Эхо войны
В Париже на время начала оккупации жило два миллиона восемьсот тысяч человек, три четверти из них уехали, покинули город после того, как его заняли фашисты. А оккупантов поселилось более ста тысяч.
На выставке много хроники. Вот последний комендант Парижа Хольтиц едет с освободившим город генералом Леклерком из отеля “Мюрис” на Монпарнас. Везут немецкого генерала в открытой машине, французы кидают в него камни. А вот нервный, задыхающийся от астмы Хольтиц подписывает капитуляцию, вопреки приказу Гитлера город сжечь, но не сдавать.
В сегодняшнем Париже имя Леклерка повсюду. Генерал был из аристократического графского рода. Его прямые предки ходили в походы крестоносцев, воевали с Наполеоном. Во время высадки союзников в Нормандии Леклерк командовал французской армией. Разбился на самолете в 1947 году, инспектируя французские части в Северной Африке .
А этот самый Хольтиц в свое время сровнял с землей наш Севастополь. Приехав в “Волчье логово” к фюреру для получения приказа отбыть в Париж, потомственный военный, слушая больного истеричного Гитлера, понял, что война проиграна. Тем не менее по его приказу весь Париж был заминирован. От Нотр-Дама до велосипедной фабрики. Как ни странно, он же и спас Париж от уничтожения. Впрочем, вынужденно. Шведский консул Рауль Рондлинг, который вел переговоры с Хольтцем, постоянно предупреждал, что в случае попытки уничтожения французской столицы тот автоматически становится военным преступником. Из ставки Гитлера продолжали запрашивать:“Горит ли Париж?" Вопрос звучал из брошенной трубки в кабинете Хольтица на фоне всеобщего ликования по поводу освобождения Парижа.
Жил Хольтиц в 5 номере отеля “Мюрис». В своих воспоминаниях он описывал, как наблюдал немецких солдат вокруг пруда в саду Тюильри. Кто-то из них брился, кто-то безмятежно играл на губной гармошке. Он смотрел на Триумфальную арку, на бегущую от нее эспланаду Елисейских полей, зелень Тюильри, величественный Лувр и думал о том, что по одному его приказу все это может исчезнуть. Простит ли ему мир?..
Комнаты под номером 5 в отеле теперь нет. Управляющий объяснил, что номера 5 и 6 объединили во время ремонта. Как грамотно сделали! Арестованный после взятия Парижа Хольтиц отсидел недолго в лагере для военнопленных в Англии, уехал в родной город и даже написал мемуары.
В теплые летние дни вокруг пруда в Тюильри всегда много народу. Уютно сидят на стульях, дремлют, вполголоса переговариваются, хрустят вафельными стаканчиками с мороженым. По пруду скользят легкие бумажные кораблики. Шалят непослушные дети.
Свидетельство о публикации №222101200131