацев об отрицательном отборе
Чуть ли не с юных лет меня интересовало всё, что имеет отношение к истории бурят-монголов только по одной причине – мне надо было развиваться вообще, а не только в своей или не в свой среде, для этого, прежде всего, надо найти себя. Настоящего, а не того, каким меня пытались сделать политические и социальные институты страны. Только в этом случае можно научиться мыслить. Это главное условие жизни, остальное – существование.
Всё, что не предполагает развитие и конкурентоспособности, означает отсталость и деградацию, как общества, так и человека. Конечный итог – исчезновение. Это как езда на велосипеде: едешь – стоишь, остановился – упал. Развитие – трезвое осознание и качественное улучшение своих возможностей и способностей. Осознать себя помогает история, где всякая подделка чревата ещё большим падением, ибо она рано или поздно раскроется. Халява всегда выйдет боком.
Чем больше я осознавал историю и в ней самого себя, тем больше видел подделок вокруг. Они были повсюду и множились непрерывно, далее – о никаком просвете в этих страшных завалах из текстов, газет, книг, радио, телевидения даже мечтать нельзя было.
Мысль об отрицательном отборе народонаселения в этой ситуации была вполне логичной, и она явилась. Вместе с ней явилась мысль об информационной санитарии и гигиене, которой нет, не было и не предвидится среди бурят-монголов. Следовательно, их надо создать. Хотя бы для себя.
(Материал в моём ВК)

* * *
Мой призыв к развитию бурят-монголов очень нервирует некоторых людей. Но у меня нет права обращаться ко всем.

18 сентября
Вынужден предупредить всех моих читателей, слушателей и зрителей, что вся моя деятельность посвящена только и только бурят-монголам и ничего предосудительного или враждебного ни для кого не несёт. Принцип моей работы: помощь и польза.
С уважением и лояльностью отношусь ко всем людям, более того, рекомендовал бы изучение этой темы всем думающим людям, но вмешательство в тему и обсуждение её посторонними лицами, кроме самих бурят-монголов, будет решительно пресекаться, ибо: а) это касается только бурят-монголов; б) вмешательство в дела других людей показывает абсолютное невежество и бескультурье, которых надо сторониться.

* * *
Не надо куда-то ехать и показывать себя. Расти дома так, чтобы тебя отовсюду видели...

20 сентября
Уничтожение бурят-монголов в МНР
1. Бурят-монголы, жившие в МНР и живущие ныне в Монголии, естественно, граждане этой страны, но, вместе с тем, они являются неотъемлемой частью всего бурят-монгольского народа. (Кстати, как и бурят-монголы Китая, но это отдельная тема особого разговора).
2. Даже мысленно отделять бурят-монголов Монголии от бурят-монголов России невозможно, ибо это единый организм, народ, разделённый, но не умерщвлённый, границами и политикой государств, которые находятся на исторических землях монгольских народов.
3. Далее надо чётко представлять, что до Второй Мировой войны на планете существовали только две социалистические страны СССР и МНР, жизнедеятельность которых была организована по понятиям (именно так) российского марксизма.
4. Исходя из вышеперечисленного и надо рассматривать репрессии бурят-монголов в МНР в 1920-1940-х годах. Для начало следует отличать Монгольскую Народную Республику от исторического определения Монголия, в котором МНР – только часть истории этого глобального феномена, на этой части была совершена попытка построения социализма по лекалам СССР. Следовательно, всё, что происходило в СССР по большей части повторялось эхом в МНР. Если репрессии проходили в СССР, то они обязательно должны были произойти и в МНР.
За годы террора в стране было уничтожено почти 11 процентов мужского населения. Особенно это касалось работоспособных мужчин бурят-монголов. Во-второй половине ХХ века пожилые бурятки МНР рассказывали о том, что после репрессий некому было даже овцу заколоть, звали подростков, халха-монголов.
(Материал в моём ВК)

21 сентября
Чиновник России приходит на мероприятие ровно на время своего выступления.

