Отрада в моей голове
Духовно-просветительский центр «Отрада» был создан по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра в городе Нерехта в 2011 году. Историческая справка.
В одном из дорогих подмосковных ресторанов жил в клетке настоящий медведь. Клетка была большой, но и медведь – животное тоже не маленькое, поэтому гулять он мог, делая всего по паре шагов вперед – назад. Через какое-то время зоозащитники через суд добились переселения этого мишки в просторный вольер в зоопарке, где первое время он гулял, делая два шага и тут же поворачивая обратно. Материальная клетка была разрушена благодаря неравнодушным людям из Гринписа, но клетка в его голове еще долгое время была цела…
***
Даже через три года я не могу полностью ответить на вопрос – что это было? Нет, в общих чертах понятно, но как сформулировать в полноте, какими словами можно описать, чтобы не упустить ничего важного? Только вчера стало ясно.
Какие красивые слова – «Духовно-просветительский центр»! Какие правильные цели! Давать пищу и кров обездоленным, организовывать паломнические поездки и летние детские лагеря, в программу которых включена православная компонента. Решать множество хозяйственных и организационных проблем, поддерживать в удовлетворительном состоянии здания дореволюционной школы, ее столовой и мастерских.
В какой момент, почему в голове появилась ментальная клетка? Может быть, дело в самом православии, в его системе запретов на мясо в пост и на ношение женщинами брюк вместо юбки? Да! Но почему клетка выстроилась в моей голове, ведь за шесть лет работы руководителем «духовного» центра я никогда серьезно не относился к этим запретам. Довольно быстро я даже начал ими пренебрегать и не принуждал к их соблюдению других сотрудников. Да, при этом возникло показное благочестие и некоторое лицемерие, когда мы на работе не кушали мяса в пост и носили правильную одежду, а дома вели себя как все нормальные люди. Сначала скрывали друг от друга, конечно, но ведь шила в мешке не утаишь.
Родилась у меня вторая дочка, и окружающим было очень легко отсчитать девять месяцев и понять, что зачали мы ее в середине великого поста, когда «правильные» православные детей не зачинают. Или вечером в супермаркете встретились, упал взгляд, не специально даже, на чужую корзину, а там батон колбасы или пачка творога, а сейчас опять же время строго поститься – шила в мешке не утаишь.
А раз так – откуда же клетка в голове? Клетка, которой как бы нет, которую не ощущаешь.
***
Мы ушли из «духовного» центра, все мы. М* плакала, глядя мне прямо в глаза. Теплый летний вечер конца июля, ни ветерка. Я охраняю стройку за забором нашего заведения, а она в спортивном костюме с велосипедом в руках – моя правая рука, помощница руководителя, администратор, официантка, воспитательница в лагерях, экскурсовод, секретарь, делопроизводитель.
- Валерич, возьми меня с собой, куда сам идешь, я лучше с тобой, чем тут.
Слова пожилого В* поразили меня больше, чем слезы М*. Ему-то, мастеру на все руки, сантехнику, электрику, начальнику над истопниками, монтажнику, ремонтнику и прочее – прочее я зачем? Он же всегда со мной спорил, до хрипоты доказывал, что задуманное мной сделать невозможно, что я ничего не понимаю в строительстве и ремонте, что «завтра же ноги его здесь не будет, если я с ним не соглашусь». А в итоге всегда делал, ворча под нос, что «это в последний раз» и что «на пенсии дома надо сидеть, а не тут вот ерундой заниматься». Утро следующего дня, не совсем раннее, летний зной, подсобка.
Как мне было взять их с собой, если и сам я шел в никуда!.. Мы не просто ушли из «духовного» центра, мы разбрелись в разные стороны. Мы не общались. Наш плотно сжатый в единый кулак коллектив, нет, не коллектив, а семья, как всегда говорила Е*, распался в один момент. Мы не общались, никто ни с кем, как будто мы были… преступниками, шайку которых вдруг распустили. Которые сделали много славных дел, но дел лихих, и их нужно скорее забыть, и подельников своих тоже.
Е* говорила, что мы – семья. Иронично, ведь с итальянского так переводится слово «мафия». Мы были… подельниками, мафией, наша сплоченная команда в «духовном» центре занималась всего лишь зарабатыванием денег для… мафии, которая была выше нас, которая этот центр когда-то создала. Вот ответ на вопрос, который я нашел только по прошествии трех лет, вот откуда клетка в голове! Нет, мы конечно помогали обездоленным, мы встречали паломников, и мы проводили детские лагеря. Но всегда где-то на заднем плане маячило слово «деньги». Деньги, которые нам заплатят паломники и родители детей, деньги, которые пожертвуют нуждающимся богатые дяди.
Как просто! Почему наш «духовный» центр был нужен столько лет, а потом вдруг стал не востребован высшим руководством? Так внезапно и вдруг. Ведь паломники продолжали приезжать, а нуждающиеся, как и раньше, жили в приюте. Деньги – вот ответ! Паломники продолжали приезжать, и нуждающиеся жили – ничего не изменилось. А потому что – деньги, которых уже давно хватало только на текущие нужды, поток которых наверх иссяк. И наверху всем сразу стало неинтересно…
***
Все получилось! На высшем уровне, замечательно, и благодарности были не дежурными, а искренними и от души – это всегда знаешь, это чувствуется. В первый день группа паломников из Подмосковья знакомилась с Костромой, музей сыра и сладостей, лосеферма, обзорная экскурсия по центру города. И накормили хорошо, и условия проживания понравились. Приятно удивила Нерехта, особенно интерактивная программа на фабрике игрушек, а монастырь в Тетеринском просто очаровал, поэтому так задержались, от матушки Варвары невозможно было уйти. Задержались, но все удалось, планы не посыпались, и ничего не пришлось отменять.
Очень благодарили экскурсовода В*, особенно отметили ее замечательные стихи. Легкий укол – ты больше не лучший экскурсовод, Александр!.. Как быстро, играючи, пожилая, но очень умная, эрудированная и элегантная В* скинула тебя с пьедестала. Ну и пусть! Вот и хорошо, потому что мы снова – одна команда, в которой успехи каждого несут благо общему Делу. Нет, неправильно сказал «мы», сказал так, будто это те же самые «мы», что были раньше.
После трех лет одиночества и «я» собрались новые «мы». И у нас получилось! Эта группа – как тест, как проверка на прочность. И это значит, что все будет. Потому что я - свободен!..
Свидетельство о публикации №222101301491