Школа продолжение 1

  В пятидесятые годы здание школы окружал пустырь, обильно поросший осотом,  лебедой, крапивой и прочими колючими и жгучими представителями растительного мира. В дождливое время  эти зелёные, дикие полчища, нахально поднимаясь до пояса взрослого человека, в очередной раз пытались завоевать всю территорию, которую они считали своей. В жаркий полдень из сплошных зарослей изредка выставлялась деловито жующая козья морда, украшенная репьями, и снова исчезала.

  С этим злом решили бороться. В период цветения сорняков стали их скашивать, а осенью участок земли вспахали. На педагогическом совете приняли решение: на месте пустыря сделать парк. Весной, когда земля уже просохла,  преподаватели математики поставили колышки, наметив будущие дорожки с южной и юго-западной стороны здания школы.

  Шефы из Леспромхоза помогли достать саженцы акации, которую и высадили по обеим сторонам дорожек - получились аллеи. В весенние месяцы, под руководством учителей ботаники, ребята сделали грядки, посеяли овощи и цветы. Через два,три года кустики акации поднялись вровень с забором.

  Но до настоящего парка было ещё далеко. Нужны были деревья и кустарники.  Учителя и  ребята стали приносить из леса саженцы: липы. черёмухи, клёны. Я помню, как в четвёртом классе мы ходили за реку Атер и я принёс оттуда кустики шиповника. Всё прекрасно прижилось и, через несколько лет, вырос настоящий парк.
 
 На снимке южная и юго-западная стороны школы. Из-за забора уже видны кусты акации, хотя остальных деревьев ещё почти не видно. Интересный факт: в пятидесятые, шестидесятые годы 20 века считалось просто необходимым озеленять дворы у домов деревьями и кустарником, хотя никто никому не приказывал это делать - у людей,переживших и  победивших в  Отечественной войне, было огромное желание: построить аккуратный дом и украсить двор деревьями.  В это время и были посажены в нашем посёлке саженцы дубков. Сейчас ( в 2022 г) это уже огромные деревья.

На снимке видно,что под углом 90 градусов в северном направлении продолжается забор. На некотором отдалении от него,южнее,(на снимке не видно) стояло общежитие(интернат)* для учеников,приезжавших из деревень, в школах которых не было старших классов. Они учились в нашей школе.

 На воскресенье ребята уезжали домой, если за ними приезжали, или шла попутная подвода. Ездили в пятидесятые годы летом и зимой, в основном, на лошадях. Если за ребятами никто не приезжал, то они оставались ночевать на выходной день. Приходящие технички, если была зима, протапливали печи утром и вечером.

Освещались в ту пору керосиновыми лампами -очень опасными в пожарном отношении. В один зимний субботний  вечер,когда ребята уже разъехались по домам, в одной из комнат вспыхнуло пламя. Директорша, видя из окна своего кабинета(первое окно второго этажа, слева), что начинается пожар пыталась дозвониться до гаража Леспромхоза.  Телефонная связь была в то время в неважном состоянии. Пока дозвонилась,пока приехали - интернат сгорел полностью. Хорошо,что никто не пострадал.

Надо отдать должное директорше: с наступлением весенних месяцев был вырыт большой котлован, затем дно его и стенки зацементировали, сделав в верхней части деревянное перекрытие с люком. Получился очень хороший подземный резервуар для воды ёмкостью около 100 куб. метров. Фамилия директорши - Окулова Ефросинья (отчество не помню).


 Возгорания. На территории школы  их было четыре, но благодаря своевременным действиям пожарных здание школы не пострадало. Но по порядку. Начало 60-х  годов. Нужна была чёрная краска для покрытия классных досок. Завхоз решил просто: поставил несколько штук зажжённых  керосиновых ламп без стёкол таким образом, чтобы языки пламени касались листа жести. Сажу предполагалось потом соскоблить, смешать с олифой и получилась бы краска. Но завхоз отлучился по делам, и маленькое бревенчатое строение, где происходил процесс, загорелось. Потушили своими силами.

