Рассказ Юры Яхонтова. ПАРИ

Предновогоднее застолье в лаборатории. В разгар веселья ко мне подсаживается Начальник - Кадыков Лев Васильевич и, в очередной раз, заводит разговор о поступлении в аспирантуру. Мгновенно погрустнев, лениво отбиваюсь - надо еще подготовиться теоретически и морально (не готов пока к научным достижениям и получению высоких государственных наград), вот на следующий год, может быть...
Льву Васильевичу надоедает этот разговор с дураком.
- "Да не поступишь ты! Экзамены не сдашь!"
На это заявление руководителя, возбудились и возмутились пары застольного коктейля.
- "Кто? Я? Да я... Хоть завтра..."
- "Нет не сдашь и не поступишь. Спорим?"
- "Давайте. На что?"
- "Коньяк. Пять звёздочек."
Пари, между начальником лаборатории и инженером той же лаборатории, было заключено в присутствии веселых и острых на язык свидетелей. Через несколько дней, я уже и не вспоминал об этом споре. Проиграю - отдам.
Но, в дело вмешался...Об этом чуть позже.


Конец июля. В институте почти никого, на улице пекло и духота. Время отпусков и массового безделья. В комнате - живительная прохлада (умели строить в начале 20 века). Сижу в одиночестве и пытаюсь решить сложнейшую задачу - идти ли по такой погоде в столовую, или не стоит. От принятия решения отвлек телефонный звонок.
- " Яхонтов! ****ать! Ты собираешься в аспирантуру поступать?"
Не было никаких сомнений - звонит Павел Михайлович.
Эмоциональная окраска приветствия не сулила мне долгой и счастливой жизни.
Павел Михайлович Калиничук - начальник отдела подготовки кадров.
Человек - очень уважаемый и авторитетный. Через его отдел проходили студенты и аспиранты, рационализаторы и изобретатели, желающие получить или повысить разряд. Вообще все, кто хоть чему-то пытался научиться (а, это почти весь институт).
- "Пал Михалыч! Конечно! Буду! Вот на следующий год... Обязательно!"
- "Зайди ко мне. Сейчас!"
Я, что-то попытался рассказать о неимоверной занятости, но,возражения от молодых сотрудников, начальник ОПК не всегда принимал во внимание.
Эх, лучше бы я сейчас потел в столовой!!!
При моем появлении, Калиничук был радушен, но краток.
- "Пиши заявление о поступление в аспирантуру."
- "Пал Михалыч, на следующий год."
- "Ничего не знаю. Кадыков, перед отпуском, заходил ко мне и сказал, что ты будешь поступать в этом году. Пиши!" (Такого от начальника лаборатории я не ожидал)
- " Но, кому я буду сдавать экзамен?"
- " Найдёшь двух кандидатов. Скажешь, что экзамен сдать НАДО или надо СДАТЬ экзамен.
Видел я сегодня трех или четырех, а может пятерых. И не тяни - неделя срок тебе. Пиши заявление!"
- " А, руководитель? Я же, ни с кем не говорил!"
- " Кто у тебя в лаборатории кандидаты наук?"
- " Бурлаков, Крылов..."
- " Воо...! Крылов и будет руководителем. Пиши заявление!"
- " Но, Борис Сергеевич в отпуске. Я не могу с ним переговорить"
- " Договоримся с Борисом Сергеевичем. Пиши заявление! Возьми ведомость - пусть экзаменаторы заполнят"  Заявление я написал. Слаб человек!


Возвращаясь в прохладный кабинет, пытался сообразить, где-же тут и сейчас найти ученых, которые по достоинству оценят высокий уровень моих материаловедческих познаний. Вспомнил, что Сережа Соколов, из керамической лаборатории,
несколько дней назад получил диплом КТН. Позвонил. Сергей не обрадовался моей просьбе - даже напротив. Фамилия Калиничук подействовала магически - согласился
и предложил вторым экзаменующим Геращенко (к сожалению, не помню имя-отчество). Она работала в лаборатории Г.А. Меликяна. Знакомы мы не были.
Звоню, представляюсь, объясняю. Встречаю понимание и доброжелательность.
Откладывать в долгий ящик экзекуцию экзаменаторы не стали - на следующий день призвали меня сдаваться. Пощипали, понадкусали. Не очень травматично, но чувствительно. Поставили четыре и отпустили с миром.

Отнес ведомость Калиничуку. Пал Михалыч посмотрел и сказал: "Ну вот. А, ты через год, через год! Е.....ь!" Через пару недель вышел приказ директора ЦНИИМ Куприянова Ф.А.о зачислении аспирантуру.


Тем временем, отдохнувший и посвежевший народ стал подтягиваться в институт. Вышел из отпуска и Борис Сергеевич Крылов. Ознакомившись с приказом Директора, он призвал меня к себе.
-"Юра, зайди. Я, у своих аспирантов экзамен принимаю сам".
Мама ритуй - сказал бы мой дядя, воевавший в полковой разведке.
Но, это не было экзаменом в классическом понимании. Была беседа двух людей,
занимающихся материалами с особыми физическими свойствами и, понимающих друг друга. Разговор длился более часа. Судя по всему - экзамен я сдал.


А, Лев Васильевич коньяк поставил. По окончании рабочего дня, вызвал меня к себе. Зашел в кабинет, а там - Кадыков Лев Васильевич, Храмцов Валерий Викторович и коньяк "пять звездочек" с тремя стопками. Викторыч, в свойственной ему манере, сказал - "Мужики! У вас ничья. Юрка поступил, а, ты Лёва не дал ему забыть, что он должен поступить. Так, что, Юрка, с тебя коньяк. Поставишь, когда получишь первую кандидатскую зарплату."
       

 Не стал я ученым кандидатом. Не поставил коньяк. Не кому уже.
         


Рецензии