Контора

Манагеры, рекламщики, юристы...
Журналюги, политологи и эти самые... Блогеры!
Полчища их!!!
                От автора
Это произведение не только о компаниях, в которых мне посчастливилось работать. Описанное в повести охватывает целый пласт учреждений, институтов и фирм, подвергшихся реновациям, модернизации и оптимизации в связи с переходом экономики на рельсы рынка и поэтапного внедрения всякой лабуды. Здесь нет попаданцев, тупых героев из LitRPG, анимэ, ахов и откровенных сексуальных сцен. Это запись моих воспоминаний о работе. Как-никак, именно работа занимает около шестидесяти процентов жизни обычного человека.
В государстве, известном как Советский Союз, существовала такая забавная штука как госплан. Эта директива утверждалась и распространялась на все предприятия и хозяйства, включая оборонный сектор. Директор какого-нибудь завода, производящего резиновые изделия, знал, сколько сапог или галош в какой срок от него хотят. И, так или иначе, руководил.
В рыночной системе все предприятия промышленности, колхозы и свинофермы оказались без чётких указаний. Их владельцы стали должны отслеживать спрос на продукцию на рынке, вовремя закупать новое оборудование, соблюдать графики поставок и прочее. А если посчитать, сколько посредников появилось на рынке типа перевозчиков, складов и торговых сетей, можно чихнуть от злости.
Больше всего повезло образовательным учреждениям. Мало того, что в одной России их стало больше, чем во всём СССР, так ещё и их управляющие, одурев от запаха свободы, принялись разрабатывать новые учебные курсы и программы.
К тому моменту, когда мне надо было искать работу, в России отгремели «лихие девяностые», о которых сейчас любят вспоминать журналюги и политологи несколько раз в год. Передел собственности продолжался, но шёл уже медленней и на более ли менее законных основаниях. Всякие государственные корпорации потихоньку съедали компании олигархов, а от последних аккуратно избавлялись органы правопорядка и спецслужбы.
Петербург был и остаётся крупным городом, некоторые называют его культурной столицей России. Здесь полным-полно разных организаций и вакансий. Так или иначе, житель города на Неве находит работу. Правда, не всегда она соответствует его ожиданиям.
Имена и фамилии некоторых персонажей в данной повести заменены в целях конфиденциальности.
Прочитав мою историю, ты можешь сравнить описанное с собственным жизненным опытом и поделиться мнением и примерами в комментариях. Я буду благодарен.

