База на Вуоксе

Наша спортивно-оздоровительная база в 70 и 80х годах располагалась в сосновом бору  у очень живописного Колокольцевского залива на Вуоксе (в Приозерском районе). По реке в те времена еще ходил небольшой пассажирский катер. По-видимому, база находилась там по договоренности с подшефным Госплемзаводом «Петровский», поля которого мы регулярно орошали своим потом. Потом база переехала на высокий берегпротяженного и проточного Суходольского озера, где пользовалась большой популярностью, особенно, у семейных сотрудников. Сейчас на ее месте идет  частное строительство. Наше предприятие, как впрочем, и многие другие в стране, потеряло также пионерский лагерь во Всеволожском районе и базу отдыха на Черном море.

На Колокольцевской базе летом иногда  устраивались и наши турслеты. Несколько строк  о самой базе, где я бывал инструктором по туризму. Если взглянуть на нее с сегодняшних позиций инфраструктура  ее была почти спартанской, но нас она устраивала. Большой двухэтажный деревянный дом   наш институт «арендовал» у завода «Вперед», за это мы выдавали им свои лодки. В нем же была и столовая. Отдельно стояли летняя кухня и глубокий погреб со льдом, который заготавливали зимой. Мясо закупали тушами. Отдыхающие сотрудники спали в высоких палатках с дощатым полом, по-моему, без электрического освещения. Небольшой обслуживающий персонал с бОльшим комфортом жил в этом же деревянном доме. Два инструктора жили в отдельной комнате на втором этаже. С утра в 9-00  ставилась на проигрыватель пластинка Владимира Высоцкого и по лагерю разносилась его шутливая и бодрящая песня:
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите, три-четыре!
Бодрость духа, грация и пластика.
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая
(Если жив пока ещё) гимнастика!

Так начинался новый день.  Именно с этого места у сотрудников института была прекрасная возможность отправиться в лодочный или байдарочный походы по согласованному маршруту. За один рубль 50 копеек в день с человека Вам выдавался весь походный инвентарь, отрубали лучшие куски мяса и снабжали консервами и др. Затем на катере дополнительно подвозили необходимые продукты питания. Просто райские условия! Но этим, к сожалению, редко пользовались. Вспоминаю дружных лодочных туристов из Никаноровской 14 лаб. во главе с Трещевским Арнольдом Николаевичем и поход на байдарке двойке Валеры Ворошилина с Ларисой. Нас инструкторов в поход не пускали. Традиционно при директрисе Новиковой Галине Дмитриевне  походники привозили нам угощения: копченую рыбку или кисель из лесных ягод. Мы же устраивали на пирсе встречу- веселое  представление  и  «мочили» капитана в воду.

К обеду, как правило, поварами готовилось мясо,  с утра я из холодного погреба поднимал один из железных ящиков и приступал к рубке мясной туши. За моей спиной тут же возникали два силуэта: Чена- собаки нашего мастера на все руки и бессменного водителя уазика-«буханки» Вити Шаклейна и очень грациозного, как пантера, черного котенка младшей дочки директрисы. Они сидели очень смирно, не шелохнувшись, и преданно смотрели на меня, а пробегающая мимо Галина Дмитриевна строго указывала: «Мясо им не давать!» Но как тут удержишься, чтоб не покормить нашу живность. Брошенный небольшой кусочек сырого мяса исчезал мгновенно.

На заливе был устроен длинный пирс, стояли лодки, а рядом большой железный гараж для двух катеров. Причем гараж спроектировали наши конструктора из 52 отдела, а изготовили в цеху. При сборке этого гаража выявились некоторые конструктивные недостатки и он чуть не сложился на берегу, но все обошлось к счастью без травм, потому что собирала его большая «бригада» из десяти человек и мы вовремя «уперлись» в почти уже готовую стенку.

С  пирса мы катали всех желающих на водных лыжах, в основном,  на прогулочных водных лыжах, были также  лыжи «моно»  и «фигурки», но на них катались только «умелые мастера». И вот когда волнующийся «клиент» в первый раз сидел на краю «пропасти», т.е. пирса, погрузив ноги с длинными и широкими лыжами в воду, держа  ручку фала, я как мог  инструктировал тихим, спокойным голосом: смотрите катер тихо отходит от нас по прямой, лежа на воде капроновый фал медленно натягивается и в тот момент, когда он станет почти прямым, Вы, немного отклоняясь назад, немного упираясь, выезжаете на лыжах за катером. Все очень просто! Если же что-то пойдет не так, отпускаете фал из рук и «тихо тонете» и ничего страшного, ведь на Вас надет спасательный жилет. И пусть катер бежит без Вас. Обычно тебя все внимательно выслушивали и мужчины в начале движения сильно отклонялись назад (упирались)  и поэтому падали с пирса на спину, а женщины… особенно не сопротивляясь, сразу «уходили»  в воду тут же у пирса!

Вспоминается и такой «приятный» эпизод. Повара попросили меня почистить большой бак  и я решил прогуляться к пирсу, чтобы подраить его с песочком. Ярко светило солнышко и я решил немного подремать на скамейке перед « тяжелой» работой. Как хорошо отдыхается на бережку у воды, совсем не то, что трудится в это время, потея на работе в центре города. Наступило полное умиротворение! Вдруг слышу звяканье крышки «моего» бачка. Открываю глаза, а  не верю. Как здесь оказался мой  шеф- Леонов Юрий Васильевич.  «Тебе надо  выезжать на месяц в командировку  в Ульяновск»- чему-то улыбаясь, говорит он.


Рецензии