Ловец торпед Маккаура

На снимке: грузовой пароход «Natal».

Судьба многих тысяч кораблей в годы войны была трагичной. Они гибли, подрываясь на минах, тонули от попаданий бомб и торпед, а также по другим причинам. Роковой оказалась и судьба германского грузового парохода «Natal». Что же это был за корабль?
 
Построен он был в 1921 году на верфи «Neptun AG» в Ростоке и первоначально имел название «Eupatoria». До 1928 года корабль принадлежал компании «Deutsche Levante Line», затем был передан компании «Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft» (HAPAG), а в 1936 году продан компании «Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft» и переименован в «Natal», вероятно, в честь бразильского города Наталь. Вскоре после начала второй мировой войны, в 1940 году пароход в качестве транспорта был реквизирован для нужд ВМС Германии. Он имел грузовую вместимость 3.172 брутто-тонны, длину – 103 метра, ширину – 14,73 метра и осадку – 6,37 метра.

Корабль довольно долго исправно служил, выполняя различные задачи. Однако 7 января 1944 года у берегов северной Норвегии ему фатально не повезло: корабль попал в сильный шторм и, несмотря на все усилия экипажа, в 16 часов 45 минут «Natal» был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур в районе Сюльте-форда, при этом погибли 3 человека.

В результате морской катастрофы «Natal» основательно застрял на камнях и, судя по всему, пропорол себе днище. Во всяком случае, попытка снять его с камней завершилась неудачей, поэтому корабль был признан потерянным. Однако самые удивительные события в судьбе парохода произошли в последующие полгода.

Так получилось, что этому брошенному кораблю было суждено стать своеобразным «полигоном торпедных стрельб» для подводных лодок и самолётов-торпедоносцев Северного флота, которые по ошибке, раз за разом выпускали по нему торпеды.

Счёт атакам по немецкому пароходу «Natal» открыла 19 января подводная лодка М-201 капитан-лейтенанта Н.И. Балина. Поздним вечером в 21 час 44 минуты субмарина из надводного положения с дистанции 8-9 кабельтовых выпустила две торпеды по кораблю «стоявшему на якоре». Торпеды прошли мимо цели, взорвавшись в гавани по корме транспорта. При повторной атаке в 21 час 47 минут и 21 час 48 минут с дистанции 7-8 кабельтовых были выпущены еще 2 торпеды. По докладам подводников, они наблюдали попадание в корабль и густые клубы дыма на нём. Однако на самом деле торпеды взорвались от ударов о берег.

Днем 31 января в 13 часов 54 минуты с дистанции 6 кабельтовых залп из 2 торпед по неподвижному кораблю произвела наша подводная лодка М-105 капитана 3 ранга В.Н. Хрулева. И на этот раз торпеды взорвались при ударе о скалы.

Вечером 10 марта в 19 часов 18 минут ещё одна подводная лодка – М-104 «Ярославский комсомолец» капитан-лейтенанта Ф.И. Лукьянова – разрядила свои торпедные аппараты по остову транспорта «Natal». Любопытно, что при этом нашими подводниками «Наблюдалось погружение транспорта форштевнем в воду и клубы дыма».

Следующая подводная лодка С-14 «Героический Севастополь» капитан-лейтенанта В.П. Каланина произвела две атаки по злополучному пароходу вечером 12 июня. Сначала в 18 часов 12 минут с дистанции 18 кабельтовых она выпустила 2 торпеды, но взрывов не последовало. Чуть позже, в 18 часов 48 минут с расстояния 11 кабельтовых подлодка снова атаковала неподвижную цель 2 торпедами, но и на этот раз взрывов не последовало. Почему торпеды не взрывались, остаётся только догадываться. 

А утром 16 июня «на удочку» снова попалась уже знакомая нам подводная лодка М-201 капитан-лейтенанта Н.И. Балина. И снова, как и в первый раз, подводники были убеждены, что вражеский корабль стоял на якоре. В 9 часов 37 минут из подводного положения лодка произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 18 кабельтовых две торпеды. Одна из торпед взорвалась об остов транспорта «Natal», нанеся ему повреждения.

После наших подводников эстафету атак по разбитому кораблю приняли лётчики-торпедоносцы.

Так в ночь на 6 июля экипаж самолёта А-20 «Бостон» 36-го минно-торпедного авиационного полка, вылетевший на «свободную охоту», обратил внимание на одиночный транспорт в районе мыса Маккаур и, в 0 часов 56 минут атаковал его. Увы, торпеда прошла за кормой транспорта и взорвалась на берегу.

9 июля по этой же цели сбросил торпеду другой «Бостон» из того же 36-го авиаполка и опять мимо — торпеда рванула далеко на берегу. Вероятно, лётчики посчитали, что корабль двигался.

Последнюю атаку злополучный корабль «Natal» пережил 11 июля. Тогда в 1 час 32 минуты пароход атаковал самолёт А-20 «Бостон» 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка. При этом, как доложили наши лётчики, торпеда попала в его корму.

Наверное, в штабе Северного флота обратили, наконец, внимание на то, что в одном и том же районе наши подводники и летчики постоянно атакуют какой-то непотопляемый корабль. Видимо, были отданы соответствующие распоряжения, после чего атаки по загадочному кораблю прекратились.

Такова история беспрецедентных 10 атак Северного флота, во время которых совершенно напрасно было израсходовано 17 дорогостоящих торпед. Очень жаль, ведь эти весьма ценные торпеды можно было использовать для атак настоящих целей и потопить немало вражеских кораблей…   


Рецензии
Ахаха... Самая забавная статья по этой тематике, которую я читала))) Спасибо)

Флоранс Найтингейл   14.10.2022 12:36     Заявить о нарушении
Да, и на войне бывают прикольные ситуации. Спасибо за отзыв!

Олег Каминский   15.10.2022 07:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.