Дикость и культура

Психолог Эрик Эриксен однажды, беседуя со старейшинами индейского племени (дело происходило в резервации, племя сохраняло традиционный образ жизни), наблюдал такую сцену.

От сильного ветра дверь в хижину приоткрылась, в щель дуло. Старый индеец попросил свою пятилетнюю внучку закрыть дверь. Девочка пыталась это сделать, но дверь была тяжёлая. В помещении находилось несколько взрослых, которым ничего не стоило закрыть эту дверь, но тогда усилия ребёнка оказались бы бессмысленными. Никто не пошевелился, все только смотрели на девочку, а её дедушка спокойно, мягко, но настойчиво повторял: "Да, закрой эту дверь!" И в конце концов она справилась, после почти 5 минут безуспешных попыток.

О чём это говорит?

Мы имеем дело с культурными людьми. Они все понимали, что ребёнок - это существо, которое нуждается в воспитании. И что воспитывать этого ребёнка должны именно они (хотя большинство присутствовавших не были родственниками девочки). Они все понимали, что, раз уж именно её попросили закрыть эту дверь, она и должна это сделать. Ей ведь предстоит стать хозяйкой, матерью, и она должна привыкнуть не отступать перед сложными задачами.

Как поступили бы в такой ситуации "цивилизованные люди", говорить излишне.

Сейчас каждый родитель имеет возможность делать со своим ребёнком что угодно - в соответствии со своим личным пониманием или своими комплексами. Чаще всего "цивилизованных" детей вовсе не воспитывают.

А это величайшая дикость.

У "первобытных людей" вождь имел такие основные привилегии: 1) он первым во главе своего племени шёл на охоту и на войну, 2) он принимал решения и нёс за них ответственность. При этом он жил в такой же хижине (других не было), в таких же условиях, что и все члены племени.

У "цивилизованных" "вожди" сидят в тёплом бункере или в роскошном дворце, а на войну посылают других. Вообще господствующее положение в "цивилизованном обществе" занимают исключительно бездельники. Тот, кто умеет работать, не может оказаться у власти.

У "первобытных людей" существовали сложные законы и правила, за исполнением которых следили все члены племени, поэтому их почти невозможно было нарушить - и такие нарушения поэтому случались крайне редко.

В "цивилизованном обществе" есть многочисленные вооружённые и облечённые большой властью формализованные структуры: полиция, прокуратура, суд - которые следят за исполнением законов, но несмотря на это эти законы постоянно нарушаются.
Человеческий зоопарк в Нью-Йорке. Только "цивилизованные" могли такое устроить

Все члены "первобытной" общины были объединены одной целью, поддерживая друг друга в её достижении, помогая друг другу: никто не ощущал себя брошенным, не нужным в этом обществе.

В "цивилизованном обществе" каждый его член вынужден на свой страх и риск искать цель, смысл, пытаться ощутить свою нужность, а если не получится, то он окажется не нужен никому.

"Первобытные" люди жили вместе, а "цивилизованные" живут каждый сам по себе и даже часто - друг против друга, как животные. Они это называют "конкуренцией", и уверены, что "конкуренция - двигатель прогресса". То есть, расчеловечивание, уподобление животным - это "прогресс".

В "первобытном племени" детей учили именно тому, что необходимо было уметь: мальчикам - чтобы стать хорошими охотниками, девочкам - чтобы стать хозяйками, жёнами и матерями.

В "цивилизованном" большинство детей ненавидит школу и учёбу, где учат тому, что непонятно для чего нужно.

А, кстати, "первобытный" - на редкость дикое слово. Я летом отдыхаю в деревне, где быт почти такой же, какой был у "первобытных людей": в доме нет ни водопровода (есть колодец), ни туалета, а часто и электричества нет (его выключают, иногда почти на весь день). И что - я тогда становлюсь "первобытным"?

Быт для человека никакого значения не имеет. Человек не определяется тем, в каких бытовых условиях он живёт.

Дерсу Узала был "первобытным", но почему-то высококультурным. А убившие его ради его дорогого ружья - наверняка были "цивилизованными".

Итак.

Изначальное состояние человека - это состояние культурное.

Дикость же - явление позднейшее, возникшее только по мере "развития цивилизации". Дикость искусственно насаждается для того, чтобы одни люди могли господствовать над другими.

Чем "цивилизованнее" люди, тем меньше они представляют себе, зачем живут на Земле, тем они безнравственнее - то есть, тем более они дикие.

Для homo sapiens характерно изначально культурное состояние с последующим катастрофическим одичанием.

Современные дикари рассказывают самим себе сказки о своей "культурности", а действительно культурных людей, уничтоженных ими, они называют "дикарями".

И искренне презирают.

Ведь они даже не умели пользоваться айфонами!

*На фото - "человеческий зоопарк" в Нью-Йорке (характерная забава "цивилизованных" людей)


Рецензии