Ода птичьему гнезду

   Вы знаете, читатель, что такое птичье гнездо? Вы получали наслаждение от созерцания гнезда в девственном лесу или на даче? А может вы видели коллекции гнезд в музеях в ярких витринах?  Странно, почему-то считается, что произведения искусства создают только люди, мастера. Но вот кочевники тувинцы называют ремеза птицей-мастером, а гнездо ремеза передают по наследству, как оберег и как драгоценность. Но если вы считаете, что животные могут быть мастерами, эти строки для вас и мир птичьего гнезда ваш.

   Кто из великих ввел меня в мир птиц? Несомненно,  Евгений Птушенко. Его коллега Николай Гладков, тогдашний директор зоологического музея,  разрешил  кружку из Дворца пионеров проводить занятия в торжественных залах, возле высоких  стеклянных витрин, полных редкими чучелами, а в недоступной, казалось, заоблачной вышине над нашими головами,  в таинственной полутьме виднелись хоры. Позднее я прочитал воспоминания Андрея Белого, как и Птушенко ученика Михаила Мензбира,  о зоологических практиках студентов университета столетней давности. Попасть на хоры  простым школьникам казалось немыслимым. И, однако, это произошло. 
- Молодой человек, вы держали в руках ружье? Вы были охотником? Вы убивали птиц? -  такими словами встретил меня, самонадеянного школьника,   белобородый старец, знаменитый знаток птиц Птушенко.
- Увы, нет. Я считаю, что изучать животных  можно не убивая их
- Тогда вы никогда не станете орнитологом. Чтобы понять и изучать птицу ее нужно убить и подержать в руках. Все биологи для изучения живого  сначала это живое убивают. Такова логика науки. А впрочем,  приобщайтесь, выбирайте, что вам нравится.

       Птушенко был и прав и не прав. Орнитологом я не стал.  С трепетом я погрузился в коллекции музея. Еще бы. Этих птиц когда-то убывали  знаменитые путешественники, такие как Пржевальский. Бесконечными рядами лежали в коробках тушки мелких птиц, наполовину скрытых,  как саваном,  белыми полосками бумаги. Любимые мною черные  вороны лежали грудами в огромных сундуках из красного дерева с бирками на лапах. И вскоре понял – это не мое.  Орнитологом я не стал, но стал музейщиком. И   когда через много лет в нашем школьном музее появилось первое чучело, чучело  птицы поганки, я сначала обрадовался. Разглядывать чучела дети любят, а малыши даже наивно спрашивали, не живая ли она.  Может быть,  это произошло случайно, но в нашем музее появились гораздо более многочисленные и интересные экспонаты, птичьи гнезда. Чтобы получить гнездо не нужно никого убивать, изъятие гнезда не наносит никакого ущерба птицам, ведь каждый год они отстраивают их заново и главное – гнездо прекрасно и достойно восхищения. Погрузимся и мы в экспозицию нашего музея,  в мир птичьего гнезда.


     Экология наука о доме.  Дом птицы гнездо. Само это слово  вызывает у нас исключительно положительные эмоции. С детства мы вспоминаем понятия гнезда родового, или гнезда дворянского.  Увидев гнездо в кустах, случайно раздвинув ветви, мы замираем над картиной мирной жизни, особенно если в гнезде поднимают головы птенцы, даже пустое гнездо нас настраивает на определенный лад. Конечно, лучше всего наблюдать гнезда в природе. Уверяя вас, если вы подниметесь на высоту десяти метров к логову старьевщика коршуна и запустите руку в его основание, то ощутите тепло воробьиных гнезд,  непрошенных квартирантов. Ощущение живого тепла долго помнится. Не могут равнодушно пройти мимо гнезда ученые. Миллионер Демидов собирал коллекцию птичьих гнезд, чтобы подарить ее музею. Основатель Дарвиновского музея Александр Котс  поставил целью жизни доказать справедливость теории эволюции, в том числе на примере птичьего гнезда.  И если вы попадете в наш школьный музей,  первой витриной будет витрина  гнезд.

