Алма-Ата моего детства микры, дворы и Люди

Город Алма-Ата, пятый микрорайон, дом 13.  Самое начало 70-х двадцатого века. Это первый адрес в моей жизни, где я помню осознано какие-то события и сопровождающие их звуки, запахи, ощущения. Себя помню маленькой, в белом платьице с цветочками... Но вижу не четко, а как в туманной дымке.

...Был двор вдоль всего дома, где вместе играли  дети из всех подъездов: те, кто постарше - в подвижные игры, малыши обычно были заняты в большущей песочнице с деревянными краями, на которых можно было сидеть.
Была во дворе большая яблоня, которая каждый год обильно цвела, но ее урожай съедался мальчишками в состоянии яблочных зародышей.
Если подняться на взгорок, то было огромное футбольное поле, где играли в футбол летом  или бегали зимой с шайбой и клюшками все дети и даже взрослые со всех окрестных домов.
Был турник, сваренный из толстых металлических труб. Были массивные металлические конструкции, типа брусьев, сейчас я так понимаю, предназначенные не для занятий спортом, но дети висели везде, где только можно было кувыркаться и висеть.
Ещё были какие-то  ажурные прямоугольные  бетонные конструкции, состоящие из бетонных квадратов,   напоминавшие окна без стен.  Зачем они были нужны, я не знаю, но они были во всех микрорайоновских дворах, и что-то в этом было.
Деревянные лавочки со спинками были у каждого подъезда, но было ещё особое место общения - неподалёку от яблони, где собирались  жильцы всего дома. Я так подробно вспоминаю этот двор, потому что именно там произошла история, о которой я вам вдруг захотела рассказать.
 
Мои Мама и Папа работали много. Всегда. С нами жили мои две бабушки - две родные сестры. Баба Муся (Марфа Самойловна) - худенькая, строгая,  кареглазая труженица, в белом платке и обязательном всю жизнь фартуке - переднике. Баба Муся говорила только на украинском языке, и благодаря ей  я знаю вкус настоящих украинских вареников с творогом, с вишнями, помню вкус блинов на одних желтках, жёлтеньких как настоящее «сонэчко» и пою украинские песни.

 ... На маленькой шестиметровой кухоньке витает аромат свеже сваренного  украинского борща,  который я пытаюсь разложить на составляющие. В борще, как положено, может стоять ложка , а я выискиваю  в ароматной массе варёный лук. И слышится на весь дом:
- Боже ж мий, ты дiвiсь!
Кажу, та шо ж  тi робiшь, бисова дiтiна? Хай тоби грэць! Гэть виттиля! От я тоби зараз...

Следом слышатся хлопок посудным полотенцем, мой обиженный рёв,  и я бегу в комнату к бабе Сане,  (Александре Самойловне). Я утыкаюсь носом в её всегда неподвижные больные ноги и горько рыдаю, жалуясь на бабу Мусю. Баба Саня откладывает свою неизменную книжку и начинает гладить меня по голове, что -то ласково нашептывая и периодически потрясая сухим кулачком в сторону кухни... Потом приходит баба Муся с чем-нибудь вкусным, жалеет меня,  и мы миримся  до следующего первого блюда.

Я не знала тогда, что обе эти женщины приходились моему папе тётками, потерявшими в лихолетье двух войн своих мужей и детей, и вырастивших моего отца как общего сына, хотя его родная мать - их сестра- была жива, здорова и растила других детей от другого мужа. В свои два - три года для счастья было достаточно знать одно: я самая любимая внучка двух моих бабушек!

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и через три года после моего рождения  у меня появилась средняя сестричка - красавица Анечка, что обозначило необходимость отправить меня  в детский садик. Скорость решения этой проблемы была обусловлена настойчивостью, с которой я несколько раз предложила либо отдать Анечку кому-нибудь, либо, на худой конец, просто выбросить.  Как выяснилось позже, в истории человечества я была совсем не оригинальна в выборе способа избавиться от  младших членов семьи, но тогда старшие восприняли меня всерьёз и решили, что -  от греха подальше - пора мне влиться в дружный детский коллектив.

Не знаю, жив ли этот детский садик сейчас? Он находился в соседнем втором микрорайоне, выше второй детской горбольницы.  Странно, но я часто вижу во сне именно детский садик - двухэтажное здание, со стенами розового цвета,  с обширной территорией, густо поросшей высокими деревьями, благодаря чему даже в самую сильную жару на участках с беседками всегда была приятная тень и прохлада.  В памяти осталось ощущение красоты, свежего воздуха, запах влажного асфальта и вид чистых, тщательно выметенных влажных дорожек, по которым мы каждый день вступали под таинственную сень этих деревьев. Думаю, с детским садом меня примирил  встречавший нас каждое утро вкусно - домашний аромат свежей выпечки и молочной каши, призывно разносившийся в сторону входа из открытого окна кухни.
   
Из впечатлений  моего первого дня в садике я чётко помню, что на моем шкафчике была почему-то закреплена картинка  Трактора, и по такой же картинке нужно было найти свою раскладушку для сна. О да! Кроваток тогда не было. Были маленькие детские раскладушки, которые расставляла нянечка после обеда. На каждой раскладушке была привязана картинка, соответствующая картинке на шкафчике. И сейчас я понимаю, что каждая раскладушка складывалась после сна вместе с матрацем, подушкой и одеялом каждого ребёнка и убиралась в специальную кладовочку.

