Хоть сама не верю я в эти суеверия

Ретро


Жизнь наших предков, особенно крестьян, была сурова. В трудных условиях деревенской действительности выживал лишь сильнейший, почти половина детишек гибла, не достигнув и пяти лет. Таков был скудный быт деревни, где нужда, голод и тяжкий труд сопровождали всю жизнь селянина. Другой причиной высокой смертности было невежество основной массы населения, живучесть суеверий. Врачам костромские крестьяне не доверяли. Помещение больного в больницу считали крайней мерой. К ней прибегали лишь после того, как были испробованы все другие - сначала домашние средства, потом обращение к знахарям, колдунам, бабкам. И лишь когда больному становилось совсем худо – везли в лечебницу…

О том, как лечились в старину, наша сегодняшняя публикация. Она подготовлена на основе исследования начала 20 в. жизни и быта крестьян великорусских губерний Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. Читая эти материалы невольно думаешь: как хоть выжили-то наши предки…

Не эпидемия, а Божья кара

Неверие в официальную медицину было связано с тем, как крестьянин понимал происхождение болезней. Многое объяснялось порчей, сглазом. Заразные болезни, эпидемии считались Божьей карой или злым поветрием, против которых нет средств. Понятие о санитарии зачастую отсутствовало. Упоминается случай, что в одном селении Солигаличского уезда смертельная болезнь развилась только потому, что бедняк из милости получил одежду умершего человека из другого села, где вовсю свирепствовала эпидемия.
Но, как сообщали в Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева корреспонденты из Костромской губернии, в последнее время, хоть и медленно, но разумные идеи проникают в народное сознание, постепенно преодолевается поначалу настороженное отношение к прививкам, меняется отношение к санитарно-гигиеническим процедурам и пр.

К добру или худу?

Чтобы определить: выживет ли больной, в Костромском уезде применяли такой способ. Мазали лоб больного медом. Если мед почернеет, то и человек умрет. Мои старшие родственники, жившие в Макарьевском уезде Костромской губернии, рассказывали о таком доморощенном прогнозе болезни. Нужно поймать живую щуку, и пусть больной на нее посмотрит: если рыба от этого взгляда умрет, то и больной покинет этот свет.

Киноварь – от сифилиса,  кожа змеи – от лихорадки

Какие-то способы лечения, которыми пользовались в старину, признаются сегодняшней медициной, что-то считается заблуждением и предрассудками малограмотных и темных людей. Есть и случаи «наоборот». К примеру, в начале 20 в. врачи считали дикостью лечение мочой, в наше время уринотерапия - известное, хоть и весьма небесспорное, направление.
От порчи в Костромском уезде лучшим средством считался лук и чеснок. Носили их, привязав к нательному крестику. Для «профилактики» сглаза прикрепляли на крест ладан, купорос, чтобы защитить себя от заболевания сифилисом, – киноварь (сульфид ртути; ртутью в те времена лечила сифилис и официальная медицина), а от лихорадки - змеиную кожу.
Для предотвращения эпидемий в Варнавинском уезде опахивали деревню. Вместо лошадей запрягали двенадцать девиц или вдов и шли против солнца, создавая магический круг. Те дома, где уже появилась болезнь, в круг не включались.

Сила - в природе

Крестьяне верили в магическую силу воды. При глазных болезнях, к примеру, в Варнавинском уезде в ночь на Ивана Купалу смачивали росой скатерть. Воду выжимали в бутылку и мазали этой водой глаза. Целебной считалась у костромичей и дождевая вода – особенно первые капли. Это – средство не только от глазных болезней, но и от головной боли и бородавок.
Вера в исцеляющие свойства природы носила религиозно-языческий характер.  В Макарьевском уезде была Белаевская заповедная роща. Считалось, кто срубит там дерево, ослепнет или заболеет. По преданию на том месте раньше была церковь, потому роща считалось святой, помогающей исцелиться.
Силой наделяли наши предки и землю. При некоторых болезнях ее надо было взять с могилы своего тезки и втереть на больное место, а при зубной боли – положить на больной зуб.

