Сомнительное удовольствие
Он с угрюмым видом, находясь у себя в квартире на пятом этаже высотного девятиэтажного дома, сидел в своей комнате, которую освещали все 9 лампочек включённой люстры. Вокруг в беспорядке валялись какие -то старые альбомы в потёртых, хоть и тиснёных обложках, желтоватого цвета потускневшие от времени или от попадания на них прямых солнечных лучей, фотографии, а среди них Кирилл, больше даже не с угрюмым видом, а в растерянности взирающий на лежащие и стоящие вокруг него предметы обихода - мебель, диван, книжные шкафы и висящие на кремового цвета стенках полки с книгами и какими- то фарфоровыми статуэтками, между которых почти затерялись, но не пропали, те фотографии из старых альбомов, те, что лежали в беспорядке на полу, но аккуратно и бережно вставленные в специальные рамочки, металлические и из орехового дерева. Их не было очень много, но они были, эти фото, на которых печатью времени лежала память, память о той жизни, которая была у Кирилла — его родственники и друзья, он сам, но маленький рядом с отцом и дедом, потом постарше со школьными товарищами и с матерью, а рядом на той же полке совсем тусклые фотографии его бабушки и её сестёр, из того времени, о котором Кирюша только слышал и читал в книгах. Его тогда не было ещё на этом свете и в этой жизни, а его родители уже были.
Вон, они все стоят у какого-то дома, украшенного лепниной и белыми вензелями, такие сейчас только в музеях на картинах известных и не очень художников можно увидеть, ну или в кино, в фильмах, снятых про царские времена и царскую Россию. Но всё равно, всё это в чёрно - белом цвете было его жизнью, той в которой он ещё не родился, но его родственники уже жили в ней, даже не зная,что в их жизни будет такой мальчик по имени Кирилл. Они умерли, мальчик родился, подрос, явившись потомком следующего поколения его родни и даже не будучи знакомым со своими предками, знал их в лицо, глядя на фото, которые лежали в огромном количестве сейчас на полу в его комнате, в 21 веке, а его дядьки и тётки, бабки и дедки остались на тех фото аж в 19 столетии, потом плавно с одного снимка перешли уже в образе их детей на другие фотоснимки из 20-го века. Их жизнь на этих фотографиях, их лица, незнакомых Кириллу людей — его родственников, останутся у него в памяти пока он будет жив, и память его будет жить вместе с ним.
И это было прекрасно, за исключением того, что с наступлением нового столетия из которого был сам Кирилл, ему и другим жителям этого века нынешнего приходилось полагаться только на собственную память, без какой- либо подсказки со стороны старых снимков, которые стали со временем из черно- белых цветными, а в жизни подросшего давно мальчика, ставшего взрослым мужчиной, потом появились слайдовые фото — цветная плёнка, кадровая нарезка, с полноценными изображениями, не негативы, требующие проявки, вставленная в рамочки, которые можно было с помощью диапроектора рассматривать в увеличенном размере на большом экране, как в настоящем кинотеатре. Но на этом и всё. Фотографии бумажные можно было, конечно, сделать, напечатав их в ателье, но стоили они дорого, и эта память почти вся, в виде слайдов, канула у Кирилла Анатольевича не просто в прошлое, а в небытие, когда он переезжал, сменив место жительства, и не стал брать с собой коллекцию личных диапозитивов, не зная, где их сможет рассматривать и сможет ли вообще.
Так часть своей жизни он уже тогда вынужденно хранил в своей памяти, не считая тех фотографий, которые у него были, сохранились как- то, и он с ними путешествовал по своей жизни, оказываясь в разных местах родной страны и за её пределами.
А потом и вовсе, пришло время, ознаменовавшееся эрой технического прогресса с разного рода достижениями и изобретениями, среди которых была и компьютеризация, и вся жизнь не только взрослого Кирилла, а и его друзей и знакомых перекочевала в виртуальное пространство, где теперь и хранились новые фотографии из новой жизни Кирилла и всех людей, участвующих в виртуальном спектакле абсурда, где не сложно было найти почти всё и точно так же остаться без всего.
Именно эта мысль и посетила Кирилла Анатольевича, введя его в ступор, почти в коматозное состояние, когда он вдруг осознал всю трагедию случившегося.
Он сидел в растерянности в своей комнате, среди альбомов с фотографиями, где была отображена вся жизнь его родных и близких, с которыми он даже лично не был знаком, но он знал их всех в лицо, будто жил вместе с ними, а потом они просто умерли, а он продолжил жить дальше, уже без них, но всегда мог подойдя к полке, достать старый, потрёпанный от времени альбом, и полистав его, напомнить себе о том, как выглядели его родственники, какими они были и каким был он сам, ещё маленький, в этих альбомах была целая жизнь и не одна, она никуда она из них не девалась.
