Идол

 - Слушай, уважаемый, - спросил старик, откусывая от еще горячей лепешки, которую он каким-то чудом держал в руке, не морщась.  – Город-то у вас вроде небольшой, и базар ему под стать. Откуда же такие толпы народу?
Торговец не спешил ответить. Он рассмотрел монеты старика:
 - Вижу, ты совсем не из этих мест. Потому и не знаешь. Наш город славится своей святыней – великим идолом, исполняющим желания. Все стремятся к нему.
 - Ишь как, - старик обнажил улыбкой не по возрасту белые, здоровые зубы. – Стало быть, это о вашем истукане мне рассказывали недавно. И что – все желания выполняет? Не скупится, как ты при торге, а?
 - Конечно! – торговец слишком гордился городской достопримечательностью, чтобы отвечать на шутки незнакомца. – Иначе бы разве стекались сюда люди отовсюду? Только одно условие есть. Просить можно лишь о себе. О сыне, дочке, матери, отце – он не примет. А вот вымолить себе успех, богатство – это всегда. Потому наш город процветает!
 - А я другое слышал, - старик прищелкнул масляными пальцами. – Будто каждый, кто приходит к нему, не успевает высказать своих желаний. Что-то происходит – и приходится просить совсем не о том. Ну, скажем, приехал человек просить о богатстве – а на пороге святилища падает и разбивает лоб. И просит уже не сокровищ, а чтобы разбитая голова зажила, пока из нее весь мозг не вытек. Уезжает восвояси без мечты и без денег, зато с починенной черепушкой. Что скажешь?
 - Тихо! – торговец вмиг перешел на шепот.  – Сейчас тебя люди услышат – так побьют, что до идола свою черепушку не донесешь, да и я добавлю! Кощунство говоришь!
Старик усмехнулся. Оперся на посох, о чем-то подумал – и пошел восвояси.
Торговец утер лоб. Вот еще, навязался на его голову какой-то сумасшедший. Хотя и сумасшедшие иногда говорят важные вещи. Ведь его собственный брат как-то, выпив вина, рассказал жуткую историю. Один паломник тоже знал – а кто тут не знал? – что приходят люди к идолу с одним, а просят совсем другое. Решил ни за что не отступить. И когда схватила его на пороге шитой золотом палатки с богато украшенным идолом тяжкая боль, когда скрутило удушье – успел он прохрипеть: «Хочу стать…» И умер. Кое-кто спорил потом – шепотом, конечно. Сбылась или не сбылась мечта? Но не сбыться она не могла, в могуществе идола никто не сомневался. Сошлись на том, что, наверное, покойник хотел стать кем-то в загробном мире, почему бы и нет. Кто-то шипел, что умершему бы , как все, попросить у идола избавиться от внезапного недуга, а не упорствовать, не оставил бы тогда жену вдовой.
Приходили в город и мошенники, предлагали научить, как обмануть истукана и получить именно то, что хочешь. Но их тут же и прогнали. Вот так рассудить: если изваяние можно обмануть – то зачем ему тогда поклоняться?
Но со стариком об этом говорить было незачем. Если иноземцы перестанут нести идолу деньги – что тогда будет с городом?
**
Старик стоял у входа в палатку. Он отдал служителю мешок монет и вошел внутрь.
Служитель будто заподозрил что-то. Большинство поклоняющихся приходили, еле стоя на ногах. А некоторые – легко и с какой-то восторженной надеждой, но вскоре из святилища раздавались крики. А этот старик – ни туда, ни сюда. Ушел за завесу, будто каждый день ходит туда-сюда и ничто ему не в диковинку.
**
 - Так вот ты какой, - кивнул старик, обходя изваяние. – Ну, деревяшка, давай поговорим. Не встречал людей, которые уже ничего не хотят? А таких, которым больше нечего терять, да и вообще недолго осталось на этой земле?
Идол молчал.
 - Хотел бы ты меня расплющить тут, как букашку, понимаю. Да не можешь. Ты только мечты чужие можешь подменять страхом, желанием любой ценой выжить и прекратить боль. Так и запоминают твои паломники: нельзя ничего желать, больно будет. А со мной что сделаешь? Я здесь, я жду. Давай. Посмотрим, каково твое могущество.
**
Лодка медленно отплыла от берега.
 - А чего это, уважаемый, у реки сегодня происходит? Ладно, если не весь город на берегу собрался. Праздник, что ли какой? – поинтересовался путешественник в пыльной накидке, расправляя ее полы.
 Перевозчик пожал плечами:
 - Не знаю, вдруг не то скажу – ну да ладно, я человек простой и неученый, за что купил – за то продам. Говорят, кто-то нашего идола испортил. Не исполняет он больше желаний. Вот с утра и стража, и поклоняющиеся – все ищут этого преступника.
 - Разве священный идол может испортиться?  - непонятно было, всерьез спрашивает странник или шутит.
Перевозчик не знал. И поэтому ответил невпопад:
 - Если бы идол смог хотя бы на час снова исполнять желания, мы бы сейчас всем городом у него просили найти негодяя. Как мы теперь без нашей святыни?
 - А негодяй просил бы, чтобы его не нашли? Там бы и встретились, - ответил странник.
И, подумав, продолжил:
 - Нет, не выйдет. Потому что и он, и мы слегли бы с какой-нибудь заразой, не дойдя до идола. И дружно просили бы, валяясь у святилища, избавить нас от лихорадки… а то и еще от чего.
Перевозчик, наконец, решился рассмеяться. И смех у него был странный, каркающий.
Давно, видать, не смеялся человек.


Рецензии
Мудрые мысли

Григорий Аванесов   14.10.2022 08:40     Заявить о нарушении