Грехопадение

Грехопадение - рождение «эго» в ипостасном самосознании человека, при котором этот человек начинает осознавать себя как самостоятельная ценность - самоценность, отдельная и в отделении (изолированно) от других людей.
Это самосознание становится грехопадением из-за того, что приходит преждевременно, прежде осознания им ценности - себя для другого, своей ценности для других людей, которые, без его любви и помощи, остаются ущербными и обездоленными, живущими в неполноте, как онтологической, так и психологической. Или в тот момент, когда подобное самосознание ещё не возросло и не укрепилось в сознании этого человека.
Происходит это, с каждым человеком, ещё в детском возрасте! - За очень редким исключением, когда особенности ипостасного состояния сознания человека, позволяют ему дольше, иногда до конца своей земной жизни, сохранять состояние - «блаженного неведенья греха». В Предании утверждается, что это есть - особое божественное промышление о человека, и описывает его, как присущее жизни некоторых великих святых, разных народов и времён.
Грехопадение, далее Г., символически описывается в Библии, как нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) воли Бога - «заповеди о не вкушении плодов Древа Познания добра и зла», которое привело к утрате людьми их блаженного состояния «незнания зла» и привело их в состояние «потери невинности» заключающейся в появлении стыда. Стыд родился в их сознании из-за того, что они, утратив, «одежды любви друг к другу», оказались «нагими для добра» или «обнажёнными от добра», как говорят разные святые отцы.
Познав «жизнь без любви», «вкусив зло» и «искусившись злом», они потеряли добро, ибо оказались не укоренёнными, не стойкими и неиспытанными в общении любви друг к другу. То есть - не умели прощать друг друга и могли лишь друг друга обвинять, как мы это и видим из текста третьей главы книги Бытия.
В книге Бытие в 3-ей главе описан сюжет об изгнании первых людей (Адама и Евы) из Райского сада, когда нарушив запрет Господа (Элохим), вкусили от Древа познания добра и зла (Быт. 3:1-7).
Первый человек Адам был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания добра и зла ведёт к смерти: - «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).
Сотворённая из ребра Адама Ева (Быт. 2:22) в результате диалога со змеем (нахаш), вкусила запретный плод от Древа Познания добра и зла и дала Адаму, вследствие чего: - «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния стали повреждённость мироздания (природы) и человека, изгнание из рая, утрата доступа к Древу Жизни и смерть.
Считается, что Змей-искуситель - это архангел Самаэль, в результате этого стал Сатаной, на основании Откровения Иоанна Богослова: - «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).
Г. произошло по лукавому обману «ума утратившего любовь» и принявшего «образ хитрого змия», притворившегося «умом человеческим», ибо только так можно было побудить человека нарушить божественную заповедь. Ведь Заповедь была дана человекам, а не ангелам - разумным существам, а не разумным сущностям. Поэтому, нарушение Заповеди крылось в области отношений между людьми, а в области внутренней жизни человека, его мышлении и чувствовании. И для того, чтобы Денница - Люцифер смог обмануть человека, сам человек, прежде этого обмана, должен был лишить себя целостности своей внутренней жизни…
Это и произошло с Адамом тогда, когда он «нарицал имена всему тому, что Бог сотворил из земли» и «привёл к Адаму», для того, чтобы тот «нашёл помощника достойного себя». Но Адам - не нашёл достойного! То есть нарёк имена всему, что из земли, сам, без общения в любви с Богом!.. - Увидел мир не таким, каким видел его Бог Творец мира...
И тогда Бог сотворил Еву из ребра Адама, с которую тот посчитал достойной для общения с собой. Но это общение Адама и Евы было уже не общением любви. Оно проходило без непосредственного и личного участия Бога. - Бог и образ божественной жизни оказался отодвинут на периферию внимания человека к своей внутренней жизни.
Вместе с этим, и совесть - голос Бога в человеке, была снята со своего главенствующего пьедестала в душе человека и, вместе с образом Бога спрятана в - «глубинах человеческого сердца»…
В человеке воцарился ум, что и открыло возможность и дало дорогу тому дьявольскому обману, который и был совершён! - Человеческая цивилизация пошла по тому пути, по которому идёт и сейчас, оставив в стороне тот путь, путь духовного возрастания, который был предложен ему Богом и символизировался в Библии Древом Жизни…
Когда произошло Г., в какой исторический момент или  время?
Вряд ли можно утверждать то, что это был одномоментный процесс… - Скорее всего, это была целая историческая эпоха, на протяжении которой человечество теряло патриархальные и родственные отношения внутри себя. Сначала, как семьи, потом как общины, затем рода и, наконец, подвида и вида. На земле остался один единственный человеческий вид или подвид - кроманьонцы… - Все остальные были поглощены или уничтожены. Это начало эпохи грехопадения, вероятно, можно было бы отождествить с библейским сюжетом «нарицанием имён». В нём происходила борьба за главенство в человеке, между нравственным основанием рождающегося человеческого сознания и практицизмом и рационализмом его развивающихся интеллектуальных потенций. Как известно нам из истории антропологии - «рацио» победило! А, вместе с ним, воцарилось и «эго»…