К концу 60-х годов Пионерскую организацию нашей школы, кроме макулатуры и металлолома, призвали собирать  печную золу, очень полезное удобрение, которое предполагалось отвозить в колхоз. Помню, что вместе с учителями труда мы, старшеклассники, из горбыля построили для этого небольшую будку. Всё было хорошо, золу ученики из дома активно приносили - была уже большая куча, пока кто-то  не высыпал случайно золу с  горящими углями. Строение загорелось, но это сразу обнаружили, ветра в ту пору не было, забросали огонь снегом, а когда  всё погасло, то обгоревшие остатки разобрали на дрова.

 Настоящий пожар случился в начале 70-х.Во время грозы загорелась старая школьная конюшня, где лошади к этому времени  уже не было, а хранились поломанные парты и столы. Какая огромная энергия заключена была в разряде молнии, если всё сооружение моментально вспыхнуло, несмотря на очень сильный и продолжительный дождь. 

Строение было высоким, огонь угрожал не только школе, но и соседним постройкам. Быстро из гаража ЛПХ приехали пожарные машины и, поочерёдно, приступили к тушению. Когда кончалась вода в одной машине, она уезжала  к озеру, что было неподалёку, а другая в это время боролась с огнём. Железно-дорожный переезд в 50-60 годах был рядом с клубом - это также помогло пожарным машинам прибыть вовремя.

Снова посмотрим на правую часть снимка, где поворачивает забор. После того,как здание интерната сгорело, на этом месте был построен гараж - простейшая постройка из горбыля с двускатной крышей, так как к этому времени в школе появился грузовой автомобиль ГАЗ-АА -"полуторка." Замечательная по выносливости машина, двигатель которой мощностью 40 лошадиных  сил, благодаря малой степени сжатия, мог работать на любом бензине, а в жаркую погоду даже на керосине. Название -"Полуторка" оттого, что автомобиль был рассчитан на перевозку 1,5 тонны груза. Важно было ещё и то, что конструкция машины была предельно проста. Удачно расположенная передняя ось в совокупности с малыми оборотами двигателя обеспечивала автомобилю довольно неплохую проходимость.

И вот такая  техника, прошедшая трудные дороги Отечественной войны, после ремонта в гараже Леспромхоза, было подарена нашей школе. Мужская часть педагогического коллектива была в полном восторге: теперь можно было не только привезти дрова для школы, но и вывезти сено, так как почти все учителя держали коров, а летом  всем коллективом съездить за малиной.

Управляли "полундрой", так дружелюбно называли называли эту машину, мужчины, понимавшие толк в этом деле, и имеющие соответствующий документ: мой отец, Чеховский Константин Иосифович, Цветков Павел Михайлович - Дядя ПавИл, как я звал его, Галяшов Дмитрий Родионович, Пестов Михаил Фёдорович. У меня хранится водительское удостоверение отца, где написано: "Шофёр-профессионал".

 К большому сожалению  "полундра" прослужила недолго, лет 5-6, так как штатной единицы на оплату труда человеку, который должен отвечать за эксплуатацию, осмотр и ремонт не  было. Директорша, при необходимости каких-либо перевозок, просто предлагала мужчине, свободному в данный момент от уроков, съездить куда нужно. Ездили все...

Учитель труда В. завёл двигатель,не проверив, есть ли в радиаторе вода.
 Результат печальный: от перегрева выплавился коренной подшипник скольжения из баббита. Можно было,конечно, отбуксировать "полуторку" в гараж  Леспромхоза на ремонт, где машину обязательно бы отремонтировали, но в дело ввязался дурацкий бабий гонор. Директриса ни за что не хотела обращаться к руководству ЛПХ. "Полуторку", стоявшую под снегом и дождём, потихоньку стали растаскивать на части, а потом сдали в металлолом.

 Без машины все хозяйственные перевозки для школы, подвозка воды, вывозка сена - всё это, как и в прежние годы, стали делать, используя лошадь. Ответственным был конюх -Ватолин Иван Александрович,трудолюбивый, старательный, немногословный мужчина лет 45.


Рецензии