Паразитируя на символах, далеко не уедешь

В социальном пространстве символы используются в качестве обозначений смыслов, формирующих и выражающих мировоззрение общества в целом и его частей, включая личности. При этом, вся мировоззренческая система, характерная для любого её носителя – от личности до общества, и сопутствующие ей социальные интересы, концептуально оформляется в виде устойчивой и особенной идеологии.
Не стану углубляться в характеристику типов, видов и форм мировоззрения, определять доминирование смыслов в мировоззренческой системе, в зависимости от состояния конкретного общества, отмечу лишь, что без мировоззрения ни общество, ни человек существовать не могут. Потому что мировоззрение, дающее людям оценочные представления об окружающем мире и своём месте в нём, обусловливает, в конечном итоге, создание того образа мироустройства, который, по сути, обеспечивает качество всей социальной жизни.
Таким образом, образ мироустройства, а он всегда образ будущего, так как процесс устроения возможен лишь при движении вперёд, это не только проблема философско-научного осмысления действительности, хотя, именно она является базовой, но и проект устройства социальной жизни (включая политическую, экономическую, гражданскую сферы), от которого непосредственно зависят условия жизни общества и человека. А в этой связи особое значение следует придавать символам, которые со всей очевидностью включаются в процесс социального строительства, политического и государственного в том числе.
Значимость всех дел, связанных с мироустройством, мировосприятием, символами, идеологией, на порядок возрастает, когда общество находится в состоянии глубинных изменений, преодоления экзистенциально значимых внутренних угроз и агрессивных внешних вызовов. События, которые сейчас происходят на Украине, безусловно, относятся к этому порядку. Но, эти события не развиваются отдельно – за внешними параметрами общероссийской жизни, они включены в неё и являются своеобразным продолжением. И чтобы эти события, проявляющиеся в виде специальной военной операции по денацификации территории, подверженной русоненавистническому и противороссийскому украинскому проекту, привели к созидательному началу, дали основу социального строительства в соответствии с жизненными запросами общества, необходим чёткий и понятный образ будущего мироустройства.
Если понимать мироустройство как освоение и обустройство жизненного пространства общества, то оно будет по смыслу означать то же самое, что цивилизация. Тогда, мы имеем дело не просто с операцией по денацификации, а с цивилизационным обустройством территории, которая подверглась иноцивилизационной агрессии. И украинство здесь выступает не более чем инструмент этой агрессии, исходящей от Евроатлантической цивилизации, всегда рассматривающей, пусть иногда и скрытно, Россию как своего врага.
Следовательно, решение украинской проблемы невозможно без артикуляции в общественно-политическом пространстве и институционализации в структуре государства образа будущего мироустройства всего постсоветского пространства, куда нынешняя Российская Федерация и территория бывшей Украины должны быть включены наряду с другими частями СССР. Злободневность этой проблемы подтверждается практикой использования объединяющих символов, которые в ряде случаев несут мощный социальный заряд (как символы Победы в Великой Отечественной войне), а в других – выглядят несуразно (например, использование флагов СССР и восстановление памятников Ленину на освобождённой территории Украины, которые, собственно говоря, и символизируют внедрение украинской болезни в тело Русского Мира).
Восстанавливая памятники Ленину, празднуя его годовщины рождения, вывешивая флаги СССР (не знамя Победы, а именно коммунистические символы) на территориях освобождённых Херсонской и Запорожской областей, РФ, в лице его государственного руководства, хочет сказать, что вся денацификация сводится к возвращению коммунистических символов, что коммунистическая идеология и будет тем проектом, который Россия может предложить украинцам и самой Украине. Тогда, если следовать такому вектору, стоит ожидать и восстановление коммунистического движения во всех его формах – политико-партийной, социально-гражданственной и культурно-образовательной. Но, при этом необходимо знать, что именно коммунистическая власть СССР и персонально Ленин создали эту русофобскую и антироссийскую Украину.
К слову, ещё раз отмечу, что сделать из патриотизма идеологию новой России и выстраивать из него образ будущего мироустройства также непродуктивное занятие (см.: Хотя бы потому, что сам по себе патриотизм, как чувство социального долга, может быть наполнен только идеологическими смыслами, иначе он становится формой без содержания, символом без смысла, которым манипулируют власть предержащие. Без идеологии патриотизм становится, в лучшем случае, политическим принципом. Который может быть окрашен любыми партийными цветами. Например, в ответ на призыв сделать патриотизм идеологий Российской Федерации, коммунисты отвечают принципами советского патриотизма, который не всегда соответствовал российским социокультурным ценностям.
В результате, государство с выхолощенной идеологией (см. во что превратила Российскую Федерацию правящая элита, размывает, искажает, извращает и насилует символы, имеющие глубокие исторические корни. Весьма показателен в этом плане случай со ставшей знаменитой бабушкой (то ли с Киевщины, то ли с Харьковщины, как вначале полагали), вышедшей к солдатам ВФУ с красным флагом СССР. Она, буквально, мгновенно стала символом борьбы с украинским нацизмом. Её отождествляли с монументальной статуей Родина-мать в Волгограде, она стала олицетворением неприятия украинства как такового. Даже пытались представить, что бабушка вышла с копией Знамени Победы – штурмовым флагом 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, – чтобы связать этот образ с Днём Победы.