Историческим окончанием эпохи грехопадения, уже не во внутренней жизни человеческого сознания, а на социальных просторах жизни человечества, по всей видимости, можно считать окончательное и «повсеместное» установление рабства, как социального института жизни людей. - «Повсеместное» взято в кавычки по той причине, что, как оказалось, даже в наше время, существуют такие сообщества людей, которые никогда не знали рабства. Их мировоззрение - удивляет и восхищает нас! А их цивилизация, в своём внутреннем духовно-нравственном содержании и сути, остаётся для нас - тайной за семью печатями…
Богословие объясняет Г. в Эдеме через понятия первородного греха и искупительной жертвы Иисуса Христа на Голгофе. Утверждая, что грехопадение изменило саму природу человека: - «Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие преступления заповеди, как страстность, тленность и смертность».
Изгнанные из рая люди потеряли доступ к Дереву Жизни и вечную жизнь. Зло, персонифицированное в виде Змея (Сатаны), побудило человека нарушить волю Божию: - «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего. Но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её те, кто принадлежит к уделу его» (Прем. 2:23-24).
Грех препятствует свободе человека, которую Творец возвращает человеку через благодать: - «Когда они согрешат пред Тобою, ибо нет человека, который не грешил бы, и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;» (3Цар. 8:46).
Апостол Павел пишет: - «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12).
Максим Исповедник объясняет грехопадение, как прельщение «наружностью материи», плодами дерева познания (тварным миром). Это привело к нарушению иерархии в сознании разумной твари, в чувстве и направлении воли Адама, и к «прилепленности к веществу».
Протоиерей Сергей Булгаков пишет: - «Прародители могли бы вовсе миновать опыта зла. Грехопадение или, напротив, послушание воле Божией следует, во всяком случае, считать актом свободы, а отнюдь не природной необходимости: в природе твари была только возможность греха, но не было никакой к нему принудительности. Соблазн именно в том и состоял, чтобы знание предпочесть послушанию, источнику истинного, положительного ведения. Змей завлекал их на путь притязательной, себялюбивой множественности, возбуждал желание каждому стать богом, будучи тварью, иметь всё для себя, как бы от себя. И соблазн змея оказался реально осуществим, ибо стихия освобожденного ничто, прорвавшись в мир, окружила всякую тварь ледяным холодом одиночества, разъединила всеединое и центростремительную силу превратила в центробежную: тогда родилось наше малое я, которое раздувается в я космическое. Для такого отравленного бытия простое отсутствие смерти было бы величайшим бедствием, адом на земле. Господь пощадил Своё создание и не дал ему такого бессмертия, Он удалил человека от „древа жизни“. Таким образом, одна основная метафизическая и космическая катастрофа грехопадения, введя в мир смерть, обусловила и вызвала другую космическую катастрофу, но уже благую и радостную, - воскресение мёртвых».
Митрополит Иоанн (Зизиулас) пишет: - «Для греческих отцов грехопадение понимается не как привнесение чего-то нового (во зле нет творческой силы), но как раскрытие и актуализация ограничений и потенциальной опасности, присущих творению, если оно предоставлено самому себе. Грехопадение принимает форму идолопоклонства - превращения твари в высшее начало. Грехопадение состоит в отказе поставить бытие в зависимость от общения».
Архимандрит Алипий (Кастальский) пишет: - «Люди получили как бы собственный, внутренний источник греховных движений и помыслов, сделавшись по природе чадами гнева Божия (Еф. 2:3)».
Профессор А. И. Осипов пишет, что испытание, которое не выдержал первый Адам, выдержал второй Адам - Иисус Христос...
В религиозной философии Г. является одной из центральных тем усилий философствующего сознания.
Немецкий христианский мистик Якоб Бёме, родоначальник западной софиологии, пишет, что сам пол есть уже следствие грехопадения. Ибо жена создана человеку уже после его внутреннего отделения от Jungfrau Sophia (нем. Дева София), в первозданном состоянии человек пребывал сверхполым. Эта Jungfrau Sophia есть отвлеченный принцип мудрости, Spiegel der Weisheit (нем. Зеркало мудрости), и её отношение к полу установляется только её именем, очевидно, навеянным «Книгою Премудрости Соломона». При таком понимании пола самым центральным проявлением греха является порочное зачатие, от которого человек рождается. Якоб Бёме рассматривает создание женщины из ребра Адамова как следствие уже совершившегося грехопадения и раздробление человеческого естества.
Христианский философ Николай Бердяев пишет, что сказание о грехопадении говорит - о происхождении сознания из состояния бессознательного.
Религиозный философ Борис Вышеславцев пишет: - «Понять смысл грехопадения и спасения, понять смысл христианства (а, в сущности, и всякой религии) - значит понять смысл предельной свободы. Она возносит нас на высоту абсолютного богоподобия в этой простой и ежедневной возможности: сказать “да”, или “нет”; “да будет” или “да не будет”, - в этой изумительной свободе выбора между творчеством и разрушением. Ибо если всякое творчество есть соблюдение иерархии, то всякое нарушение и извращение иерархии есть противоположность творчества, то есть разрушение».

Интернет - источники: {3}.


Рецензии