Нарвская Троя

-> Нарвская Втроя. Vtroja~Troy, Skamja~Scamander, Soomoja~Simois

рус. https://eesti-keel.livejournal.com/216501.html
in English: https://new-etymology.livejournal.com/381082.html
in italiano: https://www.larazzodeltempo.it/2022/troia-estonia/

Возможно, чуть-чуть ошибся Феличе Винчи http://www.romeinsider.it/2018/12/blog-post.html - не в Финляндии Троя лежала, в местечке Toija. Нет там длинных песчаных пляжей, где могли бы разместиться более тысячи ахейских судов, хоть с учетом более высокого уровня моря, хоть без.

См. полностью исследование Феличе Винчи - Нордические начала Илиады и Одиссеи: миграция мифа. 2022
https://cloud.mail.ru/public/G6pr/VtFPEHjg1

Феличе Винчи отождествил Финский залив с гомеровским широким Геллеспонтом (следуя, в том числе, текстам Саксона Грамматика). В своем поиске Трои, однако, Винчи рассматривал лишь северный берег Финского залива – будучи уверен, что указание Гомера на ее северо-западное местоположение от моря (Илиада 21.334–335) относилось к широкому Геллеспонту – Финскому заливу, а не Балтийскому морю в целом. В результате из поиска был исключен южный берег Финского залива, и сделан упор на местечке Тойя (Toija) на юго-западе Финляндии. Река Куркеланйоки (Kurkelanjoki) была отождествлена со Скамандром, а расположенная в 7 километрах ниже по течению деревня Айала (Aijala), была принята Винчи за бывший берег (до предполагаемого подъема суши на 10-15 метров), по созвучию с греч. aigialos – «берег» (гьялос в современном греческом).

Что касается названия Тойя, Винчи счел, что оно может являться искажением изначального Троя, в силу неприятия в прибалтийско-финских языках наслоения двух начальных согласных. Следует учесть, однако, что при «заимствовании» иностранных слов и названий в прибалтийско-финских языках отбрасывается начальная согласная (т.е. Троя должна была бы стать «Ройей», а не Тойей). Также, по разным уголкам Финляндии разбросано еще 10 ойконимов Тойя (Toija), что свидетельствует о том, что данное название является изначальным именно в таком виде.

Касательно Айала (Aijala), то данное название могло и не быть связано с бывшей береговой линией: по-фински, Aijala, дословно – «место бога неба, погоды, урожая и грома» (Aija – одно из имен данного бога в прибалтийско-финской мифологии; -la – суффикс места).

Также, береговая линия в Финляндии (как нынешняя, так и любая старая, до того как «море убежало») – изрезанная и практически не имеющая длинных песчаных пляжей, где могла бы разместиться флотилия из «1200» ахейских судов. Соответственно, представляется интересным взглянуть на южный берег Финского залива, где таких пляжей, наоборот, большое множество. Особенное внимание привлекает Нарвский залив, с его более чем 20 км. песчаного пляжа по обе стороны от устья реки Нарова – где можно очень живо представить себе высадку огромной флотилии и сооружение длинной оборонительной стены.

-> СКАМАНДР, СИМОЕНТ, ТРОЯ-ИЛИОН и ЛИКИЯ vs. СКАМЬЯ-НА-НАРОВЕ, СЁЁМОЙЯ, ВТРОЯ и ЛУГА

Первое, на что стоит обратить внимание при поиске места древнего Илиона у широкого Геллеспонта – это морфологические характеристики в описании главной реки, у которой располагалась троянская крепость. Как очень подробно информирует Илиада, это

...поток широчайший, глубокопучинный:
Боги зовут его Ксанфом, а смертные люди – Скамандром. (Илиада 20.73-74)

После того как троянцы до брода реки добежали
Ксанфа пучинного, богом рожденного, Зевсом бессмертным, –
(...) Половину ж
Он к глубокой реке оттеснил серебристопучинной.
С шумом, зубами стуча, они бросились в реку. Вскипели
Воды, кругом берега застонали. Троянцы в потоке
Плавали с криком туда и сюда, крутясь в водовертях,
(...) бегущие падали кони и вои,
Ток наполняя гремучий глубокопучинного Ксанфа. (Илиада 21.1-16)

