Соловецкий праведник. Иеросхимонах Захария

                СОЛОВЕЦКИЙ ПРАВЕДНИК.
                ПРОЗОРЛИВЫЙ СТАРЕЦ (ИЕРОСХИМОНАХ ЗАХАРИЯ).
                Из истории храма Неопалимой Купины с. Олым.

                Предисловие.

Сто двадцать лет в нашем храме хранится книга с загадочной дарственной подписью:  «Сия книга пожертвована Соловецким иеромонахом Зиновием в Ламскую церковь Неопалимой Купины Божией Матери. 1902 г. мая 24 дня. Иеромонах Зиновий». Впервые о существовании этой книги я узнал когда занимался изучением истории храмов Касторенского района, от протоиерея Алексея Лакомова, бывшего настоятелем храма Неопалимой Купины с. Олым. Меня очень заинтересовало кто же этот Соловецкий иеромонах? Что связывает его с этим храмом, ведь не просто так он был в храме с. Олым? Несколько лет эти вопросы оставались без ответа. Через некоторое время Господь управил так, что меня назначили настоятелем храма в с. Олым. Пересматривая богослужебные книги, мне снова попалась минея (богослужебная книга) с загадочной дарственной надписью. Я решил попытаться выяснить кто этот иеромонах Зиновий. Направил письмо в Соловецкий монастырь. Ответ пришёл быстро, Господь открыл нам об этом праведнике.

                Послушник Захар.

Захар Игнатьевич Корольков, будущий иеросхимонах, родился в 1835 году в селе Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Родители были крестьянами. Игнат Иванович Корольков и Татьяна Егоровна. У Захара был младший брат Гавриил. Отец их умер рано, в 1843 году, в 23 года. Вдова Игната Ивановича осталось с двумя детьми, старшему сыну Захару было восемь лет, а младшему Гавриилу пять. Дети росли, Захар женился, но рано овдовел. В 22 года он ушёл в монастырь.

20 ноября 1865 года был определен в послушники Соловецкого монастыря. В 1870 – 1873 годах проходил послушание при Соловецком подворье в Архангельске, в 1875 году трудился в монастыре на клиросе, а в 1876 году — при скотном дворе. Отзывы настоятеля были положительные: «Качеств хороших, к послушаниям способен».

                Монашеский постриг.

23 апреля 1876 года Корольков Захар Игнатьевич был пострижен в монашество в Соловецком монастыре с именем Зиновий, в 1877 году поставлен на ответственную должность смотрителя Соловецкого подворья в Сумском посаде (село на юго-востоке Беломорского района Карелии). Архимандрит Мелетий, назначенный настоятелем Соловецкого монастыря в 1879 году, отметил деловые качества и молитвенную настроенность отца Зиновия: «Честный и исполнительный и смиренный. Хорошего поведения и послушлив», — и по его ходатайству 18 марта 1882 года отец Зиновий был рукоположен в иеродиакона, 20 марта — в сан иеромонаха. В том же году 30 июня иеромонах Зиновий был определен на должность строителя Савватиевской пустыни. Пустынь была основана в 13 километрах от Соловецкого монастыря, преподобными Савватием и Германом, пришедшими на Соловки в 1429 году.

Оценка его нравственных качеств на протяжении последующего десятилетия неизменно высока: «Благонравный, смиренный, послушливый и трудолюбивый».

В 1891 году по распоряжению Учрежденного Собора Соловецкого монастыря иеромонах Зиновий для совершения богослужений и исполнения разных церковных треб, перемещен в восстанавливающийся Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь, который являлся самым северным монастырём мира (расположен на Кольском полуострове). 1894–1895 гг. иеромонах Зиновий находится на Архангельском Соловецком подворье при часовне для исправления богослужений. Отзыв о нем настоятеля архимандрита Иоанникия в 1895 году похвальный: «Простой, трезвый и благонадежный монах, к послушаниям очень способен и усерден». 23 февраля 1896 года  отец Зиновий был награжден набедренником.

Видя его склонность к молитвенному деланию, архимандрит Иоанникий направил его в 1897 году в Анзерский Свято-Троицкий скит (Соловецкий архипелаг, о. Анзерский) для совершения богослужений и для ознакомления с уставом скитской жизни. Через год отец Зиновий был возвращен в монастырь, как видно из отзыва, стремился к пустынному житию: «Очень хороших качеств, к послушаниям способен, к церкви весьма усерден: пламенно желает поселиться на остров Кондостров для уединенной безмолвной жизни». Это желание исполнилось, в 1899 году отец настоятель писал о нем: «По усердию своему проживает за святое послушание на о. Кондостров с одним послушником и несколькими богомольцами трудниками». Кондостров -  остров в центре Онежской губы Белого моря.

Однако для пользы дела с 31 мая 1900 года иеромонах Зиновий был включен в строительную комиссию по сооружению каменного храма в Трифоно-Печенгском монастыре и, соответственно, перемещен на Печенгу. «Простой, прямой, верный и благонадежный инок, настроения благочестивого, жизни воздержной, к послушаниям очень способен» — такова его характеристика в последние три года его земного поприща.

Не исключено что, находясь в строительной комиссии о. Зиновий мог оказать помощь в достройке храма с. Олым. Вначале 1899 г., церковь была построена под карниз. Для дальнейшего строительства у жителей не было средств, Синод отказал в выделении денег, но храм был достроен, возможно, благодаря стараниям иеромонаха Зиновия на Касторенской земле есть такой замечательный старинный храм. 