22 сентября
О необходимости глобального обзора…
Будьте спокойны: эволюция – это промежуточные стадии или варианты, где активные, то есть современные, всегда лучше предыдущих. В противном случае вид исчезает… Следовательно, обоготворение или сакрализация предков и традиционного образа жизни – когнитивная трагедия с отрицательными последствиями. В этом случае мы должны говорить о памяти, больших человеческих чувствах, как примере человеколюбия.

О поисках, мероприятиях. Зачем толочь в ступе воду, когда, на самом деле, нет ни ступы, ни воды. Воздух сотрясать? Кто ищет Наян Наву, кто Цайдам и т. д. Есть вертикаль времени со своими метками, но также есть горизонталь пространства и тоже со своими делениями.
Неужели так трудно, пользуясь этими инструментами, определить шкалу и координаты и понять, что речь идёт о разных явлениях, находящихся на разных метках по вертикали и разных координатах по горизонтали.

* * *
Монголы мира смотрят ТВ и читают СМИ, включая социальные сети и мессенджеры, во всём мире. И спрашивают: "Где правда?". Зачем им ответ, если надо развиваться и избавлять от лжи.

23 сентября
Как и думалось, началась мобилизация. Без объявления военного положения. Снова проявилось отсутствие базовых институтов государства. На этот раз - армии. Какие-то частные формирования, призыв к добровольцам, сбор пожертвований, вязание носков и т.д - это и есть отсутствие армии. А любая оптимизация - отсутствие государства, развитие которой предполагает системную сложность. Кстати, как и сложного человека - умного, образованного, с научным мышлением, чувствующего литературу, философию, культуру и т.д.

24 сентября
Человек изучает ту часть истории, где его предки были наиболее активными и оказали влияние на остальных. Какой-то очень добрый человек высказал на Пикабу своё мнение:

«Запретили нам думать и видеть, запретили слова говорить
Разрешили других ненавидеть, и про совесть и честь позабыть
Смерть теперь называем мы жизнью, ну а жизнь превращается в ад
Нужно быть абсолютным безумцем, если ты лично этому рад»

На самом деле мне не очень интересны история и современность моего народа в изложении разных авторов, ибо они мне известны. Но я обязан заниматься этим делом, ибо история и современность общества, то есть питательная среда, в которой находится мой народ, настолько токсична и ядовита, смертельна и лжива, что не оставляет никаких шансов для жизни и развития. Эта среда может только расчеловечить и превратить человека в совершенно безмозглое и бездушное существо с вывернутой психикой, любое общение с которым не имеет никакого смысла. С кем же общаться в этой среде, как не со своим народом?
На самом деле я хотел бы прожить свою жизнь среди самых обыкновенных и мирных людей, радуясь всему тому, что досталось на отмеренный мне период жизни. Но этого нет, а потому я пытаюсь сделать хоть что-то для того, чтобы такая радость досталась когда-нибудь кому-нибудь другому. Только вера в то, что в этой радости будет капля и моего усилия, придаёт мне силы в беспросветном мраке среды, с которой любой, хоть немного мыслящий человек, не должен входить в реакцию вообще.
Вот почему я занимаюсь только делами своего народа

25 сентября
Нагрянули товарищи. Возникла необходимость ехать в Монголию. В трехстах километрах от меня, в селе Дашбалбар или городе Чойболсан, должна быть интересная рукопись по истории бурят-монголов. Это недалеко. Выехал в чём было, то есть в рабочей, повседневной одежде: спортивная форма и жилет.