«Широчайший», «глубокий», «глубокопучинный», полный «засасывающих водовертей» – это однозначно не река Мендерес (тур. Кара Мендерес, Черный Мендерес) в Малой Азии в районе раскопок древнего города, идентифицированного Генрихом Шлиманом в 19 веке в качестве гомеровской «Трои». Мендерес никакой не широкий, и не глубокопучинный.

Однако, это и не Куркеланйоки, идентифицированная Феличе Винчи как река «Скамандр» около Тойи в юго-западной Финляндии. Куркеланйоки точно так же не широкий, и не глобокопучинный.

В центре южного берега Финского залива, однако, вытекает река, идеально соответствующая описанию в Илиаде: река Нарова (Нарва), широчайшая изо всех рек на южном побережье, несущая в Финский залив воды всех рек, впадающих до этого в Чудское озеро. На верхнем участке Нарова имеет врезанное русло шириной 150–200 м, далее по течению местами достигает 300-400-500 м. в ширину. Русло реки порожистое, уклон реки 0,5‰. Преобладающие глубины реки 5–6 м, в плёсах до 9–11 м.
См. https://water-rf.ru/Водные_объекты/1183/Нарва

В Илиаде также описывается, что Скамандр периодически выходит из берегов: во время сражения «равнина (...) была вся залита водой» (Илиада 21.300); а после поражения Трои Скамандр снесет своим половодьем ее разрушенные стены (Илиада 12.17-22). Учитывая, что действие сражения происходит во время белых ночей (позволяя сражаться два дня подряд, без ночного перерыва), то данные описания весьма соответствуют характерным паводкам на реке Нарова. Весеннее ежегодное половодье на Нарове в среднем начинается 2 апреля, а завершается 9 июля. Нагонные колебания уровня воды в устье реки Наровы достигают 2-3 м.
См. https://water-rf.ru/Водные_объекты/1183/Нарва

Песнь 12 Илиады, описывая сильный паводок, который должен снести руины поверженной Трои, перечисляет и реки, способствовавшие подъему воды:

...между собой сговорились тогда Посейдон с Аполлоном
смыть укрепление, силу всех рек на него устремивши
тех, что с идейских вершин изливаются в бурное море:
воды Гептопора, Реса; Кареса и Родия воды
Греника струи, Эсепа, священные волны Скамандра
и Симоента (Илиада 12.17-22)

В малоазиатской реальности Греник (ныне Бига) течет в 60 км к северо-востоку от Гиссарлыка, впадает в море и никак не может сливаться с Кара Мендересом, общепринято считающимся Скамандром, где стоит шлимановская Троя. Соседняя речка (идентифицируемая как Симоент, но никогда так не называвшаяся), не впадает в Кара Мендерес. Нет поблизости от Гиссарлыка и других рек из 12-й Песни Илиады.

Если холмы Иды идентифицировать, однако, с Лужской возвышенностью (см. прилагаемую карту), то имеется большое количество рек, ниспадающих в Чудское озеро, далее питая воды Наровы-Скамандра, единственного стока в море (в Финский залив – широкий Геллеспонт). И, в действительности, Нарова очень часто выходит из берегов. Что касается названий рек, то следует начать с самой большой реки, питающей Чудское озеро – реки Великая, на которой стоит Псков. Великая река – Grandis на латыни – могла соответствовать Гренику. Гептопор мог соответствовать реке Кебь; Карес – рекам Кира или Черёха; Эсеп – реке Исса; Родий – реке Ритупе; Рес – реке Рика – притокам р. Великая. Гепто-пор мог также соответствовать эстонской р. Opt-joki, впадающей напрямую в Чудское озеро.

Однако, это далекие реки, и перечисленные выше созвучия могут быть случайными. Обратим внимание прежде всего на саму реку Нарова и близко прилегающие к ней районы.