В группе было много горшечных цветов с большими зелеными листьями,   много книг и игрушек. Безусловно, самой популярной игрушкой была лошадь - качалка. Себя верхом на ней я не помню, но вот мальчиков, которые за нее периодически  дрались и на ней же потом скакали, помню отчётливо.
Отдельные игрушки тоже остались в памяти: большие пластмассовые куклы, с нарисованными лицами, у которых волосы были отформованы и покрашены коричневым цветом. Это были куклы - девочки, которые в основном были без одежды и их полагалось пеленать. Имена у этих кукол были самые разные. А вот кукла - мальчик была одна, тоже пластиковая, но в нарисованной одежде в виде чёрного костюма, белой рубашки и чёрных ботинок на ногах.  И вот эту куклу звали конкретно - Марат. Кто ее так назвал и почему,  не представляю даже 50 лет спустя, но очень долго имя Марат у меня четко ассоциировалось именно  с этой куклой. 

Мы играли не только на участке, но и свободно бегали по территории, потому что я отчетливо  вижу обратную сторону здания садика. И наверное, поэтому однажды  я самовольно  ушла домой...
   
Подробностей я лично не помню. Сейчас многое напишу со слов  участников и очевидцев этой истории,  но одно помню ясно: я пришла к себе во двор и только, как ни в чем ни бывало, присоединилась к ваянию фигурок в песочнице, как вдруг соседка по нашей лестничной площадке тётя Маша, увидев меня, закричала на весь микрорайон:
«Марфа Самойловна, скорее, она здесь!», - и схватила меня в охапку так, как будто я собиралась немедленно исчезнуть в дали голубой.

Оказывается,  в садике, как только обнаружили пропажу ребёнка, то сразу позвонили домой (у нас был стационарный телефон) и маме на работу. Мама в мановение ока оказалась в эпицентре событий, а заведующая  и воспитатели уже искали меня по всему второму микрорайону вокруг садика. Бабушки, которые  нянчились со средней - на тот момент - грудной сестрёнкой, ждали на всякий случай дома, если вдруг я приду сама,  или меня приведут.

На всякий случай тетей Машей были оповещены все соседи, которые обычно сидят во дворе, но они тоже решили идти на поиски под руководством одного из них -  фронтовика, в прошлом опытного разведчика.  Группа быстро построилась, командир обозначил план поисков,  и все дружно выдвинулись из нашего двора на поиски меня . 

Получается, что именно в тот момент, когда огромное количество неравнодушных людей искало меня везде, я, никем не замеченная,  спокойно вошла во двор и присоединилась к детям. Соседка тетя Маша немного отстала от группы поисковиков - волонтеров,  пристраивая на время поисков своего собственного сына  под надзор к моим бабушкам, и поэтому обнаружила меня сразу.

Очень скоро к  нам во двор прибежали мама с заведующей и воспитателями, и  все, кто меня искал. Весь двор гудел! У мамы прихватило сердце. Воспитатели осмотрели и ощупали меня с ног до головы, а потом бабушки двора передавали меня  из рук в руки друг другу,  обнимали, целовали, ругали, а потом мы все вместе плакали  и снова целовались,  и обнимались.

Вокруг нас постепенно собрались люди из соседних домов . Все наперебой высказывали своё мнение: хорошо, что не украли  цыгане(?), хорошо, что не попала под машину (получилось, что мне удалось самостоятельно и  благополучно перейти  две автомобильные дороги), кто-то возмущался, куда мы все катимся, и вообще нужно сообщить куда следует...

Сообщать родители никуда не стали: бедная заведующая и воспитатели и так были на волоске от сердечного приступа, и с тех пор нас на прогулках постоянно по несколько раз   пересчитывали и «перекликивали».
   
 Ну, а что я? Ровно два дня (субботу и воскресенье)  я была самой популярной  девочкой во дворе, по причине чего в понедельник из садика сбежал мальчик.
Мальчик  жил в соседнем подъезде. Но его садик был ведомственный и расположен был где-то далеко, поэтому соседа «повязали» при попытке проехать в автобусе «зайцем», да ещё и без сопровождения взрослых. Поскольку тогда чужих детей не было, автобус просто подъехал к ближайшему отделению милиции,  и водитель под присмотром бдительных пассажиров  сдал  ребёнка милиционерам для выяснения.  Мальчик был постарше меня, назвал фамилию, имя и домашний адрес.  И вот тогда все дети  нашего двора узнали, что такое настоящая слава! Это когда на целой милицейской машине тебя привозят во двор и ведут домой два дяденьки- милиционера в форме! Стоит ли говорить о том, что если бы после отъезда милиции этому мальчику мать не задала показательную трепку прямо во дворе  дома с участием всех бабушек, дедушек, мам и некоторых удачно подвернувшихся пап из всех окрестных домов, то через день в бега отправилась бы следующая группа
путешественников…

   Вспоминая об этих довольно серьёзных, но так счастливо завершившихся для меня и других людей событиях, я понимаю, в какой потрясающей атмосфере дружбы и взаимовыручки росли  все мы, не взирая на национальности, размер зарплаты родителей и их социальный статус. Мы были во дворе одной большой семьёй, которая одинаково дружно откликалась и на радость, и на беду. Может поэтому наши поколения и выросли такие неравнодушные и досужие до всего, где дело  касается города, друзей,  поддержки и справедливости?  А ещё мы очень сентиментальные , и поэтому я  снова вытираю с глаз набежавшие слезы ...

На фото со мною Баба Муся (Трибратенко Марфа Самойловна).


Рецензии