Про внучат. Прогулка

     Иногда нам с женой доверяли погулять с нашим внуком Тёмой. Было ему тогда года два с половиной или три. Жил он тогда с родителями у наших сватов в соседнем доме. Его родители работали допоздна в Москве и приезжали к сыну только поспать. Время было тогда, как, впрочем, и почти всегда у нас, трудное.
     Был тёплый летний вечер. Мы пришли с малышом к маленькому скверику во дворе дома сватов. Это даже был не скверик, а просто посаженные когда-то кусты боярышника, шиповника и деревья рябины. Они раскинули свои кроны красивыми шапками. Под ними можно было свободно ходить. На рябинах уже висели гроздья краснеющих ягод. Кусты боярышника и шиповника тоже были усыпаны оранжевыми и чёрными ягодами.
     Под деревьями и кустами был полумрак, слегка пробиваемый светом из окон дома.
     Тёма остановился напротив зарослей на тропинке и молчал. Мы подошли к нему поближе и тоже стали смотреть под деревья в темноту. Может ребёнок увидел там кота или собаку. Чем-то пахло влажным из под деревьев. Недавно был дождь.
- Ле-е-с! Грибы-ы! — тихо, почти шёпотом, нараспев произнёс ребёнок. Как-будто он принюхивался и прислушивался к чему-то.
     И правда мы с женой почувствовали запах грибов, идущий из-под деревьев. Ребёнок стоял и слушал шорохи. Казалось, он слушает, как растут там грибы.
Мы отошли от зарослей к стене дома.Там было посветлей.
     Дом был большой, девятиэтажный. В районе скверика земля имела склон в сторону соседних старых пятиэтажек. Поэтому здесь подвальная часть дома выходила на поверхность. В помещениях под первым этажом здесь обосновались представительства органов администрации нашего района. Вход в молодёжный центр был оформлен в виде небольшой ниши под лоджией первого этажа здания. Перед входом в эту нишу были раскрытые створки дополнительных дверей, сделанных из толстых металлических прутьев. Створки были распахнуты, а в окнах центра света не было. Значит в помещении никого уже не было.
     Я решил поиграть с Тёмой, используя эти створки. Мы зашли с ним и с женой в нишу.
     Я объявил ему, как это делает водитель автобуса:
- Осторожно, двери закрываются, Следующая остановка «Лес». И загудел, как мотор.
     Потом мы как бы остановились. Я открыл двери воображаемого автобуса  и объявил:
- Остановка «Лес».
     В это время метрах в пяти мимо нас проходила белая с чёрными пятнами кошка.
     Тёма громко объявил:
     - Коты заходите. Садитесь. Места свободные есть!
     Кошка остановилась и посмотрела на Тёму. Постояла немного и побежала по своим делам. А мы продолжили свою игру.
    Я вспомнил, как Тёма в полтора годика тоже гулял с нами до вечера. Он тогда только начинал говорить. И когда мы вернулись к нашему дому, то здесь встретили наших сватов, идущих с покупками из магазина. Было тепло. Мы остановились поболтать с бабушкой Алей и дедушкой Костей, как мы все называли наших сватов. Жена взяла Тёму на руки, чтобы он не стоял внизу у ног взрослых, а был тоже среди нас.
     В это время на востоке из-за крыш пятиэтажек и деревьев показалась большая круглая Луна. Она становилась на глазах всё ярче.
Вдруг Тёма громко перебил наш взрослый разговор возгласом:
     - Дать! – протянул ручку, указывая на Луну.
     Все рассмеялись и пошли к дому бабушки Али, где Луна казалась ближе. У подъезда стоял большой столб с фонарём. Его свет сделал свет Луны не таким ярким, и ребёнок перестал требовать дать ему Луну с неба.
     Но вернёмся снова к описанной прогулке про грибы и котов. Мы приближались к подъезду, где Тёма жил у бабушке Али. Здесь уже загорелся фонарь на столбе, который когда-то затмил нам яркую Луну на небе.
     Теперь малыш увидел на асфальте двора наши тени от света фонаря. И мы стали с ним гоняться за нашими тенями. Эта игра его увлекла. Ребёнок громко смеялся, когда прыгал на свою тень или на мою, а тени вдруг отпрыгивали.
Вскоре бабушка Аля позвала внука домой. Я пошёл его провожать, а моя жена Тамара отправилась домой готовить нам ужин.
     Мы ехали с внуком в лифте. Я держал его маленькую, теплую ручку в своей руке. Малыш был доволен нашими играми и тихо, почти шёпотом, просил меня прийти завтра ещё поиграть. А уже в квартире, когда его раздевали, он произнёс:
     - Дед, не уходи. Давай мы с тобой сейчас поужинаем у бабушки, а потом ещё поиграем.
     Вот так мы никак не могли расстаться в этот день с моим внуком и другом Тёмой.


Рецензии