Река Нарова, текущая из Чудского озера в Финский залив, начинает свой путь у деревни Скамья (Skamja, «песчаная банка, отмель»: https://anti-fasmer.livejournal.com/753730.html ) на ее восточном берегу. Почти сразу за Скамьей Нарова встречает на своем пути впадающую в нее речку Сёёмойя (Soomoja, с эст. языка – «питающий», или «болотный» ручей), также называвшуюся Втроя (Vtroja), с сохранением на настоящий момент последнего названия (и одной из деревнь выше по ее течению). Гидроним Втроя не единичен, и является достаточно распространенным в данной георгафической зоне: например, река Утроя (Utroja), один из притоков р. Великая, за Псковом; ручей Удрия (Udria) в 15 км к западу от Нарвы, впадающий напрямую в Финский залив.

Эти три названия, Скамья, Втроя и Сёёмойя – удивительно напоминают комбинацию трех основных географических названий в Илиаде – Скамандер, Троя и Симоент (Simois) – нигде в мире больше не встречающихся вместе!

По иронии судьбы (или через пронесенную сквозь века память?), на вероятном месте бывшего святого Илиона (альтернативное название Трои в Илиаде), в деревне Скамья была воздвигнута белокаменная церковь Святого Илии. На противоположном берегу, в деревне Сыренец (Васк-Нарва) стояла вторая белокаменная церковь Святого Илии, и вместе они служили своеобразными белыми священными Илейскими «вратами» у истока могучей реки (на карте 1938 года обозначены двумя крестами).

Между двумя деревнями издревле было нечто вроде соперничества – и церкви обеих были посвящены пророку Илии, и в одно и то же время (на Ильин день в начале августа) три дня отмечали праздник святого покровителя деревни. «Это был общий праздник, один на двоих»:
Существует также любопытная потенциальная связь поклонения Илии с поклонением богу Лугу, о которой Феличе Винчи пишет в главе 3.4 следующим образом: «...кельтское летнее празднество, известное как Лугнасад (Lughnasa), посвящено богу Луг (Lug), герою ирландских саг. Из четырех основных праздничных дней в кельтском календаре (по одному на каждый сезон) Лугнасад приходился на 1 августа, праздник урожая. Празднество изначально было посвящено королю, благому управлению, семье и браку, социальному обеспечению и политическим вопросам. Тот факт, что этот праздник отмечается летом, подчеркивает солнечные или аполлоновские черты Луга, которые, как утверждает Жан Маркале, «слишком игнорируются: его имя означает белизну, свет; в ирландском эпосе его называют солнечным, сияющим героем, который никогда не умирает и поднимается каждое утро».

Интересно, что имя Луг сопоставимо с исландским loga – «жечь, гореть»; арх. исл. lоg – «пламя, свет»; рус. луч; ит. luce (луче) – «свет»; эст. loke, lokke – «костёр, пламя»; греч. левкос – «светлый, блестящий».

Имя Илия, в свою очередь, напоминает греческого Бога Солнца, Гелиос, сравнимого далее с водск. elia, фин. helea – «яркий, светлый» и др.: https://eesti-keel.livejournal.com/210402.html . Вполне возможно, что христианский Илия имеет свои корни в языческих религиях, отголоскам которых непрестанно следовали в деревенских общинах, таких как Скамья и Васк-Нарва, вплоть до начала 20 века.

По мнению некоторых исследователей, до принятия Русью христианства отмечался Перунов день, который затем стал называться Ильин день, вобрав многие дохристианские традиции. Образ Ильи-пророка, благодаря сходству функций, органично заменил громовержца Перуна. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. А.Н. Веселовский приводит мнение греческого исследователя Николая Полита, согласно которому на святого перешли некоторые черты Зевса и бога солнца Гелиоса (благодаря омонимии, наличию огненной колесницы и т.д.): https://ru.wikipedia.org/wiki/Ильин_день .