      Еще динозавры строили гнезда. Их потомки оттачивали мастерство миллионы лет. Но и сегодня не все птицы мастера. Некоторые,  такие как козодой, откладывают яйца прямо на землю, в подходящую лунку, другие, как горлицы, делают гнезда на деревьях столь небрежно, что снизу сквозь зияющие дыры можно наблюдать за жизнью птенцов. Иногда гнезда славок легко отличить по степени старательности. Одни славки строят жилье из цельных травинок, и концы травинок неряшливо торчат в разные стороны, другие славки сначала травинки расщепляют на полоски, а концы травинок аккуратно заделывает внутрь гнезда. Дрозды не только плотники, но и каменщики-штукатурщики, внутренность гнезда они выполняют из глины, смешанной со слюной. Но вершиной эволюции гнезд можно считать гнездо маленькой птички похожей на синичку. Это ремез. Свое гнездо ремез  создает из паутины и пуха. Абсолютно невесомое, похоже на шерстяную рукавичку гнездо качается над водой на кончике ветки  ивы, уютная колыбель для птенцов. Совершенством гнезда можно любоваться бесконечно. И, конечно, не случайно общество любителей птиц в Мелитополе назвало свой журнал в Интернете гордым именем «REMEZ»

В музее каждое произведение искусства имеет ценность, если у него есть история. Кто создал его, когда и в какой стране? Наша коллекция пополняется  каждую осень стараниями учеников. Но бывают и знатоки гнезд. Военный пенсионер каждый год приносит какое-нибудь крошечное гнездо,  найденное в кустах на даче, за мирной жизнью птичьего семейства бывший воин наблюдал с интересом все лето. А недавно, на первой линейке,  мама пятиклассницы с дрожью в голосе сообщила о находке гнезда ремеза и ее дочка принесла ценный экспонат в музей, получив грамоту.  Наверное, картине «Джоконды» мы обрадовались бы меньше.

      Может ли человек создать птичье гнездо? Наверное. Появились даже архитекторы птичьих гнезд, таких больших, что в них может жить даже человек. Но может ли человек повторить гнездо птицы. Никогда. Умение строить гнезда у птицы заложено в генах. Но после  первого построенного гнезда, из года в год,  птица оттачивает свое мастерство, пока не достигнет совершенства. Вот таким творениям место в музее. Можно осенью в обнаженных местах замечать покинутые гнезда и предаваться романтическим думам, можно у картины Саврасова попытаться мысленно удалить грачиные гнезда и удивляться, как пропадает настроение.  Но лучше  придти в музей и долго стоять у витрины с гнездом ремеза и наслаждаться его совершенством. Удачи.


Рецензии
Как не боролись с воронами в самолётном цеху авиаремзавода (ангар)
они были неистребимы. Находили лазы вверху кассетных ворот, залетали
при открытиях. Если где оставались на столах какие бумаги, схемы,
пр., могли всё порвать. А по весне вили гнёзда, иногда на тех же
кассетах, и тогда при открытии, падали. Из чего только вороны их
не вили. Обрывки изолент разных, проволок контровочных, даже малые
обрезки трубок - всё, вместе с бодыльями сухой травы переплеталось.
А на стоянках надо было следить чтобы все отверстия и лючки были
закрыты, иначе запросто и потомство зачирикает. Когда находили в
траве гнездо, ставили заметки, палки, чтобы не давить. Как и всё в
этом мире интересно и удивительно. С уважением!

Валерий Слюньков   15.12.2022 19:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий. Рад, что миниатюра вызвала у Вас яркие воспоминания из прошлого. И вороны в воспоминаниях всегда добрые персонажи, несмотря на вредность характера. Может поэтому интересны. Когда был молодым с удовольствием изучал с ребятами вороньи гнезда в интересном проекте на предмет санитарной очистки окрестностей человеческого жилья. Что они только в гнездо не тащат. Говорят, даже деньги. Увы не пришлось найти древесный клад. Но к воронам остались добрые чувства, хотя по деревьям давно не лазил. С дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   16.12.2022 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.