Цветаева- кофе- кошка- яблоко, Моя Марина Цветаева

Детство. Мать. Отец. Сестра

  Мать и отец - Иван Цветаев и Мария Мейн.   Это важно: она на 20 лет его моложе, но любви меж ними так и не случилось.  Слишком сильно он любил свою первую жену Вареньку, слишком жива она была для него.  Так и шли каждый своим путем. Только рядом с И В  шла Варя Иловайская, любовь всей его жизни, умершая от родов в 32 года. Иван Владимирович, филолог, искусствовед, профессор, всегда занят, то на   работе, то в кабинете. Мария, немка, с польскими корнями, очень талантливая пианистка. Могла бы стать знаменитой и отдать всю себя музыке. Но посвятила себя мужу и семье.  При этом полюбить она не смогла ни его, ни его детей, и отчасти, своих девочек.  Много запретов, немецкий перфекционизм и порядок во всем. Учили музыке, языкам, искусствам, другим наукам. Никаких обьятий и нежностей, ничего лишнего. Семья обеспеченная. Были гувернантки, няньки. При том , что, как мы видим из   дневников   Анастасии Цветаевой, и самой Марины, детство было самым счастливым временем. Запомним этот факт.  Душевной, теплой связи с мамой у Марины  никогда не было. Всю эту нелюбовь меж родителями она сама и описала.
 Стихи пишет с детства, мать беспокоится: «неужели Муся будет поэт?» Мать презирала эти ее рифмы, запрещала, рвала в клочья найденные строчки. У нее был свой промысел о девочках. Они должны были стать пианистками. Но ему не суждено было сбыться.  Мария Мейн умерла от чахотки,  Иван Владимирович вновь стал вдовцом,  а девочки- сиротами. Марине   было  на тот момент 14 лет. Запомним  и этот факт. Время, когда девочке нужна любящая мать, она умирает на глазах у девочек. И без того необласканные материнским теплом девочки предоставлены сами себе.
Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет!
— Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.
Характер Марины слишком протестный и капризный, ей ничего нельзя запрещать и отнимать свободу, все равно возьмет свое. Так она с этим   и пойдет в жизнь. Упрямая, делает , что хочет.  Насте, младшей сестре, часто доставалось от Марины.  То кусала, то била, то цапарала. Так   она и отправится в тюрьму, потому что Цветаева, потому что сестра   Марины.
 Музыкальность- вот   что помогло  Цветаевой писать необыкновенные стихи, не зря на них положены песни и романсы, вот  как  возник   цветаевский певучий слог, который ни с кем  и ни с чем не спутаешь. Открытость и откровенность, невиданная доселе- вот что делает Цветаеву узнаваемый и исключительной.     Марина ведет с детства дневники и те, кто их читал, говорят, что это рассуждения взрослого человека, взрослой души, а не шестилетнего ребенка. Впоследствии ее, дочь Ариадна, тоже повторит этот генетический заклад.  Рассуждения  ребенка  с недетской душой.

Юность. Встреча с Сергеем. Эмиграция. Аля и Ирина.

