***

                Мы обменялись, книгами с поэтом.
                (О научном и поэтическом творчестве В. Г.  Коломыц). Виталий Георгиевич родился 26 февраля 1939 года в г.  Буденновске Ставропольского края в семье дипломированного  агронома Георгия Дмитриевича Коломыца и Таисии Георгиевны (зоотехника по образованию). В 1956 года Виталий окончил школу в селе Высотское, Ставропольского края с золотой медалью. Поступил в Ленинградский электро – технический институт имени В. И. Ульянова (Ленина), закончил в 1962 году по специальности: автоматика, телемеханика и вычислительная техника. Распределился в Ульяновск, на вновь  созданное предприятие занимающее разработками по обеспечению спецтехникой. Проработав там четыре года, в ранге старшего инженера перевелся в Москву, и окончательно осел в Зеленограде (1966 голу). Первым привез в Зеленоград вычислительную машину БЭСМ – 4. Тогда это было последнее слово не только технике, а и  науки. Я помню, какая огромная очередь предприятий была, чтобы поработят на ней. Пришел старшим инженером, а достиг должности начальника отделения, где было три отдела, а в каждом отделе было по три лаборатории. Сейчас наука не в моде, мало финансируется, о чем многократно говорит лауреат Нобелевской премии Жорез Алферов. За самоотверженный труд на благо Родины на лоне науки Коломыц Виталий Георгиевич имеет научные статьи, Правительственные награды: орден «Знак почета», медали «За доблестный труд», «850 – летия Москвы». Ветеран труда предприятия, почетный работник электронной промышленности, бронзовая медаль ВДНХ. Он разносторонне развитый  человек. Его интересы литература, философия, стихи. Мы познакомились и сошлись взглядами на литературу. И, как следствие наших отношений, он подарил мне сборник его стихов разных лет под названием «В мир распахнуто окно». Несмотря на то, что книга издана фондом И. Д. Сытина, она осталось незамеченной и вне внимания критиков и СМИ. Скорей всего это связано со скромностью автора. Я не поэт, не член Союза писателей России, а обычный читатель и не могу выступать в качестве профессионального критика. Но скажу, что книга вызвала у меня большой интерес и, думаю, заинтересует  читателей. Я прочитал её на одном дыхании. Книга – о тех местах, где я жил и провел детство. Сама книга напечатана в типографии «Красный Октябрь» города Саранска, которая расположена на улице Советской, где живет мой двоюродный брат. Книгу предваряет статья Игоря Голубева «Найди друга». Вот и я после прочтения книги нашел друга в лице автора книги – Виталия Коломыц. К тому же мы с автором ещё и одногодки, поэтому мне так близко и понятно, что передается стихами. Начиная с первого раздела книги «Первые годы после войны, вы для меня – счастливые сны» и до последнего, прекрасного как по названию, так и по содержанию раздела под названием: «Во мне славянская душа, смешенье нежности и гнева». В первом же стихотворении он заявляет о своём кредо: «Я чужих стихов не читаю…». Но это только в стихах. А далее идут слова – золотые перлы. «Домашнего хлеба – дух земной. Что было то живо и будет со мной.       Ещё далеко, но слышится звон. На стан полевой созывает он.    За общим столом шутки и смех. Вкусней её супа я не едал. Когда деревянной ложкой хлебал». Это моё, наше детство. А мне, как ложкарю, мечтающему о создании музея деревянных ложек, последняя строка, особенно дорога. Тонко подмечена и передана жизнь людей того времени: «А свадьба пела и плясала… Играл баян и хор гремел» «Шумел камыш» и на Байкале. Про Родину бродяга пел». В детские годы я играл на свадьбах на гармонике. Это были любимые песни народа, в них поющие вкладывали душу. Это были песни души, идущие из глубин человеческого - Я. А как метко давались народом клички, круче Гоголевских: «Его прозвали «Окорок» - Так опален войной». Школа для нас, учащихся тех лет, была храмом, а учителя – святыми: «Учитель мой, твой дух во мне, И свята Память о тебе».
