О русской душе и отнятой у нас России. Гл. 6

                О русской душе и отнятой у нас России.
                Глава шестая
«Время покаяния и духовного возрождения.И нравственного воспитания»
«Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться                к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом – другое. И что-то особенное около нас, невидимое                и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь – «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет – «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается…
– Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни… по-мни!...»
 О чём вспоминает И.С.Шмелёв? О чём рассказывает маленькому Ване М.П.Горкин?
  Об очень важном для каждого христианина – о Великом Посте.
Правду говорит писатель – Великий Пост не только особое время  - это словно «прикосновение вплотную» к Миру Духовному. Потому что «теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться  той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах…».
И потому теперь всё – «другое».  Слово  сие ключевое – и понимают это все, включая ребёнка, который ещё и в гимназию не ходит. Иногда при чтении повестей: «Лето Господне» и «Богомолье» думаешь – дитя понимает всю глубину – сакральность происходящего? Возможно, осознание чего-то и пришло позже, но духовный фундамент был заложен тогда – в детстве - в конце века, что стал преддверием окаянства – но об этом позже – и не в связи с таким судьбоносным временем, как Великий Пост.
Перед познающим мир дитятей - слово это произносилось вовсе не с ироническим оттенком – об этом тоже чуть позже -   пример многих поколений истинно русских людей...
В другом автобиографическом произведении с несколько необычным названием «Записки неписателя» вспоминает И.С.Шмелёв  своего деда  со стороны матери – прошедшего войну героя, хозяина лучшей пряничной фабрики, ощущавшего ответственность за своих работников, законника, писавшего, что народ надо с детства воспитывать.
В той же книге рассказывается, как пришёл Ваня с дедом в Храм  - тоже во время Великого Поста, когда гремели анафему. Как ребёнок от страха под свечной ящик полез, а дед за ногу вытащил и строго сказал: «Стой, не ропщи,  а молись».
   В тот же день зло, словно ответив на анафему, воплотилось в страшной трагедии русской – цареубийстве…  Но об этом не сейчас.
   К «Запискам неписателя» мы ещё обратимся после – а пока продолжим беседу                о воспитании русского человека – воспитании, от веры, от Церкви Православной неотделимого. Своего деда-законника писатель до конца дней своих с благодарностью вспоминал – «Записки неписателя» - одна из «лебединых песен» И.С.Шмелёва…
 А уж если упомянули мы столь непривычное в серьёзном контексте слово «дитятя», то как не вспомнить стихотворение И.С.Никитина, что так и называется «Молитва дитяти».
  Молись, дитя, мужай с летами!
И дай бог в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на божий свет!
 Для И.С.Шмелёва и великого множества русских эмигрантов слова эти станут особенно «актуальными»…
Но дело не в будущей трагедии, которую и в страшном сне, в самых диких фантазиях никто представить не мог, а в том, что говорится о воспитании русского православного человека. Молитва, Слово Божие – спасение от всех – самых страшных скорбей.   
И вот словно духовная «эстафета», принятая Великим Князем К.К.Романовым                в колыбельной, написанной для сына  Иоанна – будущего воина и мученика неявленного:
 С верою твердой, слепою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Служит примером терпенья
Наш православный народ
 Детство сыновей Великого Князя - несмотря на разницу сословную в главном напоминало детство будущего писателя – их труд с крестьянами, крестные ходы и молебны о дожде… 
 Отчего  вспоминаются эти строки, живших в разное время поэтов? Оттого, что отражают  они прежде всего духовное становление ребёнка, как и во много позже написанной повести.   
     К ней и возвратимся.  И думаю, нет особой необходимости «доказывать», что Время Великого Поста  - ещё и особое время нравственного воспитания.
Но Эти Семь Недель не только особое время – это ещё и некое особое «пространство», если угодно. И войти в него в первые дни не так-то просто – и вовсе не из-за того, что  нельзя вкушать ни мяса, ни рыбы, ни молока. В конце концов, никто не неволит – а уж ныне тем более. К тому же почти в самом начале главы на полстраницы перечисляется столь разнообразная постная трапеза.