                Глава первая. Начало трудового пути
Впервые о работе я всерьёз задумался, когда учился на старших курсах хорошего университета. Большинство моих однокурсников вело беззаботное существование, у них проблем с поиском работы не было. Эти молодые люди и девушки уже знали, кем и где они будут работать.
В те годы я не засиживался в тыртырнете и не знал про сайты с вакансиями. В голову не пришло, что такое есть в сети. Поэтому направился в районное отделение биржи труда. Там за десять минут заполнил бумажную анкету, и вежливая сотрудница вручила мне два листа с вакансиями, подходящими для моей специальности «География».
Девушка пообещала мне позвонить через некоторое время, если моя анкета заинтересует кого-нибудь из работодателей, направлявших запросы на биржу труда. Как ты можешь догадаться, читатель, звонка не было.
Внимательно изучив список вакансий, я пришёл к выводу, что моя специальность не востребована. Географу с высшим образованием светило идти учителем в школу, научным работником в какой-нибудь НИИ (если там есть свободные места) или геодезистом. Среди моих однокурсников были те, кто плавал на кораблях и ходил в экспедиции. Из ста шестидесяти студентов-бюджетников таких набралось немногим больше десяти человек.
Это спустя годы стало очевидно, что географы нужны в территориальном планировании, и в разных государственных учреждениях появились соответствующие вакансии с вариацией от муниципалитета до правительства города. А на момент 2006 года мои перспективы работы после обучения на кафедре региональной диагностики и политической географии выглядели туманными.
Подумав несколько дней, я устроился в небольшую контору по договору подряда обычным геодезистом.
В бригаде нас было четыре человека. Все как один – раздолбаи. Когда занимались съёмкой на местности, наслаждались относительной свободой. Не перерабатывали. Делали всё ровно так, чтоб начальство не придумало нам дополнительные задания.
Возможно, это и неправильно. Может, надо было больше работать. Глядишь, зарабатывали бы больше, но нас это мало волновало в те годы.
Полученные в ходе измерений результаты мы обрабатывали в офисе конторы. И тут приходилось мириться с порядками учреждения вроде: рабочий день начинался в 9:30 утра и заканчивался в 18:00; на работу надо было ходить по дресс-коду (никаких, понимаешь, футболок, шорт и косух); не приветствовалось стоять в коридорах и общаться со знакомыми; курение в рабочее время осуждалось уже в те годы.
Конечно, были исключения для ряда работников конторы. Например, став бригадиром геодезистов, я смог позволить себе приходить на работу на полчаса позже и уходить на пятнадцать минут раньше.
Наш начальник в части контроля работников на местах был демократом. Многие сотрудники, сидя в кабинетах, когда не было работы или она была готова, слушали музыку в наушниках, играли в «Counter-strike», «Starcraft» и переписывались с приятелями в популярных программах обмена сообщениями.
То, что я совмещал учёбу с работой, давало ряд бесспорных плюсов. Я периодически отсутствовал то на работе, то на занятиях, прикрываясь занятостью. В те годы получал стипендию, которая в сочетании с зарплатой в конторе позволяла нормально жить.
У каждого человека своё понимание хорошей жизни. Каждому требуется разное количество денежных средств. Я не родился в семье заслуженного партийного работника или предприимчивого бизнесмена. И те условия, в которых я вырос, определили мои базовые расходы и представления о необходимой сумме доходов.
В конторе, где я трудился в те годы, было много отделов и направлений. К примеру, один приятель с факультета работал в этой же организации, занимался подготовкой документации, согласованием договоров и передачей земли в собственность. Он каждую неделю ездил в областные администрации, вероятно, выбивал какие-то участки под застройку, сжигал литры бензина, был при деньгах. Тем не менее, он часто жаловался, что ему мало платят.
Были отделы, в коих сидели состоявшиеся и не очень инженеры. Они чертили чёрт знает что в страшной программе AutoCAD. Почему страшной? Потому что работа в ней осуществляется на чёрном фоне с сеткой или без. Сам процесс черчения в программе на тот момент мне был непонятен.
Эти вот ребята разных лет и полов работали на сдельной основе. Конечно, им платили оклад каждый месяц, но это были небольшие суммы. Общая зарплата зависела от объёма работы, выполненной сотрудником. Или несколькими – если они работали вместе над каким-то чрезвычайно сложным и интересным проектом, к примеру – атомной электростанцией в вакууме.
У нашего начальника имелась секретарша. Он руководил направлением полевых работ и съёмок, все геодезисты подчинялись ему. Кроме моей бригады в конторе было ещё три. Мы почти не виделись в конторе, каждой группе выдавались объекты в разных районах города и вне его. За всё время, что я трудился в компании, мы один раз делали съёмку вместе с другой бригадой. Тот случай мы все запомнили, потому что здание было большим и не жилым. Рассказывать подробности не могу, ибо конфиденциально.
На той работе я быстро понял, что такое сохранение рабочей информации в тайне. Нельзя сказать, что кто-то очень интересовался, какой трубопровод и куда протянут, что строится в новом портовом районе вне города, и сколько новых жилых домов построят на улице ушлые ребята из строительной компании. Однако, я не распространялся об объектах, на которых мы работали, в кругу друзей и знакомых.
Я отвлёкся, прошу прощения. Секретарша была настоящей... Секретаршей. У неё был приятный голос… Когда же я снимал трубку и слышал от неё, что меня вызывает начальник, то начинал сомневаться в существовании себя. Так было поначалу. Позже я привык к тому, что секретарша на работе всегда вела себя строго, пресекала любой флирт и не смеялась над шутками моих подчинённых.
У неё на рабочем столе царил тот порядок, который мне всегда казался бесполезным. Документы аккуратно разложены по стопкам, папкам. Часть этих бумаг регулярно исчезала со стола, чтобы занять своё место на полке. Всякие скрепки, кнопки, стиральные резинки не валялись абы где, а лежали в чёрном органайзере между стойками с карандашами, ручками и маркерами. Единственное, к чему мог бы придраться начальник, но никогда этого не делал – это листочки с записками и напоминаниями.
Помню, как-то раз один из моих раздолбаев написал на одном таком листочке признание в любви и положил секретарше на стол, пока она была у начальника. Вычислен он не был, но потом нередко краснел, глядя на секретаршу. Возможно, в той шутке была доля правды.

Был один занятный случай на работе, примерно за месяц до моего ухода из конторы. Мы приехали с очередной съёмки, пообедали, и я раздал указания подчинённым. Сам позволил себе закрыть глаза и притвориться спящим.
Сперва подчинённые принялись переговариваться, желая проверить меня. Затем у кого-то лопнуло терпение, и в меня полетела стирательная резинка. Угодила мне прямо в нос. Тебе наверняка со школы известно как это неприятно, читатель. Сидишь, значит, расслабился. И тут тебе прилетает нечто.
Я открыл глаза и молча, не став выяснять, кто это сделал, скомкал лист бумаги и запустил комком в ближайшего поганца. Ставки были сделаны, игра пошла! Спустя пять минут мы кидались друг в друга чем попало, смеялись, угрожали и куражились.
Не знаю, сколько бы продолжалась эта перестрелка, но дверь в нашу комнату открылась, и на пороге появилась секретарша. Она пристально оглядела нас. В то чудесное мгновенье я застыл, привстав с кресла, сжимая в правой руке карандаш, собираясь метнуть его в подчинённого. Один из моих подопечных сидел, закрывшись раскрытой книгой, и ржал. Другой стоял около окна, взмахнув линейкой, собираясь, вероятно, что-то прокричать. И последний, тот, что сидел ближе к двери, крутился в кресле.
Такую картину увидела секретарша, войдя к нам.
- Григорий, вас вызывает к себе начальник, – собравшись с духом, сказала секретарша и, улыбнувшись, добавила. – Я, пожалуй, пойду.
- Конечно-конечно, – серьёзным голосом сказал я, выпрямившись и положив карандаш на стол. – Через минуту буду.
Дверь закрылась. По комнате прокатилась волна хохота. Я осмотрел подчинённых, сделал строгое лицо и сказал:
- Хватит дурака валять! За работу, товарищи.
И направился к начальнику.
Секретарша не выдала нас никому в конторе. Вероятно, я правильно о ней думал.

