В чём интеллектуальная сущность будущего общества

     С точки зрения Маркса, интеллектуальная сущность человека определяется теми социальными условиями, в которых он находится. Человек таков, какова окружающая его общественная среда, которая понимается им в широком плане как историческая эпоха.  Любой социальный строй несёт в себе определённые классовые и групповые интересы, а в узком плане определяет индивидуальные условия и особенности, которые влияют на интеллектуально-духовное развитие человека.

     Соответственно, социальная сущность человека не может быть постоянной. Изменение ее — это диалектический процесс!  Ведь человек не только продукт обстоятельств, воспитания и условий жизни, он и сам изменяет общественную среду и себя при условии, что к его мнению прислушивается большинство членов общества!  И тогда достаточно искры, чтобы его идеи совершили революцию в обществе!

     Другими словами, в какой мере человек изменяет природу и социальную среду, приспосабливая их для себя, в такой мере меняется и сам человек. Признание общественного характера, то есть социальной сущности человека в марксизме не исключает индивидуального развития личности на основе своих убеждений и принципов жизни. Только в этом случае внимание не концентрируется на личности самой по себе и Маркс в своих трудах показал неразрывную связь между сознанием общественного бытия и развитием человеческой индивидуальности. То есть чем разностороннее будет общественное бытие, тем богаче будут индивидуальные особенности человека!

     Кроме того Маркс подчёркивал, что все личности так или иначе, в той или иной степени субъекты деятельности — труда, познания, общения и прочее. Однако личность выступает субъектом деятельности не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (нации, государства, партии, класса, производственного коллектива). Поэтому ее индивидуальное развитие возможно как в коллективе, так и на основе индивидуальных способностей, особенностей и убеждений личности.

      Конкретная же роль личности всегда зависит от того, как она самa воспринимает и оценивает свое положение в обществе, какие выводы и практические шаги делает в тех или иных условиях. Именно поэтому человек сознающий своё рабское положение и прозябающий в молчаливой и бессознательной покорности и примирившийся с этим, есть просто раб. Но человек, осознавший такое рабское положение и борющийся за освобождение от рабства - уже начинающий революционер!

     Важным вопросом, который ставится и решается марксистской теорией, является вопрос о свободе в деятельности людей, об условиях ее осуществления для каждого человека. Учение Маркса связывает свободу личности с целеустремленной деятельностью. При этом в своём понимании личной свободы необходимо следовать положению Маркса о том, что именно в деятельности человек осуществляет свою сознательную цель, которая как закон должна определять способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

     Свобода личности определяется Марксом как способность человека достигать, реализовывать свои цели. Его учение показывает, что любой сознательный поступок человека осуществляется на основе овладения знаниями, умениями, навыками исполнения той или иной конкретной деятельности. Только на основе этих его знаний и опыта формируются цели человека, которые выступают звеном, связывающие прошлое с настоящим и через него с будущим.

     Цели человека одновременно и обусловлены существующим положением вещей и представляют собой выход за его пределы, что создает для человека известное многообразие, набор возможностей. Выбор из этого многообразия и есть условие свободы человека, но еще не сама его свобода.

     С точки зрения Маркса, выбор еще не является показателем свободы человека, он сам должен быть свободным от тех догм, которые не пускают других в свободный от этих догм полёт своих мыслей. И чем полнее и точнее оцениваются действительные возможности общественного развития и средства, предоставляемые обществом в распоряжение человека, тем свободнее он в выборе своей цели!

     А когда открывается большой простор для выдвижения своих целей понятных большинству и для нахождения необходимых средств для их достижения, тем значительнее перспективы угнетённым стать свободными от угнетения. Следовательно, свобода личности в марксизме не отделима от свободы угнетённого класса в обществе! Человек в той мере свободен, в какой свободными чувствуют себя трудящиеся люди в обществе, в котором они живут.

     Обосновывая положение о взаимосвязи свободы личности с объективными условиями труда и жизни людей в обществе, Маркс был убеждён, что подлинной основой всех свобод является "свобода жить по труду" при свободе от нужды, от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне.  Характеризуя историю как процесс осуществления свободы, человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях власти денег и анархии рынка рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей и причину этого Маркс видит в отчуждении людей от результатов своего труда.