Я от стены побегу поскорее
Прочь по Илеанскому, полю, пока не достигну
отрогов Иды, и не скроюсь в лесах. (Илиада 21.557–559)

Название Илейское, или Илеанское (Ileian) поле, лежащее рядом с Троей – может происходить и от второго названия Трои – Илиона – однако, интересно также сравнение с рус. елань, алань – «низменное травянистое место, удобное для пастбищ и покоса»; фин. alanko [аланко] – «низменность»; тат. алан, аланлык, тур. alan [алан] – «поляна, лужайка, просека, прогалина в лесу, перелесье».

В корне эст., фин., карел., ливон., вепс. ala, alla, alaz, эрз., мокш. al, мари al-, удм. ul, ул, селькуп. il, ыл, венг. al – «внизу, под»; тур. alcak [алчак] – «низкий»; тур., азер. alt, alt;, altinda [алт, алты, алтында] – «под, внизу».

Также известна, как минимум, русская крепость 14 века, называвшаяся Скамья. «Точное местонахождение крепости неясно, но предполагается, что она находилась в таком месте, где было удобнее всего переправляться через реку. Скорее всего, эта деревянная крепость-острожек была построена в устье реки Втроя» [Сёёмойя]:
Ровно напротив, в Васк-Нарве, стояла ливонская крепость, также относимая к 14 веку (Нейшлот) – «калькируя» ситуацию ниже по течению, где ровно напротив ливонского замка Нарва стоит русская крепость Ивангород.

Полагаю, однако, что названия (В)Троя, Ильин град~Илион, Скамья~Скамандер, Сёёмойя~Симоент – перенеслись в гомеровский эпос лишь индикативными, опознавательными, хорошо известными названиями, от нахождения в истоке р. Нарова из Чудского озера, на важной точке торгового пути. Сама гомеровская крепость Троя (назовем ее «Втроя-2»), скорее всего, стояла на месте нынешнего Ивангорода (на восточном берегу Наровы-Скамандра, как повествует Илиада), а гомеровским Симоентом была река Плюсса (назовем ее «Сёёмойя-2»), впадавщая в Нарову чуть выше Ивангорода (ныне – в искусственное водохранилище).

Здесь же, на порогах между Нарвой и Ивангородом, вероятно, находился и древний гомеровский брод, осушающийся при падении уровня воды во второй половине лета.

Троянская битва же, предположительно, проходила на равнине между Ивангородом и старой песчаной береговой линией Финского залива, где высадились «1200» кораблей ахейского альянса, собранного со всех берегов Балтики (описанных в Каталоге кораблей в Илиаде).

Причина (причины) войны — (а) похищение Елены, женитьба на которой давала царские полномочия для Париса и/или (б) контроль над древним «Янтарным путем» (Геллеспонтом – cм. https://eesti-keel.livejournal.com/210402.html ) – приносившим и несметные богатства Трое (а не добыча меди рядом с финской Тойей, связываемая Феличе Винчи с описываемыми Гомером богатствами Трои). Тем не менее, скорее всего, причиной послужило именно похищение Елены: как весьма справедливо подчеркивает Винчи, ахейцы даже не оставили в Трое военного гарнизона после окончания военной операции.

-> «ЛИКИЙЦЫ» - главные союзники Трои

Очень велика частота упоминаний в Илиаде союзницы Трои – Ликии. Мартин П. Нильссон утверждает, что «отрывки, в которых упоминаются Ликия и ликийцы, слишком многочисленны, чтобы их можно было перечислить» (Martin P. Nilsson, The Mycenean Origin of Greek Mythology). Данный факт даже побудил Андреса Пяябо определить местонахождение самой Трои в Ликии в Малой Азии (Andres Paabo, The Iliad and evidence that many details about Troy and the Trojan War came from ancient Lycia, http://www.paabo.ca/papers/pdfcontents.html ).

