Всемирный день почты

Здравия всем!!!
На своей страничке ВКонтакте опубликовала информацию о Всемирном Дне почты.
И мне самой стало интересно узнать больше об истории почты в России.

Тем более, я вспомнила, что у меня есть наборы марок об истории почты, и когда-то я в начале 70-х, чтобы немного забыть о тяжести развода, заходила иногда после занятий в институте в магазин "Филателия" (который находился в нескольких домах от учебного корпуса)и покупала новую серию интересных по тематике марок, потом ходила в библиотеку, брала домой журналы, если были и книги, и вечером, когда сын засыпал, начинала изучать информацию о событиях, отображённых на серии марок. Ндаааа.

Ещё раз напоминаю, что мне надоело читать и слушать, что я рекламирую продукцию, размещая ссылки на сайты, где печатают рекламу и не очень "пристойные" фото.

Чтобы избежать претензий авторов - печатаю текст, делаю скорректированную сноску/ссылку, чтобы на сайтах не было "нехороших" фотографий и рекламы. Если указывается фамилия, имя - я дублирую, если только сайт - то скорректированные данные.

"Всемирный день почты отмечается ежегодно в рамках Недели письма 9 октября.

Всемирный день почты включен в перечень Международных дней Организации Объединенных Наций (kakoyprazdnik)
 
9 октября 1874 года на конгрессе Всемирного почтового союза, среди учредителей которого была Россия, принят «Всеобщий единый почтовый договор». Тогда он объединял 22 страны, сегодня – весь мир. 

Государственная почта (cursus publicus) возникнет в Риме при Августе. Доставке подлежали исключительно официальные распоряжения сверху – и отчёты снизу… население, по старинке, передавало свои писульки с оказией – и они могли найти адресата спустя годы (если вообще). Принято считать, что само слово «почта» – «post» впоследствии произойдёт именно от латинского «Statio posita in…» (то есть – «станция, расположенная там-то…»).

«Впоследствии» – потому что с упадком Рима ведомство закономерно ликвидируется (кроме Византии).

Столетиями Европа обходилась всё теми же оказиями (вроде странствующих монахов);
потом (примерно в XIV веке) в германских землях появится более-менее упорядоченная служба городских гонцов;
наконец, в 1464 году Людовик XI французский учредит королевских курьеров (спустя пару десятилетий их впервые назовут chevaucheurs en postes)

История с русской почты ведёт к 1266 году,  когда на Руси появляется первый документ, регламентирующий почтовый обмен: правила проезда гонцов по русским землям.

КСТАТИ - почти на столетие раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой.

Татаро-монгольское нашествие не только разорило русское государство, но и остановило развитие русской почты на несколько столетий.

Единственным, что русские позаимствовали у поработителей, стало новое название почты - ямская гоньба.

С конца XV века, с момента освобождения Руси от ига, появляются первые почтовые учреждения, возникают новые виды почтовых услуг.

Иностранцы, посещающие в те времена Московское государство, уже называют работу ямщиков «почтой» - они узнают в ней все признаки лучших почтовых служб Европы.

Табакерка"пакетовая"с посвятительной надписью императрице Елизавете Петровне Россия, 1753 год.
Пакетовые табакерки имитировали запечатанные почтовые белые конверты. На крышках«писем» надписывались адреса владельцев,на дне размещались «сургучные печати».

Регулярная почтовая гоньба (доставка писем) из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе, а также в «немецкие страны» – Прибалтику, Скандинавию и германские земли – организована и развивается в конце XVII - начале XVIII веков.

Основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов.

Простому люду услуги почты были не по карману.
 
«Немецкая» почта Московии была казенным предприятием, в то время как в Европе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями. 

Внутри России почту продолжали доставлять ямщики.

С середины XVIII века началось слияние обеих служб в единую Российскую Почту. Причем почта тех времен доставляет не только письма и посылки, но и более экзотические вещи – например, Ямскому почтамту Москвы подчинялась «фруктовая» почта, оперативно доставлявшая виноград, арбузы и дыни к царскому столу.

В 1723 году из Астрахани до Петербурга и Москвы была организована «скорая гоньба» – тракт для быстрой доставки к царскому столу винограда, персиков, арбузов и дынь, получивший название «фруктовой почты».

Со второй половины XVIII века регулярные конные почтовые линии стали подходить к некоторым уездным городам, промышленным центрам и местам добычи жизненно необходимых государству ресурсов.

На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

В начале 70-х годов XVIII века прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию со станциями для перемены лошадей и отдыха людей по всему маршруту.

На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель».
 
С 1773 года русская почтовая служба начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги.

Примерно в то же время появляются знаменитые почтовые тройки лошадей – самая быстрая на тот момент форма перевозки почты, а также почтовые колокольчики, оповещавшие всех попутных и встречных, что нужно уступить дорогу почтовой эстафете.

В конце XVIII века появляются первые почтовые штемпели, оттискиваемые краской на каждом письме и обозначающие, что отправитель письма оплатил почтовые услуги по пересылке и его письмо взято на хранение и доставку адресату Российской Почтой.

Появился Почтовый дилижанс.

В 1837 году впервые в истории почту из Санкт-Петербурга в Павловск перевезли новым «чудо-транспортом» – железной дорогой.

22 декабря 1857 года Почтовый департамент Российской империи выпустил первую в истории страны почтовую марку номиналом «10 копеек за лот», то есть за каждые 13 грамм веса письма.

Всего было выпущено три миллиона марок.

Сегодня цена одной такой негашеной (то есть не прошедшей почту и не проштемпелеванной) марки доходит до 1,2 млн рублей.

31 марта 1918 года, уже во времена Советской власти, военный летчик Петров с грузом почты и одним пассажиром пролетел 600 километров за 4 часа 10 минут. Это был первый в истории воздушный почтовый рейс.

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.

Во время Второй мировой войны сотни миллионов писем, посылок и знаменитых солдатских «треугольников» (листков бумаги, сложенных особым способом и отправленных по почте – за неимением конвертов) были доставлены военными почтальонами с фронта в тыл и обратно.

Десятки тысяч военных почтальонов погибли, выполняя свой долг.

В годы Великой Отечественной войны почтовая связь стала единственной ниточкой для советских бойцов, дающая возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома.

В городе Воронеж в 2016 году при поддержке Почты России установлен памятник военному почтальону.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тысяч отделений связи. В отрасли было занято 380 тысяч человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд рублей".

Я благодарна работникам сайта tunnel за информацию и фото Почтового Дилижанса.

Учитывая, что у меня накопилось за эти 4 дня много интересной информации и фотографий (а здесь можно при крепить только 1-у и объёмом до 300 КБ), я решила сделать несколько публикаций по теме "История Почты СССР и России", чтобы показать несколько фотографий с разными сюжетами.


Рецензии