Вот что помнили о нем братия: «Небольшого роста, худощавый, к старости стал весь сухой. По происхождению — хохол Воронежской губернии, кличку имел Зиновий Хохол. Недолгое время проживал на архангельском монастырском подворье. Монастырское начальство долго не давало ему священства, но, очевидно, кто-либо хлопотал о нем, и тогда, согласно личному желанию митрополита Исидора, Святейший Синод постановил возвести его в сан иеромонаха.

                Постриг в схиму.

Не задолго до смерти о. Зиновий принял схиму (высшая ступень православного монашества) с именем Захария. Особою ревностью отличался в ежедневном посещении всех монастырских служб, к началу которых приходил одним из первых и не старался покидать их с поспешностью после окончания. Больше всего любил служить панихиды и молебны. И хотя славянские книги читал по складам, но благодаря своему смирению уже при жизни творил чудеса. Когда отец настоятель вручал кого-либо из вновь постригаемых под его начало, то отец Захария налагал на них очень большие келейные правила, бывавшие им зачастую не под силу; вообще в такого рода наставительных монашеских деланиях он считался среди братии очень строгим. И некоторые, бывало, боялись получить его своим старцем. Схииеромонах Захария свои келейные подвиги скрывал от братии. Никогда не ходил мыться в баню, а опрятывал себя дома, неизвестно как. Спал очень мало, да и то большей частью сидя, не позволяя себе лечь на койку. В обращении с окружающими и братией отличался редкостным смирением и безмерной простотой, всегда со всеми был справедлив и терпеть не мог неправды, несправедливости и т. п., за что и пострадал немало от своего монастырского начальства, будучи ссылаем за свои «слова и мысли и обличения старших» на исправление на остров Конда, а затем, когда и там «не исправился», сослали его в Печенгский монастырь, где и был он со временем пострижен в схиму с именем Захария. Но все эти внешние скорби нисколько не поколебали его в той стойкости, с которой он защищал все правое и Божие. В Печенгском монастыре он и принял кончину, которая была так же тиха, кротка и блаженна, как и вся его монастырская жизнь.

                Прозорливый старец.

На Конде старец  Захария был за строителя. Благодаря своей природной энергии он очень много сделал за небольшой срок своего пребывания на острове. Сам яблони насадил, немало устроил в местном хозяйстве. Соловецкие богомольцы и рыбари и там не оставляли его, а последние, постоянно останавливаясь по пути на Конде, одаривали его с братией рыбой, картофелем и другими продуктами своего производства. Слава о нем с Соловков дошла и до этого места.
— Батюшка, помолись за нас, твоя молитва до Бога доходна, — говорили они, оделяя его своими излишками. И верили в него, как в угождающего Богу своими добродетелями и тайными молитвенными подвигами.

Отец Захария несомненно обладал даром прозорливости. В среде Соловецкой братии сохранилось немало свидетельств исполнившихся его проречений как о насельниках монастыря, так и о самом монастыре. Он читал мысли и желания приходивших к нему и тут же изобличал в неправде и в несправедливости тех из них, кои шли к нему, желая или скрыть от него что-либо нехорошее, или оправдаться. Задумал один монах купить себе очки дальние (бинокль), да уж очень дорого они стоили. Пошел он как-то к о. Захарии посоветоваться о чем-то, а тот его встречает следующими словами:

— Очки-то дальние не покупай, отец, глаза испортишь.

Как сказал он, так и послушался монах и более не помышлял об этой покупке. За получением жалованья для братии о. Захария сам иногда приезжал из Печенги в Соловки и останавливался в гостинице. Как-то раз потерял он там 5 рублей. Деньги нашел помощник гостинника и рассказал об этой находке гостиннику о. Ксенофонту. И решили они затем сдать деньги о. казначею. Вдруг встречается о. Захария и говорит помощнику гостинника, пытливо всматриваясь в его лицо:

— Алексей, а не нашел ли ты моих монеток?

«А мне сразу стало стыдно, и я тотчас отдал ему 5 рублей. И солгать, и украсть, и тяжко согрешить не допустил о. Захария, вовремя оберегая нас от греха», — рассказывал впоследствии Алексей — помощник гостинника».

Отец Захария отошел ко Господу 8 сентября (по старому стилю) 1903 года, в день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Незадолго до этого, в мае 1902 года, будучи ещё иеромонахом Зиновием посетил наш храм, родные места и своих сродников. История нашего храма и села неразрывно связана с именем этого праведника.

Село Олым образовалось из выходцев села Новая Ольшанка. Родственники старца Захарии так же переселились в с. Олым, где и сейчас широко распространена данная фамилия. В ограде храма похоронены двоюродный брат о. Захарии, Корольков Гавриил Иванович и его сын Корольков Иван Гавриилович, которые много потрудились для храма.

Господь нам даровал такого праведника, чтобы мы увидели его жизнь, добродетели, служение, духовно назидались и укреплялись.

Иерей Александр Шашкин, настоятель
храма Неопалимой Купины с. Олым
Касторенского района Курской области.

По материалам «Соловецкий цветник»
митрополита Мануила (Лемешевского).


Рецензии