Прозорливость Цветаевой поражает, привести можно массу примеров. Вот банальный:
«Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я что я поэт… настанет свой черед»
И вся ее  жизнь  будет изобиловать пророчествами в стихах и будничных фразах. Это часто бывает с поэтами.   До встречи со своим мужем, она говорила: выйду замуж за того, кто мне любимый камень   подарит. Так и случилось: то ли Максимилиан Волошин предупредил юношу с лицом
 « подобно шпаге», то ли правда сбылось  пророчество: Эфрон дарит Марине сердолик и всю жизнь они проживут вместе, даже умрут друг за другом вослед.
Марина, страстная, влюбчивая, порывистая жить не может без любви и влюбленностей : София Парнок, Мандельштам, брат Сергея- Петр, Константин Родзевич- кого неверно называют отцом  Мура,  ее эпистолярный роман с Пастернаком). Марина должна быть влюблена. И это понятно: она видела отношения матери с отцом, ей не хватило любви матери, она сакрализует любовь. Она гениальный поэт, Цветаева. А гению такого уровня можно простить все порывы и  любые  чувства.
После окончания любого   романа она возвращалась к Эфрону. А он каждый раз прощал ее. Это ли не любовь, это ли не жертвенность. Сын революционеров, Эфрон был с белыми, потом раскаялся и переметнулся к большевикам и, наконец, связался с ОГПУ, наивный человек.  Сейчас сказали бы: ватный.  Но время, время то было как похоже на сегодняшнее! Все понимали, что надо что-то менять, но  как и кому верить-не понимал никто.  Женились, жили то в Крыму, то в Москве, то в Тарусе. Родилась Аля (Ариадна), потом Ирина.
Как Марина, привыкшая жить в богатой семье с гувернантками и няньками, переживала это время? Голь и нищету. А тут еще дети появились. А их надо кормить, с ними надо играть, улыбаться им. Тут бы выжить. Муж заграницей. Денег и еды нет.  Аля пишет в   своих дневниках : «Моя мама очень странная.  Матери всегда любуются на своего ребёнка, и вообще на детей, а Марина маленьких детей не любит». Марина эгоистична, ее волнует поэзия  и сама она в этой поэзии. Она сама капризный маленький ребенок, она хочет сберечь в себе поэта. У нее не получается отыграть у смерти   младшую дочь. Она слишком устала бороться, добывать еду и тепло. Марина сдает обеих  дочек в  детский дом, и там Ирина, голодная и без любви, умирает. Ариадну она   забирает. 
Кто первый кинет в нее камень?  А вы сами так жили? И не дай Бог.  Это печальная, страшная   строка в жизни Марины. Впоследствии она раскаивается и клянет себя всю жизнь, не может себе простить  нелюбовь к Ирине:
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.

 Потом эмиграция:   Германия, Прага , позже оказались в Париже.  Марине было плохо в Париже, Прагу она еще смогла как- то полюбить, вернее не Прагу, а те деревни, где они жили. Она-дитя природы и очень хорошо чувствовала ее,  через всю жизнь пронесла любовь к Тарусе и Москве. В Париже их никто   не ждал, там Марине было совсем нехорошо. Наконец,   возвращаются в Россию . Не знаю, на что надеялась Марина, будучи пророком. Думаю, понимала все. Но следовала за неизбежностью.  С ней  Ариадна и  народившийся в эмиграции Георгий, муж чекист, да еще к тому же и убийца.  На допросах (по поводу связи мужа с ОГПУ и ликвидацией агента), она была ошарашена такой новостью, так что ничего  она не знала о работе мужа. И эти обвинения должны быть с нее сняты.

Георгий. Арест Мужа и Ариадны.

Возвращаются в 1939.Муру на тот момент 14 лет. Наконец, Марина полюбила ребенка.Это поздний ребенок, а к ней пришло раскаяние, понимание и мудрость. Марине 47 лет. До смерти 2 года. Георгий пишет дневники,   это рассуждения совершенно зрелого, умного, но подчас капризного и требовательного человека. Думаю, если бы Георгий был жив, мы бы получили талантливейшего писателя или мыслителя. На глазах Георгия  арестовывают отца и сестру. Как Марина не чокнулась, я не знаю. Марина и Мур остаются в Москве. Поселяются в Сокольниках, тогда совершеннейшая дыра и окраина, чем крайне недоволен  Мур.  Мур  в пубертате- подросток, вечно недовольный, стесняющийся  своей матери и не понимающий ее стихов. Все время клянчит деньги , все время осуждает странности матери, не понимает мать.
Марина всей своей дальнейшей жизнью   с Муром  живет, повторюсь,  раскаиваясь за Иру и жалея Алю,  но во всем потакает Муру, избалованному и залюбленному.  Девочкам не досталось столько любви.
 Марина- пророк: говорит, «надо  баловать мальчиков,  а вдруг война?». Мне впечатались эти слова на всю жизнь в мозг,  и когда я пытаюсь быть строгой к сыновьям, всегда вспоминаю эту ее страшную фразу, и строгость отступает.
 А что же дочки?  Не заслужили? Одна умерла  в детдоме, силком оторванная от матери и плачущая от голода и разлуки, а вторая, талантливейшая Ариадна, красавица  с  бездонными васильками-глазами  получила 18 лет тюрем и ссылок.  Это за что? За то, что ее дед   безвозмездно подарил  Москве наиценнейшие вещи ? Или за свою великую мать?  Ах, Родина!Ты не меняешься…
Когда я читаю ее вот эти строки, написанные в 1938 году-муж и дочь в тюрмьме, а исхода не видать: «Мне сейчас — стыдно жить.          И всем сейчас — стыдно жить.          А так как в стыде жить нельзя…          — Верьте в Россию!», я  просто плачу. Верьте в Россию? Что? 100 лет почти прошло! А мы верим, Марина! Мы очень доверчивые, мы все еще верим.

