Ускользающая красота
Есть что-то удивительное в словосочетании "ускользающая красота". Это кажется тонко подмеченным свойством самой жизни, которая постоянно ускользает.
Чем больше я всматриваюсь в жизнь, тем виднее этот эффект ускользания.
Например, я регулярно размышляю о концепции "всё в нас", о том её аспекте, где наиболее правильным отношением к жизни будет осознание факта - вся картина мира нарисована изнутри.
Это значит, если я злюсь на соседа - я злюсь на себя, прежде всего. Во мне сформировалось именно такое отношение к соседу. И если про соседа точно неизвестно, был ли злой умысел с его стороны, то во мне в момент злости однозначно происходят процессы, прямо вредящие мне самому. И вот ведь незадача - похоже, нет такой "программы" распознавания этого вреда в моменте злости.
Потом, постфактум, я пойму, осознаю, но прямо в моменте - злость обычно побеждает.
Когда я размышляю о подобных вещах, мне вспоминается притча о монахе, который в конце притчи сказал примерно следующее - мне незачем медитировать, ведь я не отвлекаюсь.
Тут можно ещё вспомнить анекдот о том как профессор и студентка пересеклись за одним столом и разговорились. Студентка из вежливости спросила, чем занимается профессор. Тот ответил, что астрономией. Надо же, удивилась студентка, а мы уже её прошли на втором курсе. Студентка занимается астрономией, чтобы её "пройти", профессор занимается астрономией в качестве дела всей жизни, это его вторая, новая натура, ставшая доминирующей. Он не "прошёл" астрономию, он - в ней.
Тот монах, который пришёл "проверить" упомянутого мной монаха (если я всё верно помню) - спросил, как именно тот монах медитирует, и медитирует ли вообще. Это вопрос уровня студентки, которая прошла астрономию. Ответ - мне незачем медитировать, ведь я не отвлекаюсь, - это ответ уровня профессора. Так мне кажется.
Почему так? Потому, что кажущаяся, воображаемая цель студенческих медитаций - стать медитативным по жизни, то есть, всегда, когда больше не отвлекаешься, когда ты медитативен в принципе, в своей новой основе, в своей мета-позиции.
Это нелегко. Уж сколько их, примеров отвлечения. Во времена ковида актуально такое упражнение: попробуйте следить за своими руками, чтобы не касаться лица в течение часа, двух, сколько сможете. В какой-то момент, скорее всего задолго до истечения первого часа, ты обнаруживаешь, что пальцы на лице, а мысли были неизвестно где, - отвлёкся.
Так вот, моё стремление осознавать, что "всё в нас", прекрасно уживается с каким-то ещё подсознательным отвлечением, которому глубоко плевать на моё стремление осознавать "всё в нас", и которое злится себе от души, придавая словосочетанию "всё в нас" другой, ироничный оттенок - если всё в нас, так почему бы и этому тоже в нас не быть?
Человек, который стремится поработить себя, становится по-настоящему осознанным, - примерно такую мысль я встретил недавно у Метцингера в его книге "Туннель эго", и запомнилось.
А пока... ускользающая красота. Ускользающая красота момента, ускользающая красота всего в нас...
Ирония в том, что знание - специфично. И если учиться медитировать отдельно от жизни, в специально выбранное время, то именно это и будет происходить - отдельно медитация, отдельно - остальная жизнь.
Подлинная же медитативность в том, чтобы не отвлекаться ;)
Свидетельство о публикации №222101101630
Ну вот, сидел спокойно, прочитал Вашу миниатюру и Остапа понесло... Спасибо. С уважением, Владимир
Владимир Рубанов 06.08.2023 22:40 Заявить о нарушении
А Вам, похоже, удалось сходить на встречу с вечностью. Так бывает. Об этом, например, пишет Манфред Лютц в своей книге "Жизнь могла бы быть такой простой".
Феронин 07.08.2023 03:56 Заявить о нарушении