Следует сказать, что оценки поступка этой пожилой женщины как подвига вполне уместны и справедливы. Оправданы по смыслу, если помнить о том, что подвиг – это подвижничество. А в данном случае мы подвижничество явно наблюдаем. Подвижничество к восстановлению разорванной российской земли, пусть и в советской интерпретации. И массовое распространение образа бабушки с красным флагом, ставшего символом борьбы с укронацизмом, также совершенно уместно и, более того, необходимо.
Да и ещё. Скорее всего этот эпизод с бабушкой с флагом СССР, снятый на видео украинскими вояками, должен был стать неким политтехнологическим приёмом украинской пропаганды, показывающим, что все, кто против Украины это сторонники коммунистов, СССР и вообще выжившие из ума люди, падкие на подарки и готовые ради них отказаться от советско-коммунистических символов. Подвиг бабушки как раз и состоял в том, что она не поддалась на провокацию и отказалась от подаяний, подтвердив приверженность флагу, с которым её родители воевали против нацистской Германии.
Однако, сразу же как только стал символизироваться образ бабушки с флагом, возник вопрос: почему политическая власть РФ не озадачилась спасением этой бабушки и её супруга? Почему они остались на оккупированной укронацистами территории (причём, вероятно, на территории, которую оставили российские войска, после отступления с северной Украины)? Где Администрация Президента РФ, произносящая много громких слов, только сотрясающих воздух, но, по факту, лишь паразитирующая на исторических лозунгах и символах?
И вот Администрация Президента РФ вкупе с правящей партией «Единая Россия» не замедлили обозначить себя в лицах первого заместителя руководителя Администрации Сергея Кириенко и секретаря генерального совета правящей партии Андрея Турчака. 5 мая сего года они в Мариуполе открыли памятник знаменитой бабушке. Отмеченные деятели были так поглощены капитализацией символа, что не обратили внимание на то, что уже 3 мая стало известно не только местонахождение бабушки Анны (так зовут эту женщину), но и то, что она вместе с супругом вывезена украинским фольксштурмом в Харьков. Оказалось, что Анна Ивановна Иванова (её полное имя) проживала в Двуречанском районе на самой границе с Российской Федерацией.
А вот два политических института – Администрация Президента и правящая партия «Единая Россия», – которые должны проявлять заботу, как минимум, к людям, совершившим социально значимые поступки, продемонстрировали полное пренебрежение и лишь стремление использовать возникающие символы, идущие от глубинных народных смыслов, ради своей политической выгоды. Напрочь вычеркнув самого человека, ставшего образом российского возрождения на Украине. А что говорить об отношении упомянутых инстанций к менее значимым и незаметным людям!
Тогда, у многих ли возникнет желание защищать и поддерживать такой режим политической власти в государстве?
К тому же, ведь вместо пустышных показушек в Мариуполе, Волновахе и Донецке эта чиновничья парочка могла бы заняться более важными делами. Например, навести порядок и законность в соседней с Донбассом Ростовской области, где мародёрствуют гаишники или, как их там сейчас – пидры (то бишь, полицейские инспектора дорожного регулирования). Как написал в своё телеграм-канале один из руководителей Донецкого ополчения Александр Ходаковский, 12 мая текущего года он вынужден был заплатить мзду в «пятёрочку» (надо полагать пять тысяч рублей) этим ростовским пидрам, чтобы провезти «ночники и радиостанции для войны». А до этого была информация, что ростовские погранцы и мытари (таможенниками как-то не хочется их называть) арестовали беспилотники, купленные за народные деньги, т.к. высокие начальники из МО РФ не побеспокоились оснащением военных подразделений этими необходимыми в условиях современной войны приборами.
Отсюда вырисовывается совершенно неприглядная картина. – Администрация Президента РФ и правящая партия «Единая Россия» банально спекулируют символами, не проявляя даже малейшей заботы о тех, кто стал образом для символа, ставшего значимым для России сегодня. Откровенно говоря, меня совершенно не удивляет такой подход Администрации и «единоросов», и я с ним знаком не понаслышке: в Крыму, к примеру, «Единая Россия» и представительство председателя этой партии откровенно покровительствуют рейдерскому захвату земли у садоводческого товарищества, учредителями которого были ветераны Великой Отечественной войны, труда и офицеры запаса, а Администрация Президента РФ ограничивается пустопорожними отписками. Зато поживиться на символах они в первых рядах.
При такой правящей элите, паразитирующей на символах и капитализирующей смыслы, возникает прямая угроза государственным устоям, которые каждый здравомыслящий человек должен укреплять, потому что их падение больнее всего ударит по самому обществу. Большинство людей ценит наше государство и более того любит свою страну. Но очень мешает этому правящая элита, оформившая политический режим, который эксплуатирует государство и паразитирует на богатствах страны. Потому государство должно так почистить политический режим, чтобы в нём не осталось махинаторов и приспособленцев. И, видимо, это одна из наиболее важных сейчас задач Президента В. Путина, как главы государства российского. Важнейшая потому, что без её решения ни то, что цивилизационную евроатлантическую агрессию остановить не получится, но и операцию по денацификации провести. В соответствии с поставленными целями.

13 мая 2022 г.


Рецензии