Сражавшийся против японцев

Ветеран войны с Японией служил на мониторе «Ленин».

В августе 1945 года, после разгрома фашистской Германии, СССР, верный союзническому долгу, вступил в войну с милитаристской Японией, – чтобы устранить угрозу, нависавшую над дальневосточной частью Страны Советов.

Вторая мировая война кончилась второго сентября капитуляцией Японии. О роли Советского Союза в её разгроме в последнее время на Западе принято забывать, хотя СССР тогда освободил не только исконные российские земли – Курилы и Сахалин, но и Китай, Корею… Война шла на земле, на воде, в воздухе…

Участников той войны в живых остаётся всё меньше. Тем важнее их правдивые свидетельства. С одним из ветеранов той войны мне повезло лично общаться весной 2015 года.

Вот о чём рассказал тогда ветеран войны с Японией, житель Челябинска Пётр Иванович Ситников:

Справка

Пётр Иванович Ситников родился 7 июля 1921 года в деревне Вострежание Уксинского сельсовета Богородского района Кировской области. В годы Второй мировой войны служил в Краснознамённой Амурской речной флотилии. Награждён орденом Красного Знамени, медалями «За победу над Японией», «За отвагу», «За боевые заслуги», памятными и юбилейными медалями.

После окончания войны служил в органах госбезопасности. Подполковник КГБ в отставке. Курировал вузы Челябинска. В дальнейшем восемь лет проработал в Челябинском политехническом институте (ЧПИ).

В 1949-м женился. Супруга, Нина Фёдоровна, ушла из жизни в 2013-м. Есть сын, дочь и четверо внуков. Дети окончили ЧПИ. Много занимался патриотическим воспитанием молодёжи. Руководил секцией «Моряки» в Совете ветеранов Центрального района Челябинска. При его участии в челябинской школе № 147 создан музей Военно-морского флота.

– Восьмого сентября 1940-го я был призван на флот. Нас направили служить на Дальний Восток, в Краснознамённую Амурскую речную флотилию, – вспоминает ветеран. – Сначала попал в учебный отряд. Получил специальность комендора – и был направлен на монитор «Ленин». Монитор – это военный корабль, который предназначен для действия на реках и в прибрежных районах. Назначили меня сначала рулевым башни, потом вторым наводчиком.

– Где вы встретили начало Великой Отечественной войны?

– 22 июня 1941 года я находился на своём корабле, на боевом посту. Благодаря наркому ВМФ Николаю Герасимовичу Кузнецову, который вовремя отдал нужный приказ, весь советский военно-морской флот был на момент начала войны в полной боевой готовности. Это позволило не потерять корабли в первый же день.

Японцы планировали напасть на Советский Союз. Мы должны были их сдерживать. К счастью, в начале Великой Отечественной столкновения с Японией удалось избежать, иначе СССР пришлось бы биться на два фронта.

Пока шла война, мы постоянно ждали, что японцы нападут, часто по ночам все были в готовности № 1, то есть все на постах. Нельзя забывать: Япония напала на США, нанесла серьёзный урон флоту и базам Великобритании – а это были наши союзники по антигитлеровской коалиции, захватила ряд стран, включая Китай и Корею. Нападения японцев можно было ожидать в любую минуту – поэтому нам приходилось быть начеку.

– Какие чувства, по вашему мнению, пробудила в людях Великая Отечественная война?

– Патриотизм, самоотверженность, стремление преодолеть трудности, уверенность в своих силах, могуществе страны, в неизбежности победы над врагом.

– Пожалуйста, расскажите о войне с Японией!

– В 1945-м после поражения фашистской Германии Советский Союз стянул на Дальний Восток значительные силы. В пять утра девятого августа 1945-го, после тщательной подготовки наши войска вошли на территорию оккупированного Японией Китая – и начали наступление. К тому времени артиллерийское вооружение монитора «Ленин» дополнительно усилили – теперь оно состояло из восьми 120-миллиметровых орудий. Плюс зенитная артиллерия: две 85-миллиметровые универсальные пушки, две 37-миллиметровые пушки, две 20-миллиметровые автоматические пушки и два крупнокалиберных пулемёта ДШК. Воевал я сначала наводчиком, потом командиром башни.