* * *
На пункте перехода в Соловьёвске несколько машин. Но очередь двигается медленно. Только монголы - буряты и халхи. Все спокойны и соблюдают очередь.
После обеда появилась русская пара - мужчина и женщина лет 35-40. Эти, оставив машину, двинулись с вещами в воротам пункта перехода. Без никакой очереди, не обращая внимания на присутствующих. С их появлением появилась тревога. Сразу видно, что буряты и халхи для них не люди. Пришлось вмешаться и ставить их на место. Оказалось, что они бегут от мобилизации, сюда приехали из Владивостока.
Ближе к вечеру мы перешли границу и оказались в Эренцаве. Монгольские таможенники узнали меня: видели фотографию в каком-то журнале. Один из них, Эрдни-Баир - зять моего друга Гомбожвын Менд-ооё, известного монгольского поэта.

* * *
В Эренцаве жил монгольский поэт Данзангийн Намсурэн, творчество которого следовало бы изучить. Говорят, что в его доме создан музей, которым заведует его супруга Хандама-абгай. Мне рассказывали, что у могилы поэта поставлена скульптурная композиция - тележное колесо, на которое гнездо жаворонка с тремя яичками. Очень примечательно. Когда-нибудь, надеюсь, устроить в Эренцаве литературный фестиваль с поэтами Монголии.

26 сентября
Ночью доехали до Чойбалсана. Поселились в бурятской гостинце "Шадангууд". Утром встретился с интересным халха-монголом, приехавшим из Южногобийского аймака для того, чтобы посмотреть памятники на Халхин-Голе. Кстати, я служил в этом аймаке. Гоби мне близки.
Днём встречался со своими друзьями-писателями Давасуреном и Менхдоржем. Очень интересные и хорошие люди. Давасурен - отец известного монгольского поэта-песенника Ган-Очира, работал ветеринаром, Менхдорж - бывший экономист исчезнувшего Чойбалсанского мясокомбината, очень ценный публицист.
Оказалось, что нужная мне рукопись находится в Улан-Баторе. Мы проехали 300 километров

* * *
В Чойболсане проявились первые признаки бегущих от мобилизации бурят-монголов, русских и людей других национальностей.

27 сентября
Отправились в Улан-Батор. 600 с лишним километров. Трасса неплохая обрывками. Некоторые из них длительные. Обедали на середине пути - в Ундер-хане, который чаще именуют Чингисом.

* * *
В Улан-Батор прибыли ночью. Я знал город в 1973-1975 годах, приезжал сюда в 2019 году. И вот оказался на его улицах сейчас. Интенсивность изменений удивительная. Следовательно, городу нужны - метро, развязки и т. д. и т. п.
Блуждали часа три, помогали знакомые. Наконец-то, поселились в одной из гостиниц, то есть Зочин Буудал.

28 сентября
Целый день созванивался с друзьями и знакомыми. Все зовут к себе. Приглашают в студию Монгольского Национального телерадиовещания, хотят познакомиться, наметить какие-то общие планы.
Выяснилось, что буряты Улан-Батора тоже желают организовать встречу. Такие сведения появились в социальных сетях. Кстати, жители Монголии общаются в основном на Телеграм и на Фейсбук, которые запрещены в России.
Вообще, Монголия - очень демократическая страна, каждый волен поступать и говорить так, как ему угодно. Демократия на монгольском языке - Ардчилал. Слово - моя вековая мечта.

29 сентября
MNB - Mongolian National Broadcasting, это огромное здание, по коридорам которого можно кататься на мотоцикле. Там собрались молодые поэты, пригласившие меня на встречу. Мы беседовали более двух часов. Общение было свободным. Предлагали создать общий для монгольских народов Союз писателей на современной основе. Очень дельное предложение. Надо подумать. Преградой может стать засилье "писателей" из республики и округов бурят-монголов, где совершенно отсутствует серьёзная мысль, а всякие думки бьются в объёмах этнического сознания и хотелок авторов. Но ничего другого нет, что очень печально. В общем, надо работать...
На прощание монголы подарили очень много книг. В общем, дружба наша стала крепче. Мой друг Арюнболд Гончик - великолепен.

