Лирический пейзаж в картинах Саврасова и Левитана

  В русском искусстве 19 века ведущее место занял пейзаж лирический или, как его ещё называют, пейзаж настроения. В 1871 году на Первой выставке Товарищества художников-передвижников появилась картина Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели". Маленькая, скромная, она приковала к себе внимание посетителей выставки, вызвала восторг у крупнейших художников и критиков. Приобретённая Павлом Михайловичем Третьяковым, она навечно поселилась в стенах его галереи, стала хрестоматийно известной, но от этого не утратила своей притягательности. И поныне ни один посетитель Третьяковской галереи не может пройти мимо неё - такова её сила воздействия. В чём же дало? Почему, несмотря на течение времени, на смену художественных направлений, не меняется отношение к этой картине, не пропадает её обаяние?
 Художник запечатлел уголок сельской природы среднерусской полосы, ничем не примечательный, не блещущий особыми красотами, в один из дней ранней весны. Снег ещё не везде сошёл, но посерел, осел, появились лужи, и поля уже темнеют. Влажные облака не застилают всё небо, лёгкий ветер гонит их, прорывая звонкую голубизну. Ещё голы деревья, но у своих гнёзд уже шумно хлопочут грачи - первые вестники весны. Сочетание тёплых серо-коричневых и холодных серо-голубых тонов даёт ощущение свето-воздушной среды, её свежести и влажности, что так характерно для весенней природы. Тоноко подмеченные признаки прихода весны - времени пробуждения природы: неяркий, даже серый день и вместе с тем удивительная звонкость красок, прозрачность воздуха, как бы пронизанного криками грачей, - наполняют пейзаж радостным чувством. Незримое присутствие человека - над крышей одного из домов поднимается дымок - вносит в пейзаж теплоту.
  Натурой для картины послужило село Молвитиново Буйского уезда Костромской губернии (ныне село Сусанино Костромской области). Казалось бы, пейзаж Саврасова лишь реалистический портрет конкретной русской деревни. Но это не так. Далеко не каждый бывал в этой деревне, но сердцу каждого русского человека всё удивительно знакомо, близко, мило и дорого в картине "Грачи прилетели", так же как всем понятно радостное чувство весеннего пробуждения природы. Это потому, что живописец, ничего специально не присочиняя к натуре, остановился именно на таком реальном мотиве, который включил самые характерные черты русского сельского пейзажа: берёзки, бревенчатые тёмные избы, маленькую белую церковь с луковками глав, со стройным шатром колокольни, которую можно встретить только на Руси. Во всём этом, таком обыденном, распространённом, художник подметил особую прелесть и обаяние, подобно тому, как мы всегда находим их даже во внешне некрасивом, но любимом и дорогом нам человеке.
  В маленьком уголке сельской природы узнаётся Россия. Так камерный пейзажный мотив перерастает в образ Родины, и лирический пейзаж наполняется большим патриотическим содержанием. Если в эпическом пейзаже образ Родины возникает в нашем сознании через созерцание величественной панорамы природы, то в пейзаже лирическом мы скорее её чувствуем, ощущаем в каждой детали, в каждой чёрточке. Такое чувство Родины вызывает у нас пейзаж Саврасова и, очевидно, поэтому он так притягателен и популярен.
 И как сравнение с пейзажистом малой Родины, или как её параллель мы сейчас прикоснёмся к искусству превосходного мастера лирического пейзажа, певца русской природы, ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860 - 1900). Он очень тонко и чутко схватывал состояние природы в определённое время года и дня. Его "Март" (1895)года - звонок и солнечен. В тени лежит глубокий снег, а на солнце обнажились дорожные колеи, с крыши падает капель. Солнце золотит стену дома, чётко рисует зелень сосен и прозрачное розовое кружево голых веток берёз на ярко-синем небе. От деревьев на снег ложатся тёмно-синие тени. Соседство тёплых (золотистых) и холодных (белых, голубых) тонов усиливает их звучание и вместе с контрастами света и тени наполняет пейзаж ослепительным солнцем и свежим воздухом.
  Даже если бы мы не знали название пейзажа, мы безошибочно определили бы не только время года, но и месяц - настолько точно переданы характерные именно для марта нюансы цвета и света в природе. Такая яркая синева в небе и в тенях бывает только в марте.
  В картине нет людей, но открытая в доме дверь и стоящая у крыльца запряжённая в сани лошадь говорят о незримом присутствии человека. Эти детали рождают чувство домашнего тепла и какого-то радостного ожидания, которое так естественно в первые ясные весенние дни для человека, стосковавшегося за зиму по теплу и солнцу.
  Художник не только верно воспроизвёл цветовое и свето-воздушное состояние мартовской природы, но и выразил настроение, которое оно вызывает у человека.
  Чувство природы в пейзаже Левитана, её лирика интимно-камерные. Небольшое пространство, ограниченное слева деревьями, справа стеной дома, выхватывает из мира природы её маленький уголок, обжитый человеком. Человек и природы здесь соразмерны, они наедине друг с другом, ничто не нарушает их гармоничного единения: просыпается, насыщается светом и теплом природа, светло и тепло становится на душе у человека.
  Но лирический пейзаж мог приобретать у Левитана и далеко не камерное звучание.
  В его "Владимирке"(1892) года - пространство огромно и ничем не ограничено. От переднего края уходит вдаль, скрываясь на горизонте, разбитая просёлочная дорога, по обеим её сторонам стелются поля, вдали синеет лес. Над этим простором нависло мрачное сизое небо с наползающими друг на друга тучами. Холодный серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом просторе, подчёркивая его пустынность, неприютность.
  Пейзаж с многоплановым пространством, с огромным небом, распластанной землёй, уводящей взгляд куда-то в бесконечную даль дорогой, с сумрачным, приглушённым колоритом, богатство цветовых оттенков которого приведено к единству холодноватыми серо-зелёным и серо-голубоватым тонами, вселяет в нас чувство одиночества, заброшенности, тоски и тревоги. А если вспомнить, что изображённая здесь дорога - та печально знаменитая Владимирка, по которой шли на каторгу, в Сибирь, ссылаемые царским правительством, и среди страдальцев, гремящих кандалами, многие были борцами за народное счастье, станет ещё грустнее. Так пейзаж лирический, пейзаж настроения начинает звучать драматически, приобретает социальную окраску. И хотя в основе всех лирических пейзажей лежит эмоциональное восприятие художником природы, сила и глубина эмоций, их окраска и характер у каждого мастера свои, в зависимости от его темперамента и мироощущения. И понятно, что во времена Саврасова и Левитана было мало равнодушных людей, в первую очередь к чужому горю, потому и глубочайшее, бездонное погружение в реалии времени, всегда сочетались с высоким уровнем мастерства. Художник не мог себе позволить ни на минуту забыть, кто он и где живёт? На уроках ИЗО не надо бояться рассказывать ученикам всех "прелестей" и разногласий той жизни, которую сейчас нам пытаются приукрасить и отполировать. Не было при царе-батюшке нормальной доли у простых людей, поэтому и взгляд известных художников-передвижников на мир и природу был таким суровым, а порой - безрадостным. Потому и возникло это Товарищество в противовес официальной идеологии того времени, как глоток свежего воздуха в затхлом королевстве кривых зеркал. Оттого и стали многие из этого Товарищества знаменитыми на весь мир, что писали свои полотна с "широко открытыми глазами"!

(На фото вверху картина Саврасова "Весна пришла", которую тоже можно взять за описательный образец на уроках ИЗО).


Рецензии