 Война.  Смерть Марины.

Война застает Марину с Муром в Москве, 17 августа они выезжают в Чистополь, плывут на корабле в Елабугу. Она слышит разговор окололитературных коллег- женщин  на корабле о том, что они хотят организовать   в Чистополе литературный дом, и там  все будут делать сами, и готовить обеды и мыть посуду. Марину это вдохновило. Женщины стали уговаривать ее переехать в Чистополь, чтобы у них там был свой круг, социум. Вместе легче выжить.  И тогда Марина сказала: ой, а возьмите меня, я очень хорошо мою посуду. Но так на этом все и закончилось. Не было никакого предложения работать посудомойкой, это потом все раздули. Какое- то, мол, даже предложение было, чего же она сразу в петлю. Не было ничего такого!
Вы  можете представить Марину с обьедками и посудой? Я-нет.
2 недели жизни в Елабуге. Ровно 2 недели.  Записки предсмертные  цитировать не буду,  больно это. Я еще раз хочу напомнить : Марина -пророк: она предчувствовала, что война разгорится, а Мура заберут на фронт и он не выживет, и что мужа ее расстреляли. Хотя  она так и  не узнала об этом.  Как бы она это все выдержала? Как? Я вас спрашиваю! Не смейте судить поэта. Мы слишком мелки для этого. Мы еще не прожили такую жизнь, как она. Не дай Бог.

После смерти.

Георгия Эфрон в 1943 забрали на фронт и он полег в 1944 под Витебском в общей могиле. Со всеми своими талантами, языками,   претензиями и обидами к маме, с горечью и любовью к России, с будущими прямыми потомками, с неоконченным университетом и неслучившейся любовью к женщине.
Марину Цветаеву разрешили отпеть 1990-м , почти полвека спустя после смерти,  с благословения Патриарха Всея Руси Алексия Второго в церкви Покрова Божией Матери г.Елабуги. Основанием для церковного поминовения Марины Цветаевой стало прошение сестры - Анастасии Цветаевой, и ходатайство диакона Андрея Кураева,  большого ценителя и знатока творчества Марины Цветаевой.  Чудны дела твои, Господи!

Мне жаль, что отношения с Богом у Марины были не самые близкие. Может быть, будь они ближе,ей бы легче было пережить этот морок?  Но это не  мое дело заглядывать в душу поэту.

Заповедей не блюла, не ходила к причастью.
Видно, пока надо мной не пропоют литию,
Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами — всеми пятью!
Други! Сообщники! Вы, чьи наущенья — жгучи!
Вы, сопреступники! — Вы, нежные учителя!
Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи, —
Богу на Страшном суде вместе ответим, Земля!

Ариадна, выйдя из  Туруханской ссылки, занялась наследием матери. Написала потрясающую книгу о любви к матери « Моя мать, Марина Цветаева». Собрала дневники , обрывки, рукописи и издала книги Цветаевой. После чего,  вся больная, недолго побыв на свободе, умерла в 1975 году.

Сестру  Марины Цветаевой, Анастасию , я видела лично ( от Марины нас отделило всего 1 рукопожатие)будучи девочкой 13 лет. Она выступала в нашем сельском клубе. Читала стихи Марины, после чего я Марину и полюбила навечно. Прожила Анастасия Ивановна   100 лет.
Как и  Аля, она занималась наследием Марины.

И напоследок вот это, самое, наверное, популярное, но как оно ложится на этот  год и этот век.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

Я вас люблю, Марина! Вы-  моя родная душа по  ощущениям и правде жизни. Я живу вашими заветами и с вашими стихами. И верю, все еще верю в Россию…


Рецензии