Область Ликия в Малой Азии (Lukki или Lukka в египетских, хеттских и угаритских текстах 1500-1200 гг. до н.э.), вероятно, получила свое название от названия реки – Lycus или Lykos – частого названия греческих рек https://eesti-keel.livejournal.com/225897.html – возможно, утерянного названия реки Ксанф, Xanthos (сегодня Эшен, E;en) в Ликии. Однако, Ликия в Малой Азии очень далека от Гиссарлыка и малоазиатского Геллеспонта.

Все это заставляет внимательнее присмотреться к районам и рекам, прилегающим к Скамандру-Нарве, Симоенту-Сёёмойя и Втрое. Следующей по значимости рекой после Наровы на южном побережье Финского залива, на всем протяжении между сегодняшним Таллином и Петербургом, является река Луга (по-водски – Лаука, Lauka), нижнее течение которой проходит всего в 15 км к востоку от устья Наровы.

Нарова была важным водным путем из Финского залива (широкого Геллеспонта) через Чудское озеро в Тарту и Псков. Аналогично, и Луга-Лаука являлась не менее важной древней водной артерией, соединяющей Финский залив с Новгородом, позволяя перемещение судов в верхнем течении с помощью сухопутных волоков (Большой Волок и Ожогин Волочек) в водный путь вниз по рекам Киба-Мшага-Шелонь, ведущим к озеру Ильмень – см. прилагаемые карты). Реки Скамандр-Нарова и Луга-Ликия были братьями-близнецами, расположенными на стратегическом соединении древних торговых путей, с множеством доисторических поселений на своих берегах – и становится неудивительной частота упоминаний ликийцев как важнейших союзников Трои в Илиаде.

И действительно, в начале текста Илиады троянская сторона описывается как «троянцы и ликийцы»; позже Гомер добавляет «дарданцев» (союзников, которые поспешили на помощь из Тарту (Tartu)? или из замка Тара (Tara) к западу от Нарвы?).

Собственно говоря, и многие из выделенных Феличе Винчи в Финляндии топонимов, звучащих похоже с именами прочих союзников Трои, а также их полководцев и другими гомеровскими именами, можно встретить и на южном побережье Финского залива. Ниже приведен лишь ряд примеров таких названий вдоль береговой линии, к западу и востоку от Нарвы:

• к западу от Нарвы: Askala, Pada, Paite, Tamme, Toomika, Kova, Kabala, Moonakula, Aseri, Eisma, Aro-Vainu, Rutja, Kavastu, Idavere, Paide, Arukula, Aresi-Altkula, Aresi-Vanakula, Metskulli, Abaja, замки 1-го тысячелетия до н.э. Tara и Kele, родники Allika, устье реки Purtse, о-в Monis (Mona) позади Tholis; Ida-Virumaa (весь северо-восточный уезд, где Ida означает «восток, восточный») и др.

• к востоку от Нарвы: деревни Niso, Pjata и Pagoda, крепость Копорье (Koporje, Kaporje), деревня Бабино и ее одноименные озеро и болота, река Систа, река и деревня Коваши (Kovasi), деревни Sipila и Tamengont, и, конечно, необъятные земли народа карел (Karjala), начинающиеся после древней границы вдоль реки Сестра.

Многие из этих названий, на самом деле, являются кальками топонимов юга Финляндии, поскольку они были частью единого домена. Согласно исследованиям Эдгара Вальтера Сакса, многие названия на юге Финляндии были присвоены мигрантами «культуры Kogela» с северного побережья Финского залива (E.W.Saks, AESTII. An Analysis of an Ancient European Civilization, Монреаль, 1960). Например, Askala к западу от Нарвы, по словам Эдгара Сакса, соответствует Askala и Askainen в Финляндии, и представляет собой прибрежное поселение 1-го тысячелетия, «хорошо известное своей морской деятельностью» (E.W.Saks, AESTII, стр. 254).

