psiho. Пушкин. Микс заметок из дневника ДИП 091022
= 091022
(1)
Трагический провиденциализм и фатализм – Памятник и РКЦ
1836-й в жизни АСП – год несокрушимого раздумья о смерти, об успокоении и упокоении духа и устройства тела в выбранном для погребения месте. Это явные провиденциализм и фатализм. Причем провиденциализм трагический - наступил конец личной истории, Смерть идет – таково персональное провидение – судьба личного Промысла. При этом до самого конца АСП не оставляет надежды на спасение его души. Его Памятник – документ о том, что сам поэт считает: я нерукотворным делом заслужил милость и спасение души. Весь РКЦ – это чистый персональный личный провиденциализм. О человеке погруженном полностью в подобные мысли говорят как о чокнутом (чокнулся стаканами с кальвой с Дьяволом?) и зря: только человек с сильным духом, волей и крепким разумом может погрузить себя в Хаос Праматерей и разглядеть свой финиш. Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее». Но исходная трагическая фатальная установка – пора, пора…моя смерть уже пришла – говорит о потери инстинкта жизни, потери мотивации борьбы за жизнь как цель жизни – о психической болезни. «Пир во время чумы« не является (как полагают тупоголовые рабы) отчаянием обреченных – наоборот, это символ борьбы со злом, воли к драке и победе, соперничества с Сатаной Дьяблычем. В мировой традиции это пир венчался танцем Морриса или Танцем смерти. Этот танец был своеобразным ритуалом, со стороны напоминавшим массовую истерику. Хаотичные движения участников действа сначала были быстрыми, а затем замедлялись, после чего один из пляшущих падал на землю, изображая, что умирает. Остальные продолжали танец, имитируя оплакивание покойного, после чего лица противоположного пола подходили к умершему и начинали его целовать. «Покойник» поднимался, и все оканчивалось общим веселым хороводом. Это была танцевальная психотерапия= характерный пример таких танцев – пляска св. Витта – кончавшийся , правда, массовой истерией
В своем Пире АСП еще проявляет признаки борца … но …уж виден проблеск мрака конца.
(2)
Религиозность АСП - УМ ИЩЕТ БОЖЕСТВА, А СЕРДЦЕ НЕ НАХОДИТ
Сурат И. Вчерашнее Солнце: 1. АСП религиозен потому, что он Поэт. 2. Поэзия сама по себе онтологически религиозна: она вышла из молитвы… Дудки – это молитвословы воспользовались поэтикой для усиления воздействия на молящихся. Христиане – это покорные (мусульмане) и помазанные (физические христиане). 3. АСП абс. не религиозен в культовом смысле. Если у него в РКЦ и можно найти схему культа христиан (например, пасхальную), то это просто потому, что он должен был воспользоваться какой-то схемой, что сделало бы его раздумья и их итог – мысли более доступными и понятными людям христианского мира, в котором он жил. Получив в лицее задание написать стихотворение (сочинение) на тему Мыслей Паскаля, АСП написал свое знаменитое БЕЗВЕРИЕ с еще более знаменитой строкой-признанием УМ ИЩЕТ БОЖЕСТВА, А СЕРДЦЕ НЕ НАХОДИТ. После этого признания последующая мысль АСП посвящена обоснованию жалости по отношению к неверующему, обделенному благодатью – основой веры. Никаким усилием разума нельзя прийти к вере и стать истинно верующим, если Творец обделил тебя и этим для тебя все предопределено.