Как обмануть болезнь

«Суеверные средства лечения охватывают многие болезни, - сообщают в Этнобюро из Костромской губернии – их у крестьян в запасе полно, в некоторых есть логика, другие, по-видимому, лишены смысла». В числе последних назывались такие. Чтобы избавиться от ячменя на глазу, надо плюнуть в глаз человеку или кукиш показать и трижды произнести: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то и купишь: купи топорок, руби себя поперек».
Распространенный прием лечения бородавок был таков: на нитке завязывают узлы по числу бородавок, читая при этом молитву, и закапывают нитку в землю. Бородавки пропадут, как только нитка сгниет. Кстати, хотите - верьте, хотите – нет, но этот способ помогает, проверено.
Чтобы остановить кровотечение, в Костромской губернии делали так: брали ветку сухого дерева и втыкали ее в землю верхушкой вниз.
Если ребенок чахнет, чтобы обманут болезнь, мать, дав копейку нищему, передавала ему малыша через окно, а нищий вносил его обратно в избу через дверь. Когда болел ребенок в некоторых уездах считалось, что надо обратиться к … сору, сказав: «Сор-песор, исцели его болезнь». Или попросить порог двери: «Кутинька-кутя, приди к моему сыну, прогони его болезнь, болезнь лютую, неисцелимую!»

Религиозные средства

При болезни крестьяне нередко давали обет – долг перед Богом, который никогда не оставался неисполненным, неважно дан он самим больным или родителями за детей. Часто заказывали заздравные молебны, а во время эпидемий проводили крестные ходы.
При коклюшном кашле у ребенка, говоря, что малыш «перькает» костромичи молились «Иоанну Перькателю», подразумевая Иоанна Предтечу.
Считалось, что самые простые вещи станут иметь исцеляющую силу, если их освятить в Великий четверг – соль, сало, зола, сода… Четверговую черную соль ставили под образа, зажигали свечку и молились.  Потом эту соль растирали, клали в воду и давали пить при различных болезнях. Еще в нашей губернии считалось, что если стричь детям волосы в Великий четверг, то они не только будут лучше расти, но и у детей всю жизнь не будет болеть голова.
Отчитывание, как религиозно-бытовой прием лечения больных, особенно считалось действенным при болезнях, причину которых крестьянин объяснял действием нечистой силы, порчей, сглазом – при сумасшествии, кликушестве, эпилепсии, некоторых хронических и детских болезнях. В этих случаях читались чаще всего молитвы «Отче наш», «Царю Небесный» и др.

А мы ее выкурим!

Был распространен и такой способ лечения, как выкуривание болезни. Например, в Варнавинском уезде Костромской губернии срезали роговые наросты с колен лошади, клали их на горячие угли и наглухо закрывали больного, заставляя его дышать этим дымом. 
Один из костромских корреспондентов сообщает такой случай. Мужика, страдавшего лихорадкой, уложили на печь и накрыли содранной только что шкурой овцы.
- Пришла она ко мне, – рассказывает больной, - и начинает браниться: «Вот, чертов сын, лег на голые кирпичи, да еще падалью накрылся, ну как теперь с тобой ляжешь. Оставайся, коли так, леший с тобой!». Ругалась, ругалась, плюнула три раза, да и ушла. Выздоровел, ведь после этого, - с восторгом восклицает мужик.
- Но чем же тут помогла овчина? – спрашивают его.
- Как, чем?! Да ведь, комуха-то (болезнь) больно не любит нехорошего духу!

Травы – не отрава
Для лечения простудных болезней универсальным средством была баня. Для усиления эффекта применяли потогонные средства – малину, липовый цвет, бузину, ромашку. Настрой этот надо было пить горячим, без сахара и быстро. При кашле использовали сок редьки с медом. Бородавки смазывали соком чистотела, луком, толченным с солью, чесноком, квасцами. Или выжигали горючей серой и каленым железом.