Вторя сделанному Феличе Винчи анализу, топоним Askala сравним с именем Аскания, Ascanius, предводителя союзного троянцам отряда (Илиада 2.862–863); Kova, Kabala, Kaporje или Kovasi можно сравнить с упоминанием: «…только что прибыл/ из Кабеса (Cabesus)» (Илиада 13.363-364); Karja, Karjala (карелы и Карелия) – сравнимы с карийцами, союзниками Трои; Abaja – с Абиями (Abii), «самым законопослушным из народов» (Илиада 13.6); Aro-Vainu, Arukula, Aresi-Vanakula или Aresi-Altkula – с Арисбе (Arisbe); замок Kele 1-го тысячелетия до н.э. к западу от Нарвы может соответствовать Cilla (Killa), святилищу Аполлона; Paite – сравним с Paiso, родным городом Амфиуса, союзника Приама; деревня Moonakula, или остров Monis (Mona) позади Tholis – могут соответствовать союзникам Трои «меонианам (Maeonians), рожденным под Тмолусом (Tmolus)» (Илиада 2.864–866); водные источники Allika к западу от Нарвы, ныне национальный парк источников – могут фонетически и образно соотноситься с Alybe, «местом рождения серебра»; Niso, Pjata или Pagoda в нескольких километрах к востоку от Нарвы могут соответствовать Lyrnessus и Pedasus в районе Иды, «разграбленном ахейцами» (Илиада 20.89–92); Бабинское озеро и болота могут соответствовать гомеровскому Беобейскому болоту (Boebeian limni); река Систа, впадающая в Копорскую губу, либо река Сестра – реке Цестр («Так же, как стаи густые бесчисленных птиц перелетных, / Диких гусей, журавлей иль стада лебедей длинношеих / Возле течений Каистра (Цестра) реки», Илиада 2.459-461); и т.д.

Стоит также сравнить первое подходящее для стоянки устье реки Пуртсе (Purtse) к западу от Нарвы – с Перкотом (Percotes), местом альтернативной высадки союзника Трои Ифидаманта, который «оставил свои прекрасные корабли в Перкоте / и дошел пешком до Илиона» (Илиада 11.229–230).

-> НАРВСКО-ЛУЖСКОЕ междуречье как очаг древней цивилизации

«История археологического изучения Нарвско-Лужского междуречья насчитывает около полутора столетий, но начавшиеся в 1990-х годах планомерные систематические поиски археологических памятников каменного века показали действительно уникальную для восточной части Балтийского региона концентрацию таких объектов. На российской части Нарвско-Лужского междуречья систематические поиски и изучение памятников каменного века — эпохи раннего металла начались в середине 2000-х годов. К настоящему времени здесь зафиксировано 86 объектов археологии (64 на российской стороне)».

«Очевидно, далеко не все объекты выявлены. Но полученные результаты позволяют говорить об уникальной для всего региона Финского залива концентрации остатков стоянок древнего человека на рассматриваемой территории».
См. Памятники каменного века российской части Нарвско-Лужского междуречья; Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российская академия наук (МАЭ РАН), 2019, стр. 8, 26.

Примечательно, что в разделе «Ландшафты, геоморфология и палеогеография» упомянутого сборника описываются гипотезы неоднократных одномоментных значительных поднятий и опусканий уровня моря. Сообщается при этом, что пока проведено недостаточно исследований, чтобы точно реконструировать карты бывших береговых линии Нарвско-Лужского междуречья, с разносом во времени. Также примечательно, что вообще не упоминается известная гипотеза постепенного медленного подъема суши, после освобождения ее от ледника (устарела?).

Для Ивангородской неолитической стоянки еще в 1980-е годы предлагалось проведение дополнительных обширных раскопок в дополнение к начатым: «культурный слой местами достигает 2 метров, а ряде участков зафиксировано присутствие в слое остатков различных сооружений; хронологический диапазон находок, полученных в результате названных исследований, чрезвычайно велик».