А теперь те же фото, те же лица на этих фото и без них, те же жизни, свои и чужие хранились в интернете и на каких- то малопонятных носителях, флешках, которые без наличия у тебя компьютера, не было возможности куда- то ещё вставить, в какое- нибудь гнездо, и посмотреть любимые фотографии, полистать свою жизнь, не касаясь собственной памяти, которая не совершенна.
А если, не дай бог, эта флешка случайно сломалась, как это однажды было у Кирилла, и он остался тогда всего-то без своей любимой музыки, записанной на неё. Всего-то, потому что со сломанной флешкой, на которой ты хранил свои фотографии, сломается и твоя жизнь. А вместе с выключившимся светом, и с выключенном в доме электричеством, так и вовсе произойдёт жизненный коллапс, потому что это будет означать, что тебе выключили не только глаза, но и память, ведь без электричества попросту не заработает компьютер, а значит и фотографии свои ты не посмотришь.
Кирилл, прокручивая все эти мысли в своей голове, приходил всё в больший ужас, уже холодея от страха за ту свою жизнь, которой может не стать в любой момент, он и сам напоминал себе почти безжизненный труп, настолько холодными стали его конечности. Он уже полностью понимал, до конца сознавая, что вместе с выключенным компьютером, выключается и его не только теперешняя, но и прошлая жизнь.
Он становится к тому же полностью оторванным от того мира, в котором привык находиться, в том самом иллюзорном мире, который противопоставлялся реальному. Это же было что-то невозможное, или воображаемое, где настоящая жизнь людей была невозможна, она уходила в то самое пространство, являющееся иллюзией, той шляпой фокусника, из которой он, как из ниоткуда, доставал разные предметы, которых там не был, приводя в восторг зрителей и доставляя им особое удовольствие от происходящих нереальных вещей, а по сути от обмана, который они наблюдали, которым являлась и их жизнь в виртуальном пространстве, не мифом, а пшиком, где ты думал сохранить себя и свою жизнь, нынешнюю и прошлую, а она исчезала, пропадала в неизвестном направлении без возможности возврата. И жизнь твоя хранилась в цифровой программе, как программное обеспечение, тот самый фотоальбом, называемый теперь базой данных, которая генерировалась компьютером, то есть твоей жизнью, и всем, что с ней было связано, твоей памятью управлял и распоряжался какой- то кусок железа с встроенной в него программой.
Но ведь жизнь не только фотографиями ограничивалась, которые могли просто пропасть навсегда, исчезнув в том непонятном пространстве, называемом виртуальным. Разум Кирилла Анатольевича отказывался верить в то, что он сейчас осознал, что всё это весьма сомнительное удовольствие от пользования плодами достижения технического прогресса.
Он в страхе обвёл глазами полки с книгами, которые не просто украшали, а загружали в огромном количестве его комнату.
Книги его любимых писателей, чтением которых он мог насладиться в любой момент, тогда, когда хотел, не думая о том, оплачен ли у него интернет и хватит у него денег на покупку нового компьютера, а техника сейчас сильно подорожала, потому что имеющийся у него HP уже не просто устарел, а давал сбои при работе. То есть амортизация давала во всю о себе знать.
Он и сам баловался написанием каких- то коротеньких рассказиков и стишков, будучи творческой натурой от рождения, и тоже хранил свои написанные произведения на тех знакомых уже электронных носителях.
И мысль, что однажды он не сможет их прочитать, плоды своих трудов, и привела его в тот ступор, почти коматозное состояние.
Он понял, что свою жизнь он давно оставил в глубоком прошлом, уже в тех черно- белых и цветных фотографиях, а в настоящем он не живёт, он получает как и многие, сомнительное удовольствие от жизни в виртуальном пространстве, где сходились жизни реальных настоящих людей из реальной жизни, но до определённого момента, когда их в любой момент можно выключить, по сути убить, лишив того сомнительного удовольствия от виртуальной жизни, а заодно и памяти их потомков.
В общем, это оказалась ловушка, западня для человечества, так трясущегося над памятью веков, которая на определённом этапе сгинет в неизвестном направлении, в каком-то пространстве, которое нет возможности не пощупать и не ощутить, как и ту жизнь из него.
Просто жизнь живых людей на этом удовольствии давно уже закончились, но сам человек об этом даже не догадывался, являясь некоей субстанцией из непонятных миров, где нет людей и нет ничего живого, о чем можно было бы хранить память, как на тех фотографиях из старых альбомов Кирилла Анатольевича.
12.10.2022 г
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №222101200885