Не дразните собак, не пинайте кошек

В нашей губернии существовало много поверий, связанных с беременностью и родами. Беременная не должна толкать ногой собак, кошек, свиней – иначе заболит нога и спина. Не должна переступать через коромысло – на ногах будут нарывы. Если увидит падаль и плюнет – у ребенка будут пахнуть изо рта. Если посмотрит на пожар и почешется – на том месте у ребенка будет темное пятно. Родимое пятно будет, если женщина чего-то испугается и схватится за лицо рукой. Или что-то украдет – родинка будет напоминать формой украденную вещь. Если же беременная перейдет дорогу, когда несут покойника, – пятно образуется оттого, что у ребенка «запечется кровь».
Если женщина на сносях испугается волка (а как не испугаться!), у ее малыша какая-то часть тела обрастет волчьей шерстью. Нельзя смотреть на слепых, уродов, чтоб это не передалось ребенку. Если беременная положит кусок хлеба за пазуху – ребенок будет невежей. Если будет шить по религиозным праздникам - зашьет ребенку глаза. А если будет чесаться по праздникам – ребенок будет вшивым.  Если будут пить прямо из ведра – у новорожденного будет изжога. Если выплеснет воду через порог, ребенок будет страдать рвотой. Беременная не должна чистить сажу в трубе – ребенок будет страдать удушьем. Не должна носить щепок в фартуке – кила будет у малыша. Если беременная перейдет кому-то дорогу, то на того нападут чирьи. Если переступит через седло или хомут, станет тяжело лошади. Если будет присутствовать при чистке колодца – вода в нем будет дурной...

«Ну, помогай, силы поддавай!»

Наши предки были уверены: о родах нельзя сообщать даже близким, иначе роженица будет мучиться за каждый грех узнавшего о ее родах. Потому роды часто проходили в бане, амбаре, на сеновал или в укромном месте во дворе. В Солигаличском уезде описывается такой случай: сноха почувствовала приближение родов, сообщила свекрови. Та как бы нечаянно ломает свою косу и словами: «Дай-ко мне, Марьюшка, свою косу, а ты сбегай домой и принесу другую» дает ей повод, не обращая внимания присутствующих, удалиться с поля. В Солигаличском и Макарьевский уездах излюбленный прием при родах для помощи роженице – дуть в пустую бутылку.
Роды не всегда проходили лежа. К примеру, в Солигаличском уезде считалось, что роженица должна ходить. Ее водили по избе повитуха или домашние до тех пор, пока не покажется головка ребенка, только тогда клали роженицу на постель, говоря: «Ну, помогай, силы поддавай, тужься!»
Чтобы помочь жене родить, в Галичском уезде считалось полезным, чтоб муж перешагнул через жену. А в Солигаличском супруг с зажженной четверговой или венчальной свечой молится и ходил вокруг избы с иконой. В Ветлужском уезде считалось хорошо, если муж стоит у изголовья, и кричит и стонет вместе с женой. При тяжелых родах нужно было надо взять три камешка из трех разных бань, облить их водой и сбрызнуть роженицу. Чтобы помочь рожающей, надо было взять воду, которая скатилось с первого яйца, которое снесла курица, сбрызнуть женщину, приговаривая: «Как в курочке яичко не держится, так не лежал бы младенец Христов в утробе рабы Божией (такой-то)».
В Галичском и Ветлужском уездах существовали поистине инквизиторские способы «помощи»: подвешивание беременной к матице (поперечной балке в избе) за ноги, спускание с постели, полатей по доске вниз головой и встряхивание за ноги. В некоторых уездах Костромской губернии для ускорения родов стреляли из ружей, полагая, что «как быстро вылетает заряд из ружья, так скоро и легко выскочит ребенок из утробы матери».

Зинаида НИКОЛАЕВА.


Рецензии
Славные выдумщики были наши предки!) Современники тоже последнее время впадают во все тяжкие, но до прабабушек и прадедушек им далеко- фантазии маловато.) Татьяна

Георгиевна   11.01.2023 19:05     Заявить о нарушении