Борьба племен Подунавья и Северного причерноморья
…Войны варваров с Римом не были каким-то эпизодическим явлением - они продолжались в течение нескольких веков, пока ослабевшему мировому государству не были нанесены последние смертельные удары.
В этой гигантской борьбе главную роль сыграли народы, населявшие некогда территорию нашей родины: сарматы, славяне, гунны и др.
Все новые и новые племена Сарматии включались в борьбу с империей, пока выступление гуннского союза племен не послужило могучим толчком к решающему наступлению, положившему конец существования Рима.
Ведущей силой антиримских войн были племена Северного Причерноморья: они стояли в авангарде всех наступлений на империю, с их территории и при их активном участии на Рим были произведены нападения непреодолимой мощи.
Борьба племен Северного Причерноморья с Римом прошла ряд этапов. На первых порах империя еще наносила им довольно тяжелые удары (деятельность Плавтия Сильвана, Дакийская война). Но постепенно инициатива перешла в руки варваров. С Маркоманской войной начинаются широкие наступательные войны варваров; совместно с германскими племенами, племена Причерноморья все более теснят ослабевшую империю.
Важнейшим этапом их наступательных войн были войны III века. Воспользовавшись глубоким социально-экономическим кризисом империи, на нее с огромной силой обрушились Карпы и другие причерноморские племена…
А.М. Ременников. Война Римлян с племенами Северного Причерноморья в IIIв. н.э.- М. 1950г. (автореферат на канд. Тема утверждена в 1948г. (ВДИ 1948(1), О.В. Кудрявцев. Кафедра истории древнего мира МГУ. с.182))
В римской истории период III века принадлежит к числу наиболее важных и интересных. Между тем в нашей историографии он является, пожалуй, наименее исследованным. В этом отношении рассматриваемый в рецензируемой монографии вопрос о борьбе причерноморских и прикарпатских племен с Римской империей в III в. чрезвычайно важен не только для выяснения общей проблемы взаимоотношений Рима с варварской периферией, но и для характеристики всего периода в целом, которым начинается постепенное крушение Римской империи...
А.М. Ременников рассматривает действительные причины, побудившие варваров к активному выступлению против Рима в это время, определяет племена и коалиции племен, принимавших участие в войнах с Римом, и выясняет, каким именно племенам в тот или иной период кризиса III века принадлежала в действительности главная роль в борьбе с Римской империей. Автор убедительно устанавливает даты отдельных походов, определяет их направление и выясняет роль отдельных племен в том или ином походе, а также дает, впрочем довольно бегло и схематично, общую картину состояния Римской империи в этот период, когда она находилась в крайне тяжелом положении как вследствие наступления пограничных племен, так и в результате крайнего обострения социальных противоречий внутри государства.
А.М. Ременников правильно устанавливает, что в первый период (232-250 гг. н.э.) борьбы варварских племен с Римом основная роль в этой борьбе принадлежала племенам карпато-дунайского бассейна: сарматам-язигам, свободным дакам и главным образом карпам и что лишь с 250г. в активную борьбу с Римом включаются готы. Вступление в войны с Римом готов, как это устанавливает автор, опираясь на данные источников, однако вовсе не исключало активного участия в дальнейших войнах также и карпов. В борьбе варваров с Римом (автор рассматривает время с 232 по 271г.) А.М. Ременников намечает известные этапы, что дает ему возможность представить эту борьбу в развитии и проследить постепенный рост напора пограничных племен на римские рубежи. А.М. Ременников отмечает при этом и ту роль, которую играли в этой борьбе племена и народности, населявшие в древности южные и юго-западные области нашей страны.
Вместе с тем в отдельных своих положениях рецензируемая работа не лишена недостатков.