Рассказывая о сотрудниках, я просто обязан упомянуть двух потрясающих личностей, служивших в те годы охранниками в компании.
Контора занимала не один этаж в здании, и на входе стоял турникет, реагировавший на карточки-пропуска. Но техника может сломаться, а люди порой забывают пропуска. Поэтому каждое буднее утро, приходя в офис, я встречал за массивной стойкой рядом с турникетом, одного из двух персонажей.
Первого я запомнил ещё с того дня, когда пришёл в контору устраиваться на работу. Это был типичный жлоб. Высокого роста, с хорошей мускулатурой, Валера отслужил в армии, и не хотел чему-то учиться в жизни, ведь он вернулся живым с Чеченской войны. Уже за это его все должны были уважать и побаиваться. К слову, в районе, где он жил, гопники и наркоманы его боялись.
В первый мой визит в контору Валера с вызовом посмотрел мне в глаза, но увидел в них безразличие и с досадой хмыкнул.
– Куда? – важным голосом спросил он.
– К начальнику, меня ждут. Лебедев Григорий, – ответил я.
– Ходят тут, ходят, – пробормотал он и набрал номер секретарши. – Алё, слушай, тут какой-то Лебедев припёрся. Говорит, к начальнику. Пропустить?! Ладно.
Валера повесил трубку и, грустно взглянув на меня, сказал:
– Ходят, понимаешь, ходят. И ты, значит, ходишь! Ну, проходи, чего.
И дал зелёный свет на турникете.
Я прошёл за турникет и спокойным голосом сказал:
– Конечно, хожу. На машину ведь не заработал.
Охранник рассмеялся и, встав со стула, протянул мне руку. Я пожал её и направился к лифту.
Спустя пару недель я нашёл с Валерой общий язык. Он был нормальным мужиком, с тараканами в голове, куда ж без них? Любил побыковать без причины, если чувствовал, что перед ним человек слабее его. Одного из моих подчинённых он постоянно доставал шуткой про часы и всё из-за того, что несчастный один раз опоздал на работу.
Второму охраннику было за шестьдесят, когда я устроился на работу в контору. У Евгения Степановича были любимая жена, дети и внуки. Он отслужил своё в армии, но на пенсию жить было тоскливо, так что он трудился охранником.
Он всегда приезжал в контору на машине. Парковался как можно ближе к входу, чтобы все видели его ласточку. «Волга» у него была что надо! Советских лет, всегда чистая, с хорошими колёсами, кожаным салоном и ревущим клаксоном. Не знаю, как другим сотрудникам, а мне и моим подопечным нравилась эта машина.
Служба в армии наложила свой отпечаток на характер Евгения Степановича. Хотя может, он пришёл в армию уже с таким характером. Он не любил опаздывающих, обязательно комментировал приход каждого сотрудника на работу. Доставалось от него всем подряд, даже моему начальнику он мог что-нибудь высказать, но это сходило ему с рук.
Евгений Степанович твёрдо считал, что он самый главный человек в конторе после директора. Всех арендаторов он обзывал проститутками и торгашами, сотрудников конторы – комарами и тунеядцами. Геодезистов величал полёвками и кротами, а меня – треноги начальником и разгильдяев командиром.
В отличие от Валеры Евгений Степанович не ходил на обед в столовку, а ел прямо на рабочем месте. Многие сотрудники выучили его рацион питания по ароматам, но лично мне запомнился чай, который он приносил в термосе. Чёрт знает, что там было намешано, но пах этот напиток неприятно. Возможно, это был какой-то пуэр, жутко популярный у российской богемы.
Этот охранник наслаждался затишьем, которое обычно наступало после обеда и продолжалось до окончания рабочего дня. Он обожал разгадывать кроссворды и читать анекдоты.
Как-то раз под Новый год я вечером уходил с работы, и Евгений Степанович брякнул мне на прощанье: «Иди-иди, географ! Смотри не перепутай ёлку с лиственницей!»
Я улыбнулся и ответил добрым «И вас с Наступающим!»

Продолжение читайте по ссылке: https://author.today/work/224569


Рецензии