Тем не менее, в 2019 году Ивангородская неолитическая стоянка была объявлена… ложной и «попавшей в списки охраняемых памятников археологии по ошибке» (!) См. стр. 153-162. Это напоминает историю с Охтинским мысом и древней крепостью Ниен и еще более древними поселениями на ее месте в Петербурге, мешающими коммерческой застройке: «В заключении министерства культуры РФ от 1 декабря 2021 года говорится, что оснований для создания полноценного музея-заповедника на территории Охтинского мыса, где ранее были обнаружены уникальные археологические пласты, включая стоянки людей эпохи неолита, раннего металла, крепости 14 и 17 веков, нет» («Неосновательные» основания!)

Раскопки на эстонском берегу Наровы ведутся коллективом под руководством археолога Айвара Крийска (Aivar Kriiska) из Тартуского университета. Одно из недавно раскопанных Крийска поселений у реки Нарова относится к каменному веку (2800-2000 лет до н.э.), еще одно – предположительно к бронзовому или железному веку. «Если учитывать также раскопки, которые мы вместе с российскими коллегами вели на другом берегу Наровы, то всего таких поселений в низовьях Наровы насчитывается свыше 60», – уточняет Крийска. «Древние люди плотно заселяли низовья Наровы». Одно поселение раскопано в центре Нарвы, в районе Липовки.
См.
«Главным открытием Крийска [в одном из последних мест раскопок у Наровы] было то, что деревянные постройки на территории Эстонии существовали еще 2800 лет до н.э. «До сих пор самые старые строения, найденные в Эстонии, относились примерно к 900 году до нашей эры. Они были обнаружены под Таллином. Конечно, это не значит, что нет более древних зданий. Возможно, их еще только предстоит обнаружить”, — отмечает Айвар Крийска. Обнаружено два строения – дом, «ферма», и небольшое сооружение. Археологи говорят, что на этом месте жили земледельцы, чей генетический код совпадает с кодом людей, населявших в то же время окрестности Черного моря. Это предки современных европейцев, в том числе русских, белорусов, эстонцев».
См.
В Рийгикюла (Riigi или Riigikula) найдены стоянки человека 7000-летней давности. «С учётом местности, характера находок и факта, что более 7000 лет назад берег моря был буквально в паре сотен метров от Рийгикюла, ученые предполагают, что обнаруженное поселение было некогда рыбацкой деревней. На данный момент археологам известны более 500 древних поселений на территории Эстонии. А поселение в Рийгикюла, по словам Крийска, интересно тем, что именно здесь берет начало история местной керамики».
См.
«Причина столь плотной заселенности этих мест в каменном веке – наличие двух крупных рек, Наровы и Луги, а также моря. «В то время существовала лагунная система, где людям легче было добывать пропитание. Неожиданным же было то, что древнее поселение обнаружено не прямо на берегу реки, а в отдалении от нее — это указывает на то, что обитатели поселения были [и] земледельцами», - пояснил Крийска.
См. https://www.seti.ee/modules/news/article.php?storyid=102441

«...Важность нарвской культуры хорошо известна в археологии. Керамическое производство под названием нарвская культура свидетельствует о продвинутой технологии производства у местного населения. Имеется также малоизвестный факт – в раскопках древнего археологического поселения в Северной Италии недалеко от Ровиго найдены изделия из балтийского янтаря приблизительно 1500 г. до н.э.; их обработка была названа нарвской обработкой [по схожести с янтарными изделиями, обраруженными в раскопках у Наровы]. В лабораториях экспериментальной археологии, руководимых Мауро Чезаретто (Mauro Cesaretto), эта нарвская техника обработки была успешно использована для получения того же типа сколов, который был обнаружен в янтаре во время археологических раскопок под Ровиго.

Эта любопытная связь возвращает нас к древнему Янтарному Пути [один из вариантов которого проходил через Нарву и Лугу]».

См. Юлле Тооде, Джанни Глинни (Ulle Toode, Gianni Glinni) – La Bella Elena di Troia indossava l’ambra? . Джанни Глинни – филолог, сделавший перевод на итальянский язык знаменитой работы “Hobevalge. Sulla rotta del vento, del fuoco e dell'Ultima Thule” эстонского антрополога и историка Леннарта Мери (Lennart Meri, 1929-2006).


Рецензии