12. Весна-лето 1364 года, Сергий
А ещё, бывало, налетят татарские отряды, либо (скорее всего!) дружина соседнего князя — тогда совсем худо! Всё разорят, пожгут, в плен уведут... Как тут расправить плечи простому пахарю?! Кто-то от безысходности уходил на север, кто-то становился разбойником лесным, кому-то везло даже прибиться к ушкуйникам. Однако последних было единицы. Самым лучшим вариантом для крестьян считалось перейти в разряд церковных, ведь тогда можно было не платить налоги ни ордынцам, ни князьям, а только попам. Но церковь, благодаря царским привилегиям, становилась пристанищем не только простолюдинов. Часто туда от мирских невзгод уходили и представители знатных слоёв. Причиной могли послужить опала или обнищание.
Сергий (в миру Варфоломей) происходил из ростовского боярского рода. Его отец Кирилл разорился из-за увеличения ордынских поборов, взимаемых когда-то Иваном Калитой и помноженных на разразившийся на несколько лет неурожай. Нужда вынудила Кирилла с семьёй переселиться в московские пределы милостью того же Калиты. Однако по старости бывший ростовский боярин уже не мог служить. Он передал обязанности сыновьям, а сам с супругой ушёл в монастырь. Двое старших отпрысков, Стефан и Варфоломей, также выразили желание служить отцу небесному, а не земному.
-Крестьянин через кормленщиков отдаёт подать князю, - рассуждали братья. - Князь отвозит её татарскому царю. Царь раздаёт полученное своим вельможам за службу. Вельможи, демонстративно преклоняясь перед господином, всегда готовы предать его. Кому же богатства приносят благоденствие? Выходит — никому! Вышестоящий тоже зависит от нижестоящего. А конец у всех один. Тогда зачем смущать душу земными страстями, ежели есть лишь одно неизменное и всеобъемлющее — Господь! Не лучше ли посвятить жизнь Ему?
После смерти родителей оба приняли постриг, оставив имущество третьему брату. Варфоломей уговорил Стефана уйти в пустынь. Там они построили храм во имя Святой Троицы и зажили тяжёлой подвижнической жизнью. Вскоре Стефан не выдержал тягот и ушёл в Богоявленский монастырь. Там он познакомился с будущим митрополитом Алексием и обзавёлся покровительством тогдашнего московского князя Симеона, стал его духовником и игуменом монастыря.
Варфоломей же под именем Сергия продолжал вести самое непритязательное существование, борясь с посылаемыми соблазнами и молясь за души христианские. Он не брал подаяний, а кормился и зарабатывал лишь от рук своих. Но удивительное дело: чем упорнее Сергий сторонился мира, тем больше разрасталась слава о нём, как о святом. Люди искали его, просили поучения и утешения. Сергий честно признавался, что является обычным человеком, что утешить и наставить может только Господь, а он сам лишь старается жить по его заповедям. Люди селились возле его обители, просили не гнать от себя. Так Свято-Троицкая церковь стала монастырём. Всякое в нём бывало. Порой братия не выдерживала крайнее воздержание, роптала, бунтовала. Сергий даже удалялся из общины, но к 1364 году вернулся и наконец согласился стать игуменом, хотя любые должности ему претили.
Благодаря брату Стефану знали о нём и на Москве вплоть до княжеской семьи, а также в Константинополе (посредством Алексия). Сергий лишь удивлялся, видя какое огромное значение придают ему, грешнику. Больше всего он боялся впасть в гордыню и тщеславие.
«Как тут не погубить душу, если даже князья и кесари почитают тебя?»
Свидетельство о публикации №222100900911