 «Что-то особенное около нас, невидимое и страшное», - вот, наверное, главные слова. Мы говорили уже в предыдущей главе о страхе, что в радость, – о трепете перед непознанным, непознаваемым Миром Духовным.  А не умеющая трепетать душа постепенно «умирает».   
   Думаю, так или иначе, выходим мы за рамки произведений Великого Писателя Русского и невольно сопоставляем времена его детства – полтора века назад – и наше время непростое – после т.н. «Второго Крещения Руси». Не можем не сопоставлять, ощущая недосягаемость духовных переживаний героев произведений, как мы знаем, из жизни на страницы повестей перенесённых. И всё же даёт Господь  по Милости Своей вдруг хоть ненамного ощутить себя внутри Духовного Пространства, в которое не может войти зло – и шумит вокруг мир, души твоей не задевая. (См. также «С Крестом и без Креста»).
   И давайте вспомним, что время Великого Поста символизирует закрытый для людей Рай – по грехам  Адама и Евы. Кстати, Адама писатель упоминал не раз.
И надо заслужить молитвой и покаянием, чтобы сошёл с Небес Благодатный Огонь – и Врата Райские вновь отворились Воскресением Христовым...
 Великий Пост – время покаяния – изменения сознания – именно так переводится слово с греческого. Об этом и говорит любимый Ваней М.П.Горкин. 
Неслучайно, наверное, с Первого Дня Великого Поста – Чистого Понедельника, когда всё в доме моют и чистят, когда убирают нарядную посуду и закрывают располагающую к веселью картину, когда закрывают на рынке мясные ряды, начинается повесть…
И вот ещё один пример глубокой, с пелёнок воспитанной нравственности.
 «Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, – Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста».
Радостно! Несмотря на все ограничения, которые с такой «скорбью» воспринимают многие современные люди. А здесь снова  звучит в каждом слове «детская вера                в Воскресение Христа». (См. также главу первую)…
И словно «продолжение» мыслей и чувств Великого Поста – следующая глава –                о замечательных службах великопостных. 
«Их-фимоны… А у нас называют – ефимоны, а Марьюшка-кухарка говорит даже «филимоны», совсем смешно, будто выходит филин и лимоны. Но это грешно так думать. Я спрашиваю у Горкина, а почему же филимоны, Марьюшка говорит?
– Один грех с тобой. Ну, какие тебе филимоны… Их-фимоны! Господне слово от древних век. Стояние – покаяние со слезьми. Ско-рбе-ние… Стой и шопчи: Боже, очисти мя, грешного! Господь тебя и очистит. И в землю кланяйся. Потому, их-фимоны!..
Таинственные слова, священные. Что-то в них… Бог будто? Нравится мне и «яко кадило пред Тобою», и «непщевати вины о гресех», – это я выучил в молитвах.                И еще – «жертва вечерняя», будто мы ужинаем в церкви, и с нами Бог. И еще – радостные слова: «чаю Воскресения мертвых»! Недавно я думал, что это там дают мертвым по воскресеньям чаю, и с булочками, как нам. Вот глупый! И еще нравится новое слово «целому-дрие», – будто звон слышится? Другие это слова, не наши: Божьи это слова.
Их-фимоны, стояние… как будто та жизнь подходит, небесная, где уже не мы,                а души».
Снова вызывающие добрую улыбку размышления чистого сердцем ребёнка, соединённое с трепетом и пониманием сакральности сердцем. Пониманием, что Слова, на службе произносимые,  «другие… не наши: Божьи…». И того, что словно «та жизнь подходит, небесная, где уже не мы, а души»...
 Оттого и «Пост с молитвой сердце отогреет» - как напишет спустя не одно десятилетие знаменитый Иеромонах Роман.
Пост! Словно каждый из нас «на посту» против войска злобного антихриста, желающего человека  в раба низменных страстей превратить. По сути именно об этом и говорит русский Писатель, продолжая мысли своей благочестивой семьи, своего воспитателя – М.П.Горкина…
А о Главном Празднике, для Которого Великий Пост – духовное приготовление,                в следующей главе побеседуем…
(Продолжение следует)


Рецензии