(3)
АСП и провиденциализм
АСП был убежден: не только в истории, но и в жизни индивида правят не столько объективные законы, сколько Провидение и Случай. Долго и надолго задумываясь и застревая на мыслях о Проведении и Спасении грешной души, он устал ждать прихода Смерти, соскучился и накаркал: Ворон к Ворону летит…
(4)
Автобиографизм
АСП не столько «поэт с биографией» сколько поэт со своей биографией или поэт своей биографии. Важно: Душа в заветной лире = Душа его в заветной лире. Заветной – «в смысле запретной, потаенной, скрытой» от не посвященных и не допущенных к переходу от личной биографии к поэтическим текстам о ней. Причем, НВН душил не единожды: Души прекрасные порывы и Душа в заветной лире
К Чаадаеву
…
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
И
Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
…
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
(5)
РОК – Жил на свете рыцарь бедный – трансцендентный страх и экзистенциальный психоз
Сурат И. С появлением романса-легенды «Жил на свете рыцарь бедный» (был он парень шибко вредны) с мая 1828 стало очевидно = АСП - в духовном кризисе, вызванном трансцендентным страхом. Это симптом явного психического расстройства и начала психического заболевания с последующим летальным исходом пациента. Свидетельство того, что АСП кризис не преодолел, а болезнь в нем развивалась и победила (хотя и борьбы то особо не видно) – появление затем в лирике «покаянных псалмов» (определение П. Щеголева) с усилившемся со временем преобладанием мотива поиска спасения от наказания за грехи (вино, девки, карты и богохульство). Вся тематика напевов в духе псалмов составляет то, что мы и назвали условно РОЦ.
АСП при этом страшит не смерть, а то, что он пытается узреть за ней – запредельное, трансцендентное.
Женитьба видится им с этого времени одной из спасительных гаваней. Он ищет Деву и находит ее в зрительном образе НН – она предстает пред ним на балу в белом бальном платье непорочности с золотым обручем на прекрасной ангельской головке девушки ослепительной красоты. АСП решил- это его Мадонна и лучше будет сделать ее домашней… Это и есть западня. Личная. Появление в лирике АСП мотивов трансцендентного страха – это след полученной психотравмы или, скорее всего, возрастная активация части родовой программы. Ахматова и Сурат отметили: в 1835 трансцендентный страх стал у АСП экзистенциальным – тема самоубийства в лирике и прозе стала преобладающей, а само самоубийство - навязчивой идеей. Пока за ним не пришел Старик в белом из ниоткуда и увел в Никуда царства Нечто в Ничто. Хотя есть и предположения: АСП подвергся инопланетной атаке и был заражен SCP-213 - "Дематериализующим паразитом" (см Artproject The SCP Foundation):
Любой – разыгранный мифодраматически – сюжет о рождении мира оказывается архетипическим методом исправления сущности своего бытия, своего видения мира. Любой сюжет о досрочном освобождении от мирского, о превращении (прерывании) своего присутствия в проявленном мире - это свидетельство проигранной битвы этого исправления с поражением психики.
РОК – это рассказ о психическом заболевании автора.
Ре-изюм: непонятно и неизвестно как когда и отчего, но к маю 1828 АСП оказался в плену Фобоса и Танатоса и до конца в нем остался. Может ответ надо искать в работах по глубинной психологии, например, у Беннета Е-А. Что на самом деле сказал Юнг. АСТ или у Эриха Фромма. Величие и ограниченность теории Фрейда, ИСКУССТВО БЫТЬ, Человек волк или овца? Лоренц - Что такое Зло?
Прим. Трансцендентный экзистенциальный ужас. Основой вопрос, "В чем же смысл, ****?!", задает себе каждый, первым своим криком сотрясая стены роддома, юрты, пещеры итп. Разве не красив этот крик, разве не означает он "Я - человек страдающий, принимаю эстафету отца моего и матери"? Экзистенциальный ужас фундамент каждой человеческой личности (по слухам, кроме Будд). Именно ему мы обязаны появлению веры, субъективной реальности, или даже "психо-эмоционального пространства". Короче, мы вынуждены жить в сконструированных нами мирках, потому что жить в реальном мире выше наших сил. Мы живем в мире денег, шмоток, гэджетов, научных теорий, книжек, словом, кто во что горазд. Мы думаем, что наделяем пространство смыслом. Но в действительности это квази-смысл, привидение, как в в хорошем мультике "Мёд - это такая странная штука! Вот он есть. И вот его нет". Мы не создаем незыблемых смыслов. Они существуют независимо от нас. Но и они, по-большому счету, бесполезны, потому что не отвечают на Главный Вопрос (42), не открывают для нас врата трансцендентного.
(6)
Трансцендентное. Концепция тоски и печали.
Сурат: акцент не на проблему неизбежности и готовности к смерти, а на проблему послесмертия, личного Судного дня и спасения души
Свидетельство о публикации №222101100835