Обожение

Обожение (или обоженье) - осознание человеком своей уникальности, как лица, заключающееся в том, что он понуждает сам себя преодолевать те свойства (привычки и навыки) своей природы, которые не позволяют ему пребывать в общении любви с другими людьми. Изолируют его от них и ограждают его, как от реальных искушений, проистекающих от этих людей, так и от тех иллюзорных искушений, которые он сам себе придумал, веря в то, что эти искушения приходят к нему от этих людей, а не являются следствием его собственных страстных и греховных недостатков.
Преодолевая, таким образом, страстные ограничения своей природы, индивидуализирующие его по отношению к другим людям, человек достигает соборного состояния своей природы, которое и представляет собой её процесс её одухотворения и обожения. Этот процесс открывает дорогу сопутствующему ему процессу личного обожения человека, как лица, пытающегося выйти из своего индивидуального состояния - состояния индивидуума, и идущего путём самореализации себя как лица, конечным итогом которого и является личное обожение человека, в котором он становится причастником личной жизни Бога Троицы.
На этом пути: от своих потенциальных ипостасных возможностей - от себя как ипостаси, человек реализует себя в возможностях своих личных кинетических действий и движений - мыслей, слов и поступков. На этом пути человек преодолевает эгоистическое состояние своего «Я» - преодолевает, переделывает и преобразует своё «эго»: от состояния «Я как Я» к состоянию «Я как Мы» или «Я как другой».
Об этом пути: Я - Другой и говорит нам Слово, раскрывая в Евангелии вторую из двух главенствующих заповедей: - «Возлюби ближнего своего как самого себя…»
Первая заповедь, как нам известно, говорит: - «Возлюби Бога своего превыше самого себя…», которая и указывает нам на невозможность для человеческого «Я» оставаться в состоянии «Я как Я», то есть в состоянии «Эго».
Обожение, или теозис (др. греческого Teozis - от Teos «бог») - христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати.
Коротко смысл обожения выражен в высказывании Афанасия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» - что обозначает потенциальную возможность  и историческую необходимость для каждого человека обрести любовь, радость и счастье вечной жизни и единении с Богом. В первую очередь - в обладании человеком самим собой, а, во вторую - природным миром вокруг себя.
В тексте Нового Завета данный термин отсутствует. Однако в нём присутствуют определённые указания на обожение как понятие:
- «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21); И ещё конкретней:
- «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1:4);
Кто и где употребил первым термин «обожение», точно не известно. Оно встречается в IV веке в одном из писем Григория Богослова Василию Великому. Некоторые исследователи называют формулу Афанасия Великого (Отца Церкви IV века) - «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» классической, и, в сущности, только более чёткой формулировкой мысли, принадлежащей уже Иринею Лионскому (II век).
Концепция обожения сложилась, начиная со времён патристики, так что о нём говорит уже Святой Августин. Фома Аквинский в своей Summa Theologiae описывает полное обожение как дверь блаженства и истинное предназначение человеческой жизни: - «Слово стало плотью, чтобы сделать нас “причастниками Божеского естества” (2 Петр 1,4): “Ибо такова причина, по которой Слово стало плотью и Сын Божий Сыном Человеческим: это было для того, чтобы человек, вступив в общение со Словом и приобретя, таким образом, Божественное сыновство, стал сыном Божиим”. “Ибо Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом”. “Сын Божий Единородный, желая, чтобы мы участвовали в Его Божественном естестве, принял наше естество, чтобы, вочеловечившись, заставить людей обожиться”».
Обожение есть непрестанное действие, устремление человека к Богу, нравственное уподобление Ему: - «Будьте святы, потому что Я свят». (1Пет. 1:16)
По мере обожения, преображения  природы и личности человека, в нём проявляются плоды Святого Духа: - «Плод же духа есть любовь и радость, мир и долготерпение, благость и милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-24). С начала к человеку возвращаются все те его свойства и способности, которые были у него в детстве, до его грехопадения... - Поэтому и говорит нам Слово: - «Будьте как дети...» Впоследствии, в процессе богообщение, общения любви человека с другими людьми, в нём начинают проявляться и другие божественные качества.
Григорий Богослов указывает на то, что человек, при своём избавлении от греха, начинает видеть невидимое и вмещать невместимое: - «Человек (1 Тим. 2, 5), чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека. Сделавшись, как бы закваской, для целого смешения. Всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, - телом, душою, умом, - всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог».
Этот термин характеризует конечную цель христианской жизни, которая не заканчивается со смертью ветхого тела, но и продолжается пребыванием с Богом в вечной жизни. В таинстве крещения в человека Духом всевается зерно исцелённой Христом человеческой природы, которое, питаемое благодатью таинств Церкви: евхаристии и другими, нравственным совершенствованием христианина, взращивается в человеке, изменяя его: - «И ещё сказал: чему уподоблю Царство Божие? Подобно оно закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё Лук» 13:20-21.
Церковные богослужения символизируют путь человека по стопам Крестного Пути Господня, исполняя заповедь Иисуса Христа: - «Сие творите в Моё воспоминание...» Поэтому богослужебная практика имеет реальный духовный смысл только тогда, когда совершаемое человеком по этой заповеди причастие Тела и Крови Иисуса Христа и содействующих этому таинств, продолжается в повседневной жизни человека - пего мыслях, словах и поступках!
Практика (делание) обожения осуществляет Промысел Домостроительства о Царстве Бога на Земле как на Небе, совершаемое Крестным Путём Иисуса Христа, которым Он обожил и спас свою человеческую природу - своё тело, которое Он воспринял в Воплощении и Вочеловечивании, как Сын, благодатью Духа. Обожение совершается в богослужениях символически, но символы - это не реальность. Поэтому святые не ограничивались богослужениями, а изыскивали способы новотворения себя, и, как свидетельствуют «жития» - подвижничали, уничижая и преобразуя своё «эго» в нечто большее... - в то, что не препятствовало их единению с другими людьми, открывая пути приобщения к Богу.
Клайв Льюис в книге «Просто христианство» излагает цель христианской жизни в терминах Обожения: - «Заповедь “Будьте совершенны” - это не просто идеалистически высокопарный призыв. Это и не приказ сделать невозможное. Дело в том, что Он собирается преобразовать нас в такие существа, которым по силам этот приказ. Он сказал (в Библии), что мы - “боги”, и докажет правоту своих слов. Если только мы Ему позволим - мы можем помешать Ему, если захотим... - Он превратит самого слабого, самого недостойного из нас в бога или богиню, в ослепительное, светоносное, бессмертное существо, пульсирующее такой энергией, такой радостью, мудростью и любовью, какие мы сейчас не можем вообразить. Он превратит нас в чистое, искрящееся зеркало, способное отразить в совершенном виде (хотя, конечно, в меньшем масштабе) Его безграничную силу, радость и доброту. Это долгий, а то и болезненный процесс. Но именно в том, чтобы пройти его, - наше назначение. Рассчитывать на меньшее нам не приходится. То, что Господь сказал, Он говорил всерьёз».

Интернет - источники: {3}.


Рецензии
Спасибо. Опубликовал у себя ссылку на этот текст. Может дойдёт до кого-то ещё :)

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   12.10.2022 12:45     Заявить о нарушении
Спаси Бог!!!

Сергей Михальчук 1   12.10.2022 16:26   Заявить о нарушении