В первом бою нам повезло: весь экипаж остался в живых. В дальнейшем мы успешно боролись с кораблями противника и его сильно укреплённой, хорошо вооружённой береговой обороной, обеспечивали высадку и огневую поддержку наших войск. Справиться с противником было непросто: японцы не только стреляли из всех стволов, но и устраивали всяческие каверзы: например, пытались помешать продвижению советских кораблей, пуская по реке брёвна, затапливая баржи – приходилось лавировать. Однажды враги взорвали и обрушили в реку железнодорожный мост. Отступая, они уничтожали всё, что могли, – не только военные склады и казармы, но и учреждения и жилые дома.

Но наши армия и флот доказали своё превосходство. Множество японских солдат и офицеров попали в плен. В руках советских войск оказались вражеские суда, склады с боеприпасами, топливом и продовольствием.

В Харбине захватили и разоружили речную флотилию противника.

В начале сентября на американском линкоре «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. Прошло 40 лет после поражения царской России в Русско-японской войне. Теперь наша страна стала победительницей, несущей свободу порабощённым народам.

– Какой бой больше всего запомнился?

– Вспоминать можно долго. На войне как на войне – постоянно рискуешь жизнью. Прямых попаданий в монитор не помню, но осколки по кораблю били. Я два раза тонул. Однажды ставили мы противоминную сеть – и мина взорвалась! Меня и ещё нескольких товарищей взрывной волной сбросило за борт. Запутался в сети, стал захлебываться. К счастью, товарищи спустили на воду катер – вытащили нас.

За боевые заслуги в разгроме империалистической Японии, массовый героизм личного состава Первая бригада речных кораблей, в которую входил наш монитор «Ленин», получила почётное наименование «Харбинская» и орден Красного Знамени. Экипажи тоже отметили орденами и медалями.

– Кто из героев войны или флотоводцев внушает вам наибольшее уважение?

– Разумеется, адмирал Николай Герасимович Кузнецов: благодаря его своевременному приказу советский военно-морской флот встретил врага во всеоружии – это позволило сохранить корабли и людей, не было таких страшных потерь, как на суше. Из флотоводцев прошлого, конечно, наиболее авторитетны адмиралы Ушаков и Нахимов.

– Что вы хотите пожелать: вашим сверстникам-ветеранам, а также нынешним и будущим студентам?

– Ветеранам – счастья, здоровья, бодрости и долголетия. Студентам – верить в свои силы, двигаться вперёд, овладевать знаниями, жить честно, трудиться на благо России, заботиться о её будущем, а если нужно – встать на её защиту, прожить жизнь достойно, чтобы надолго оставить по себе добрую память.

Монитор «Ленин» (справка из Википедии)

Корабль заложен в 1907 году на Балтийском заводе Санкт-Петербурга как бронированная речная канонерская лодка «Шторм». Корабль частями перевезён на Дальний Восток, где собран и в июне 1909 года в посёлке Кокуй на реке Шилка спущен на воду.

15 августа 1910 года корабль вошёл в состав Амурской речной флотилии. 24 апреля 1922 года «Шторм» был переименован в «Ленин». В 1927 – 1928 годах был проведён капитальный ремонт, а 6 ноября 1928 года корабль был переклассифицирован в монитор. В октябре-ноябре 1929 года корабль принимал активное участие в Сунгарийской операции Красной Армии (бои за Лахасусу 12.10.1929 и Фугдин 30.10.-2.11.1929) против белокитайцев. В 1935 году монитор был модернизирован.

Начало Советско-японской войны монитор встретил в составе 1-й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья Сунгари. Корабль принимал участие в боях на реке Сунгари, высаживал и поддерживал огнём десант пехоты в районе селений Тусыкэ, Хунхэдао, городов Фуцзинь и Саньсин.

Послесловие.

Как было сказано выше, беседа с Петром Ивановичем Ситниковым состоялась весной 2015 года. 23 июля 2016 года ветеран ушёл из жизни. Вечная память!

Беседовал и подготовил материал к публикации Иван Сергеевич ЗАГРЕБИН


Рецензии