Ускользающая красота

Как-то я посмотрел фильм с таким названием. На хороший счёт фильм не был взят, но название запомнилось отдельно своей необычностью.

Есть что-то удивительное в словосочетании "ускользающая красота". Это кажется тонко подмеченным свойством самой жизни, которая постоянно ускользает.

Чем больше я всматриваюсь в жизнь, тем виднее этот эффект ускользания.

Например, я регулярно размышляю о концепции "всё в нас", о том её аспекте, где наиболее правильным отношением к жизни будет осознание факта - вся картина мира нарисована изнутри.

Это значит, если я злюсь на соседа - я злюсь на себя, прежде всего. Во мне сформировалось именно такое отношение к соседу. И если про соседа точно неизвестно, был ли злой умысел с его стороны, то во мне в момент злости однозначно происходят процессы, прямо вредящие мне самому. И вот ведь незадача - похоже, нет такой "программы" распознавания этого вреда в моменте злости.

Потом, постфактум, я пойму, осознаю, но прямо в моменте - злость обычно побеждает.

Когда я размышляю о подобных вещах, мне вспоминается притча о монахе, который в конце притчи сказал примерно следующее - мне незачем медитировать, ведь я не отвлекаюсь.

Тут можно ещё вспомнить анекдот о том как профессор и студентка пересеклись за одним столом и разговорились. Студентка из вежливости спросила, чем занимается профессор. Тот ответил, что астрономией. Надо же, удивилась студентка, а мы уже её прошли на втором курсе. Студентка занимается астрономией, чтобы её "пройти", профессор занимается астрономией в качестве дела всей жизни, это его вторая, новая натура, ставшая доминирующей. Он не "прошёл" астрономию, он - в ней.

Тот монах, который пришёл "проверить" упомянутого мной монаха (если я всё верно помню) - спросил, как именно тот монах медитирует, и медитирует ли вообще. Это вопрос уровня студентки, которая прошла астрономию. Ответ - мне незачем медитировать, ведь я не отвлекаюсь, - это ответ уровня профессора. Так мне кажется.

Почему так? Потому, что кажущаяся, воображаемая цель студенческих медитаций - стать медитативным по жизни, то есть, всегда, когда больше не отвлекаешься, когда ты медитативен в принципе, в своей новой основе, в своей мета-позиции.

Это нелегко. Уж сколько их, примеров отвлечения. Во времена ковида актуально такое упражнение: попробуйте следить за своими руками, чтобы не касаться лица в течение часа, двух, сколько сможете. В какой-то момент, скорее всего задолго до истечения первого часа, ты обнаруживаешь, что пальцы на лице, а мысли были неизвестно где, - отвлёкся.

Так вот, моё стремление осознавать, что "всё в нас", прекрасно уживается с каким-то ещё подсознательным отвлечением, которому глубоко плевать на моё стремление осознавать "всё в нас", и которое злится себе от души, придавая словосочетанию "всё в нас" другой, ироничный оттенок - если всё в нас, так почему бы и этому тоже в нас не быть?

Человек, который стремится поработить себя, становится по-настоящему осознанным, - примерно такую мысль я встретил недавно у Метцингера в его книге "Туннель эго", и запомнилось.

А пока... ускользающая красота. Ускользающая красота момента, ускользающая красота всего в нас...

Ирония в том, что знание - специфично. И если учиться медитировать отдельно от жизни, в специально выбранное время, то именно это и будет происходить - отдельно медитация, отдельно - остальная жизнь.

Подлинная же медитативность в том, чтобы не отвлекаться ;)

 


Рецензии
Беру Вашу миниатюру, в отличие от просмотренного Вами фильма, на хороший счет. Читаю внимательно, не отвлекаюсь, и нет надобности в медитации. Жизнь постоянно ускользает и заметно это далеко не только в зеркале на своем лице, есть еще и зеркало души и многое, и многие в твоем окружении также переживающие этот процес ускольжения. Когда-то, работая с лопатой на земле, я заметил плоский, ошлифованный водой камень, какими обычно усеяны берега окенов и морей, взял его в руки и подумал, не он ли хранит в себе вечность, что никакая красота от него не ускользает никогда. Когда-то, на моем месте был океан, как тот, что сейчас существует в сотнях километрах. Говорят, что камни живут своей жизнью, думают своими каменными мыслями...Говорят, что кур даят. Как можно это знать нам, кто по срвнению с ними большая капля воды?..
Ну вот, сидел спокойно, прочитал Вашу миниатюру и Остапа понесло... Спасибо. С уважением, Владимир

Владимир Рубанов   06.08.2023 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо за интересный отклик, Владимир. Если продолжить цепочку, то дело не только в камне, но ещё в этой нашей способности... нестись ;)

А Вам, похоже, удалось сходить на встречу с вечностью. Так бывает. Об этом, например, пишет Манфред Лютц в своей книге "Жизнь могла бы быть такой простой".

Феронин   07.08.2023 03:56   Заявить о нарушении