     Теория такого отчуждения и понятие отчуждения многозначно и в трудах Маркса это понятие употребляется по меньшей мере, в трех основных значениях:
     во-первых, под отчуждением чаще всего понимается его отчуждение от результатов труда, когда за свой труд человек получает деньги пропорционально своему труду, за которые он вечером ищет на рынке иногда то,  что днём производил.  Когда всякое проявление деятельности человека, любой результат труда принимает некую денежную форму и, следовательно, отделяется, отчуждается от него как от творца результатов своего труда;
     во-вторых, под отчуждением понимают овеществление самого субъекта, когда он становится как бы машиной по производству чего-либо или просто придатком машины по производству чего-либо при ограничении его активно-творческого начала, порабощение человека производственным процессом;
     в-третьих, отчуждение обозначает психическое состояние человека, не чувствующего себя свободным в своих действиях, сознающего себя объектом манипуляции каких-либо внешних сил.

     Все эти значения взаимосвязаны и в то же время существенно различаются, что позволяет применять их в довольно широком диапазоне.

     Так, например, многие сторонники идеи демократического социализма усматривают в отчуждении один из основных атрибутов человеческого предметного существования, истолковывают отчуждение как внеисторическую категорию, считая, что отчуждение неустранимо, и социум отнюдь не приводит к ликвидации отчуждения. В то же время Маркс утверждает, что единственная причина, порождающая отчуждение, — это частная собственность на производимые средства для жизни! 

     Поскольку отчуждение продуктов труда, которые, будучи произведены человеком, ему уже не принадлежат и как бы выкуплены хозяином средств производства, то если с правом трудиться на благо общества все необходимые для жизни блага производимые трудящимся народом будут принадлежать обществу по достойным человека нормам относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени, то и отчуждения результатов труда в форме базовых средств для жизни тоже не будет!

      Поскольку теперь все продукты труда, то есть все ежедневно производимые средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и одежды теперь принадлежат всем трудящимся и их семьям по количеству и квалификации труда, то и отчуждения результатов труда тоже как бы не будет!  Труд становится условием  для удовлетворения насущных потребностей населения, то есть средством для удовлетворения потребностей в сохранении физического существования, что присуще и животным.

     Только упразднение монополии капитала и замена её монополией закона о социально-бытовых гарантиях населения, когда каждый трудится для всех и все для каждого, то именно это и устраняет основную причину отчуждения человека от результатов своего труда при обмене результатов труда на средства для жизни!

     В результате этого возникает подлинная коллективность, где основой будет дружелюбие и добрососедство, взаимоуважение и взаимопомощь, где каждый человек впервые получает возможность для созидательной творческой деятельности, которая и устанавливается социалистическим способом хозяйствования в обществе!

     С точки зрения Маркса именно социализм в основном ликвидирует антагонизм между личностью и обществом, хотя единство общества и личности еще не является полным, но противоречия между личностью и обществом носят уже неантагонистический характер. Именно социализм закладывает основы для формирования подлинной коллективности и взаимопомощи.

     Однако только с полной победой коммунизма можно будет говорить о подлинной коллективности всех групп и организаций, когда каждый будет иметь не только все необходимые социально-бытовые условия для полноценной жизни, но каждому будут доступны и все коммуникационные блага, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социально-коммуникационного благополучия общества.

     Но и это не рай на Земле, ибо чтобы каждый имел ещё и все необходимые каждому интеллектуально-духовные блага, тоже необходимо будет честно и добросовестно трудиться на благо общества, чтобы каждый имел от общества все необходимые блага! А значит завершающей фазой коммунистического общества будет интеллектизм, как борьба разумной сущности человека с его животной сущностью.  Именно ноократия должна сменить цивилизацию, где была борьба классов.  То есть цивилизация должна смениться ноократией, но и это ещё не конец, ибо потом начнётся борьба искусственного интеллекта с его естественной формой, но это будет уже совсем другая история, история космолитии…


Рецензии