Алексей Серебряков Эйнштейн - огромное браво Сером

Обратите внимание на дату - 11 октября - только 1939 года.


На деле, один из лучших образов Алексея Серебрякова  - Эйнштейн в пьесе Александра Гельмана "Эйнштейн и Маргарита".

За эти высказывания Альберта Эйнштейна   - короче немцы искали расправы с ним и за его голову назначали повышенную цену как в балладе про Робин Гуда:


 Эйнштейн всю жизнь был пацифистом и верил, что войны стоят на пути человеческого прогресса.

 Он считал, что войны были результатом естественных агрессивных тенденций, присущих всем организмам, и что цели и причины войны были просто оправданием этих тенденций. Он выступал за создание наднациональной организации, которая сделала бы войну в Европе столь же невозможной, как это было невозможно между бывшими королевствами, входившими в Германскую империю.

 Эйнштейн был в ужасе от разрушений, вызванных Первой мировой войной, и продвигал то, что он называл "двухпроцентным планом". Согласно плану, страны не смогли бы вести войну, если бы каждый 50-й мужчина отказался служить в армии.

Несмотря на эти взгляды, после прихода к власти Адольфа Гитлера Эйнштейн стал ярым сторонником готовности, признавая опасность получения нацистской Германией преимущества над западными союзниками. Встревоженный территориальными амбициями Гитлера, Эйнштейн активно призывал бельгийцев вступать в армию для защиты европейской цивилизации. Он объяснил изменение своего мировоззрения в 1941 году:

В двадцатые годы, когда еще не существовало диктатур, я выступал за то, чтобы отказ от войны сделал войну неприличной. Но как только в некоторых странах появились условия принуждения, я почувствовал, что это ослабит менее агрессивные нации по сравнению с более агрессивными.

Эйнштейн обосновал свое письмо президенту Рузвельту, в котором рекомендовал создать атомную бомбу, написав:

..казалось вероятным, что немцы могли бы работать над той же проблемой со всеми перспективами успеха. У меня не было другого выхода, кроме как поступить так, как я поступил, хотя я всегда был убежденным пацифистом. (курсив в оригинале)

Отвечая на вопрос об этой позиции, Эйнштейн написал:

Я не говорил, что я абсолютный пацифист, скорее, я всегда был убежденным пацифистом. Хотя я убежденный пацифист, есть обстоятельства, в которых я считаю уместным применение силы, а именно перед лицом врага, безоговорочно стремящегося уничтожить меня и мой народ. ... Я убежденный, но не абсолютный пацифист; это означает, что я против применения силы при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда я сталкиваюсь с врагом, который преследует уничтожение жизни как самоцель. (курсив в оригинале)


АТОМНАЯ БОМБА ИЛИ МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ - собственно, о сути спектакля Алексея Валерьевича Серебрякова - Эйнштейн и Маргарита:

Обеспокоенные ученые, многие из которых были беженцами в США из-за немецкого антисемитизма, признали опасность разработки немецкими учеными атомной бомбы, основанной на недавно открытых явлениях ядерного деления. В 1939 году венгерский эмигрант Лео Силард, не сумев самостоятельно вызвать интерес правительства США, вместе с Эйнштейном написал письмо президенту США Франклину Делано Рузвельту, которое Эйнштейн подписал, призывая координировать исследования США в области ядерного деления.

11 октября 1939 года Александр Сакс, советник Рузвельта по экономическим вопросам, передал письмо Эйнштейна–Силарда и убедил президента в его важности. "Это требует действий", - сказал Рузвельт помощнику и санкционировал небольшую исследовательскую программу по изучению возможности создания ядерного оружия.

Эта работа изначально была довольно скромной, и сам Эйнштейн был намеренно исключен из нее. В 1941 году работа ускорилась, после того, как благоприятные выводы доклада Британского комитета МОД достигли Соединенных Штатов. Это привело в 1942 году к созданию Манхэттенского проекта, масштабных научно-промышленных и военных усилий по разработке атомных бомб для использования в войне. К концу 1945 года США при поддержке Соединенного Королевства и Канады разработали действующее ядерное оружие и применили его против японских городов Хиросима и Нагасаки.

Сам Эйнштейн не играл никакой роли в разработке атомной бомбы, кроме подписания письма, хотя он действительно помог Военно-морскому флоту Соединенных Штатов с некоторыми несвязанными теоретическими вопросами, над которыми он работал во время войны.

По словам Лайнуса Полинга, Эйнштейн позже выразил сожаление по поводу своего письма Рузвельту, добавив, что Эйнштейн изначально оправдывал свое решение большей опасностью того, что нацистская Германия первой разработает бомбу.


 В 1947 году Эйнштейн сказал журналу Newsweek, что "если бы я знал, что немцам не удастся создать атомную бомбу, я бы ничего не предпринял". В том же году он написал статью для Atlantic Monthly, в которой утверждал, что Соединенные Штаты не должныпытаются добиться атомной монополии, а вместо этого должны снабдить Организацию Объединенных Наций ядерным оружием с единственной целью поддержания сдерживания.

 Эйнштейн также сказал в этот период: "Поскольку я не предвижу, что атомная энергия будет великим благом в течение длительного времени, я должен сказать, что в настоящее время это угроза. Возможно, это хорошо, что так должно быть. Это может запугать человечество, чтобы навести порядок в своих международных делах, чего без давления страха оно, несомненно, не сделало бы".

Эйнштейну часто приписывают вариации следующей цитаты: "Я не знаю, как будет вестись Третья мировая война, но я могу сказать вам, что они будут использовать в Четвертой — палки и камни".

чуть перефразировав цитату более раннего персонажа Алексея Валерьевича Серебрякова - Бориса Викторовича Савинкова, которого блестяще сыграл Алексей Валерьевич Серебряков - "Что осталось после распада Римской Империи - наследием было Средневековье".


Рецензии