лс. Пушкин и его модернизированный пророк
Есть версия легенды что в каждом кармане сюртуке (который поэт, обожавший пародию, звал сертуком) поэт имел два разных варианта творения = принципиальным было то, что в одном из вариантов царь звался убийцей…
Болталка о достоверности версий идет по сию пору... а воз и ныне там...
Есть разные толкования Пророка в трактовке Пушкин а…
Ясно, что пушкинский пророк был не библейский, а его модернизированной или модифицированной версией (хотя тель-авивский израэльтянин С. Шварцбанд убедительно показывает, что поэт прекрасно знал о чем писал = именно о библейском пророке! с его библейской миссией)
Однако, Пушкин и правда модифицировал этого пророка, если брать за идеал того, кто описан в 6-ой главе Книги Исайя
Вот основные модификации, преобразования или замены качеств исайского пророка Пушкиным, давно отмеченные критиком В.Д. Спасовичем :
1) ветхозав;тный пророкъ, им;ющій вид;нія и отъ самого Бога получающій непосредственно приказания, не нуждался въ угадываніи, посредствомъ в;котюраго рода ясновид;нія, процессов* жизни и законов* природы, что онъ мог* и не ощущать
„и неба содроганіе, и горній ангеловъ нЪлет*, и гадъ морских* подводный ходъ, и дольней лозы прозябанье"
2) зам;на очищенія уст* стихіею огня — горящим* углем*, превращеніе языка въ жало зм;и, потому что жалом* можно только жалить, а не жечь, притомъ жало считаемой особенно хитрою, а потому и мудрой зм;и — во
всяком* случа;, съ точки зр;нія ми;а, лукав;е языка
чедоя;яескаго
3) зам;на трецетнаго, то есть, чувствующего сердца, пыдающимъ огнем*
прим. Со временъ Самуила (около 1000 л. до P. X.) начинается тотъ ряд* пророков*, который с* небольшими перерывами тянется впродолженіи 700 л;тъ до Щдахіи. Въ царств; израильскомъ въ правленіе Ахаба пророки были совершенно истреблены…
Сумцов Н. Ф. в книге «Этюды об А. С. Пушкине» ( Вып.1, Варшава, 1893):
<<<
Въ пр. Исаі; сосредоточилось все, что выработало пророчество до него и что посл; него проявлялось въ этомъ учрежденіи. Сорокъ семь л;тъ онъ д;йствовалъ какъ пророкъ и народный вождь. Вліяніе его на народъ и на царя было велико
Въ VI глав; книги- пр. Исаіи находится величественное пов;ствованіе о призваніи пророка: „И бысть въ л;то, въ неже умре Озіа царь, вид;хъ Господа с;дяща на престол; высоц; и превознесенн;, и исполнь домъ славы его. И Серафимы стояху окрестъ его, шесть крилъ единому и шесть крилъ другому и дв;ма убо покрываху лица своя, дв;ма же покрываху ноги своя и дв;ма летаху. И взываху другъ ко другу и глаголаху: святъ, святъ святъ Господь Савао;ъ: исполнь вся земля славы его.
И взяся наддверіе отъ гласа, имже вопіяху, и домъ наполнися дыма. И рекохъ: О окаянный азъ, яко умилихся,
яко челов;къ сый, и нечисты устн; имый, посред; людей нечистыя устн; имущихъ азъ живу: и царя Господа Савао;а вид;хъ очима моима. И посланъ бысть ко мн; единъ отъ Серафимовъ, и въ руц; своей имяще угль горящь, его же клещами взятъ отъ олтаря. И прикоснуся устнамъ моимъ и рече: се прикоснуся сіе устнамъ твоимъ и очистить. И слыша гласъ Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдетъ къ людемъ симъ, и рекохъ: се азъ есмь, поели мя. И рече: иди и рци людемъ симъ: слухомъ услышите и не уразум;ете, и видяще узрите и не увидите. Одебел; бо сердце людей сихъ, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои см;жиша. да не когда узрятъ очима и ушима услышать и сердцемъ уразум;ютъ, и обратятся, и исц;лю ихъ".
>>>
Пророк написан не в 1826, а в 1824-ом
То есть последовательно после Гавриилиады, Демона, Свободы сеятеля пустынного и главы Хандра поэмы (пока еще, а не романа) Евгений Онегин
Пушкин вез своего Пророка на аудиенцию к царю, чтобы в случае чего показать самодержавному кем он и его перо для него могут быть
Свидетельство о публикации №222101200516