30 сентября
Гулял по площади Сухэ-Батора. У Дома правительства, как известно, скульптура Чингисхана, по боком его - два полководца. Многие монголы до сих пор не могут определиться - кто из них Боорчу, а кто - Мухали. Наверное, надо определять справа налево.
Вернулся в гостиницу на улице Иркутской или Эрхугэй гудамжа. Далее поехал к гости к своему другу Менд-ооё. Начался дождь. Я со свой тросточкой мокнул у тротуара, когда возле меня остановилась машина, за рулем был молодой парень. Он доставил меня по адресу бесплатно. Вот что значит настоящий монгол: увидел, что стоит пожилой человек с тросточкой и тут же помог ему!

* * *
Менд-ооё - человек большого масштаба, я бы назвал его распространителем мировой культуры в Монголии и сеятелем монгольской культуры в мире. Он - президент Монгольской академии культуры и поэзии.

Мы договорились устраивать совместные мероприятия в Монголии и России, то есть у меня. Я же не связан с гос. структурами, значит, буду приглашать на своё усмотрение. Более того, ко мне уже едут целыми группами, и я вожу и по историческим местам и читаю лекции.
Пусть на этот раз мероприятия будут в монгольском Дорнод аймаке, Эренцаве, где жил Данзангийн Нямсурен и Новой Заре Забайкальского края, на берегах Онона, Торейских озёр, на Адун Шулууне, в Кондуской и Хирхиринском городищах. Чингисхан, монголы и поэзия!

* * *
Вечером в кафе "Ангаре" встречались с бурятами Улан-Батора. Очень нормальные люди, никакого напряжения. Трудно определить профессии, вид деятельности. Все - одинаковы, но далее выясняется, что тут и доктора, и кандидаты наук, деятели культуры и СМИ, бизнеса и банковской системы. Многие знают по 4-5 языков: японский, китайский, корейский, английский, немецкий... Русским владеют слабо. Они - люди своего, монгольского, мира, что очень и очень правильно. Но моё ли дело утверждать что правильно или неправильно? Они - другие люди. Когда народы Монголии следовали за бурятами России, теперь должно быть наоборот.
Вечер получился замечательный...



* * *
Выяснятся, что в Улан-Баторе находятся тысячи бурят, калмыков, тувинцев, русских, покинувших в эти дни Россию. Они очень заметны на улицах, в кафе, на площадях. Замечу, что печальных лиц не видел, напротив, многие вдохновлены переменами, которые, наконец-то, случились в их жизни. Они будто бы ждали перемен, но случай, предоставивший их, трагичен и нелеп.

* * *
В этот же день мне позвонил Александр Сергеевич Урбагаев из Нукутского района Иркутской области и сообщил, меня ждут в Ольхонском районе. Была такая, давняя, договорённость. Но решил, что всё изменилось с началом мобилизации и не стал спешить на Ольхон. Теперь выяснилось, что место и время встречи изменить нельзя.
Что ж, я проехал уже более 1000 километров, проеду ещё 1000, отправлюсь из Улан-Батора через Дархан, Алтан-Булак и Кяхту в Улан-Удэ, а дальше - Иркутск и Еланцы.
Жаль только, что я не взял одежду для торжественных случаев, всё ещё хожу в спортивной форме и жилете. Начинается снег, холода. Купил какую кацавейку, кстати, очень тёплую.
Послезавтра отправляюсь в Ольхонский район. Не возвращаться же домой с половины пути.

В общем, об этой поездке, прочертившей длинный овал по территории Монголии и России почти в 4000 километров, о встречах с разными людьми, о своих впечатлениях и открытиях, придётся писать не одну неделю. А материал, даже этот, дополнять и дополнять рождающимися по теме мыслями.

Ничто и никто не должны останавливать человека. Но помни завет умных людей: "Встав с этого места, мы должны точно знать куда и зачем придём". Иначе зачем нам двигаться?


На снимке: гостиница "Ольхон" в Чойбалсане. Кстати, в города напротив друг друга стоят две гостиницы "Ольхон" и "Шадангууд", как бы олицетворяя западных и восточных бурят-монголов.


Рецензии