Определяя этническую принадлежность и размещение племен Северного Причерноморья, обитавших в III в. в областях между Дунаем и нижним течением Дона, А.М. Ременников использует сведения Птолемея. Известно, однако, что именно об этих областях Птолемей был недостаточно осведомлен, что отмечает и автор; к тому же сведения Птолемея отделены от рассматриваемого времени значительным промежутком. Действительно, Птолемей, современник Антонина Пия и Марка Аврелия, жил примерно на сто лет раньше войн времен Деция и Галлиена. К тому же он опирался, в основном, на источники как начала II века (Марин Тирский и т.д.), так и более ранние, причем разномерные сведения некритически соединяются у него в единую картину, достаточно пеструю по своему хронологическому составу. Во всяком случае сведения, сообщаемые Птолемеем, не всегда соответствуют рассматриваемому А.М. Ременниковым периоду и по большей части предшествуют времени Маркоманских войн, вследствие чего этническая карта, даваемая А.М. Ременниковым, в значительной мере остается условной и схематичной, а в отдельных случаях, на мой взгляд, и не совсем правильной. Сведения Птолемея для III века должны были быть дополнены, а в отдельных случаях тщательно проверены и исправлены на основании сведений других источников, современных III веку или хронологически более близких этому времени.
Так, А.М. Ременников считает, что одним из значительных племен Северного Причерноморья в III в. были роксоланы, которые некогда действительно жили между Днепром и Доном, затем постепенно продвинулись, как пишет автор, к северо-западным пределам (с.9-10). Помимо того, что само по себе это выражение, заимствованное, видимо, из Иордана, весьма неопределенно, следует заметить, что эти северо-западные пределы могут быть локализованы более точно. Роксоланы, как свидетельствуют источники более поздние, чем Птолемей, а косвенно и более ранние, обитали на восточных границах Дакии, именно за рекой Алютой (Олтом). Здесь их помещает Иордан (Get, XII 74), когда он говорит о границах древней Дакии (древней - в отличие от позднеримских провинций Dacia Ripensis и Dacia Mediterranea на правом берегу Дуная):..tunc ab oriente Aroxolani, ae occasu Jazyges, a septentrione Sarmatae et Basternae, a meridiae (вместо meridie; ae вместо e - ошибка частая у Иордана) amnis Danubii terminabant. nam Jazyges ad Aroxolanis Aluta tantum fluvio segregantur...тогда с востока ее ограничивали ароксоланы, с запада - язиги, с севера - сарматы и бастерны, с юга - река Данубий. Ибо язиги отделяются от ароксоланов только рекой Алютой.
Свидетельство SHA также подтверждает эту локализацию роксолан. Так, в биографии Адриана, приписываемой Спартиану, говорится, что при Адриане на дунайской границе имели место серьезные конфликты с сарматами и роксоланами, причем римляне уже раньше выплачивали роксоланам дань, за которую последние, видимо, обязались не переступать границ империи (SHA, Hadr., VI, 6-8): audito dein tunmltu Sarmatarum et Roxalanorum praemissis exercitibus Moesiam petit. Marcium Turbonem post Mauretaniam praefecturae infulis ornatum Pannoniae Daciaeque ad tempus praefecit. cum rege Roxalanorum, qui de imminutis stipendiis querebatur, cognito negotio, racem conposit когда затем пришло известие о беспорядках, вызванных сарматами и роксаланами, выслав вперед войска, он отправился в Мёзию. Марция Турбона, бывшего ранее наместником Мавретании, украсив инфулами префектуры, поставил на время над Паннонией и Дакией. С царем роксалан, который жаловался на уменьшение дани, узнав, в чем дело, заключил мир. Эти военные действия имели место в 117г.; движение сарматов и роксолан прежде всего угрожало безопасности Паннонии и Дакии, что и отмечают источники: Адриан поставил во главе этих провинций Марция Турбона, предоставив ему чрезвычайные полномочия, и после личных переговоров с царем роксолан вернулся в Рим (SHA, Hadr., VII, 3...Romam venit Dacia Turboni credita). Марций Турбон действительно управлял Дакией в 118-119гг.