     При чтении стихов передо мной проходила жизнь от босоного, голодного детства, от которого я дожил до пенсии, как и у автора:
«Пенсии пожизненный доход, Стучу по дереву, а то не доживу». Как  прекрасно он воспевает природу края, среди которой рос:
   «Кавказа горные хребты – Их с юных лет увидел ты,
   Вдыхал трав терпкий аромат, И слушал музыку громад». Его отношение к родителям:
   «Я в жизни не успел проститься С отцом и матерью своей, И говорю стихами всем! Пожалуйста, не опоздайте…» «Мне стать бы алкоголиком», пишет он в одном из стихотворений. Такая дорога уготована была многим нашим сверстникам. Виталий выбрал путь – стать ученым, исследователем, писать стихи, а не пить араку или чачу из рога, наполненного до краев. Жить радоваться жизни, заниматься наукой, творить, гулять по лесу: «Утром в лесу подобрал: Коряга на постаменте, как символ, как талисман». А вот другие строчки: «Мы все – довоенное племя, Я жил горел, а ныне И не живу, и не горю, как головёшка тлею, Слабеет память, я старею». Однако какую замечательную книгу стихов выдала слабеющая память! Я бы сказал, в его памяти более чётко сохранилось и всплывает, виденное, в детстве: «Саманный домишко, опрятный, Две комнаты, глиняный пол… Спим под небом на природе А над нами звезды светят,  Запросто рукой подать. Им шепнёшь – они ответят». Автор тонко чувствует природу, сливается с ней, растворяясь в ней, испытывает, ощущает неповторимость жизни: «Природа дарит нам блаженство: Она достигла совершенства». Он видит единства всего в природе, когда пишет стихи, хотя бы о ромашках: «Как в мире барашки, Они дети солнца. Крепко корнями их держит земля». Ромашки – мои любимые цветы.   «Земля – берегиня… О каждом создании помнить должна».
   «Ели сосны и березы Под дождём роняют слезы…» А годы летят:
   «Чу, ритмичный стук колёс:  Так умчались годы…», но осталось в памяти: «Запах пиленого леса и парного молока» «Всё пройдет, но память сохранит,  что поколение наших родителей «Не лжёт». «Стихи – это мелочь», - утверждает автор, но как кратко и ясно, четко передал стихами тяжесть жизни предыдущих поколений: «Революция – не шутка, А гражданская война – Не цветочки – незабудки – Всенародная беда». И сравнивает жизнь теперешнею и ту, что осталась в прошлом: «Все пройдет, но будешь сниться ты, Мой добрый человек…». 
    «Сегодня вижу: жизнь другая, Любовь – не чувства, а игра». И призывает всех: «Тонкой памяти нити не рвите!». И об этом же ещё в одном стихотворении, которое хочется привести полностью: «Храните письма матерей, Таких далёких – близких дней,
                И вашим детям расскажите, Что память бережно храните.
                Читайте письма матерей  По буквам, по слогам, по строчкам.
                Увидите: она в платочке  Стоит, живая, у дверей.
                Охватят вас воспоминанья, напомнят боль и состраданье,
                И к вам из сферы не земной  Сойдут и воля и покой». Воспевая красоту жизни, поэт ставит вопрос: «Будет ли конец насилию, лжи…?» Он хочет вернуться в детство: «…босыми ногами опять К чернозёмной пыли прикоснуться…» И призывает сберечь веру в доброе и святое в жизни: «Добро торжествует вечно, а зло оно ведь конечно». Его стихи заставляют ностальгировать, вызывая в памяти моменты глубокого, далёкого, безвозвратного детства: «Ставропольские пруды – нашей юности купели». У меня в детстве такой купелью была воронка от взрыва бомбы на окраине города Дзауджикау (ныне Владикавказ), что через поле от станицы Архонской, где жили предки автора. В окрестности Архонки, мы бегали полакомиться початками молочной зрелости кукурузы. Вот далеко не всё, что мне хотелось бы отметить в творчестве учёного и поэта Виталия Георгиевича. Стихи он начал писать в студенческие годы. Впервые опубликовался 1999 году в ставропольской краевой газете «Родина». Его стихи публиковались в альманахе «Литературный Зеленоград»,  включены в разные поэтические сборники. Собственный сборник стихов «В мир распахнуто окно» вышел в 2002 году, а в 2005- м издание второе дополненное. Стихи В. Коломыц регулярно печатаются на страницах зеленоградских СМИ. До пенсии он был поэтом по рождению, занимающийся наукой, а выйдя на пенсию, стал поэтом полноправным. Он ещё не исписался, ему не грозит оскудение мысли. Он только взялся по – настоящему за то, к чему стремился всю жизнь. И это не громкие слова и не восхваление автора. Его стихи сами говорят за себя. Он самодостаточный поэт: «Чужих стихов не читает», на заседания поэтов не ходит. У него и так есть, что сказать. Он занимается осмыслением прожитого с позиций накопленного опыта. И это прекрасно. Именно этим его стихи привлекают читателей. Я советую взять прочитать эти прекрасные стихи прожитой жизни предыдущего поколения. В добрый путь!   
                АЛЬБЕРТ КАУКИН 31. 01. 2012г. 
https://ya.ru/


Рецензии