Позднее Марк Аврелий разрешил язигам и роксоланам иметь сообщения через территорию Дакии всякий раз, как наместник провинции будет давать им на это разрешение (Cass. Dio, LXXI, 19, 2). Как известно, сарматы-язиги обитали между Дунаем и Тиссой, где варварский мир вклинивался между западными границами Дакии и восточными Паннонии, т.е. у западных границ Дакии; следовательно, роксоланы, с которыми хотели сноситься язиги, должны были обитать у восточных границ Дакии.
В IIIв. роксоланы уже столь близко подошли к границам и Паннонии, что начали активно вмешиваться в военные узурпации, имевшие место на Дунае в это время. В 261г. роксоланы, по-видимому участвовали в узурпации наместника Верхней Паннонии Регаллиана, который, как сообщают источники, потом был убит по подстрекательству роксолан с согласия воинов и вследствие страха провинциалов (имеются в виду жители Паннонии, опасавшиеся гнева Галлиена - SHA, Trig. tyr. 10).
Наконец, есть свидетельства и от Iв. н.э., дающие возможность полагать, что уже в это время роксоланы обитали в областях, примыкавших с востока непосредственно к Дакии. В известной эпитафии Плавтия Сильвана роксоланы названы рядом с бастарнами и даками (GIL, XIV, 3608): regibus Bastarnarum et Rhoxolanorum filios, Dacorum fratrem captos aut hostibus ereptos remisit, ab aliquis eorum opsides accepit царям бастарнов и роксолан сыновей, (царю) даков брата, взятых в плен или вырванных у врагов, возвратил, от других из них взял заложников.
Данные надписи Плавтия Сильвана подтверждаются Тацитом, который сообщает, что конница роксолан в количестве 9000 человек вторглась в 69г. н.э. в Мезию (Hist., I, 79 сл.).
Все эти свидетельства источников, как мне кажется, давали А. М. Ременникову возможность не включать роксолан применительно к III в. в число племен Северного Причерноморья, а локализовать их на нижнем и среднем Дунае, где они определенно засвидетельствованы в рассматриваемый автором период...
Ю.К. Колосовская. Рец. на - А.М. Ременников. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III веке - Причерноморье в античную эпоху (под редакцией проф. В.Н. Дьякова), VI, М., Изд-во АН СССР, 1954, 146 стр. + карта, тираж 5000 экз. - ВДИ. 1954(4). с.72-78
Борьба племён Подунавья и Северного Причерноморья с Римом
https://proshkolu.ru/user/baobab57/blog/545958/
Тогдяше не бя iнакосте
а днесе пре бенде достяi ны
А межахом сме се одразiте сен од вразех
А деньмо такосе одразеньме
i яхом све сева а ова
Перве зовенхом до стенге вутце наше
якове не суть ще збабнена а грде
Прiхождахомсе во icтЪ на стогна све
а рещемо же iнЪ не буде то
а сме iмаме iтi на Грьце якова ста бенше
Мълвiхом бо ясне
а Iнтра iде за не яко шед за Отце наша на Ромiе до Трояне земе
А суть немо бенде колiбва варензе ведле наше вое на то
яко саме сме можахом веденте
Тенсеце ляте смехом бiлi од Роме i Годе
а Сурiанта якова бенде со ны
Тогда еще не было иначе, а сегодня войны беды достают нас. И можем (мы) отбиться от врагов. И ежедневно так отбиваемся и взяли себе то и это. Во-первых, позвали (мы) под стяги вождей наших - которые еще не обабились, а суть герои. Сходимся (мы) воистину на площадях своих и говорим, что по-другому не будет это, а (мы) должны идти на Грецей, которых стало больше. Молвили (мы) ведь ясно, и Индра идет за нас, как шел за Отцов наших на Ромеев на Тройскую землю. И беда нам, когда б варяги вели наших воинов на то, как (мы) сами можем ведать. Тысячу лет отбивались (мы) от Ромев и Годи. И Сурьянта с нами
Свидетельство о публикации №222101100234