Пушкин о человеческом достоинстве и породистости

В князья не прыгал из хохлов...

Это Наше Всё А.С. Пушкин  = поэт, драматург, прозаик (не про заик) и историк (себя, Пушкиных, Белкина, Петра, Капитанской дочки и Пугачева) об иерархии достоинств в творении "Моя родословная" (осень 1830)

История стиха такова :
 Гончаровы  Пушкину готовы отдать для брака красавицу Натали по итогам второго сватовства весной 1830 при исполнении им ряда заказов будущей тещи "Карс"

Одним из таких наказов было получение справки от Царя что Пушкин приличный дворянин, благонадежный и ... может стать  "как все" = при чинах, званиях, кормушках и деньгах ...

В ходе торгов первый поэт России был явно задет за живое = он то считал себя сперва аристократом, а уж потом известным сочинителем... etc

А от него потребовали  справку о породистости = Родословную ... будто он пес шелудивый

Обидно
 До слез
   До жути ...

Ну, вот он и дал понятЬ, что он хоть и не князь (Мышкин или почти жених Натали Мещерский...), на зато и не хохол ...

 в СЛОВАХ нашего поэта отражается имперское мировоззрение столичного мещанина, которому пришлось доказывать свою родословную ... родовитость, породу

На краю этих пород он отчего-то считал хохлов = ведь тогда украинцев то и не было, а более известны были малороссы ... 

Это все равно как некоторые обижаются когда в очереди их находят крайними ...

Теперь кто крайний...?


***
сПРАВКА:
ХОХО;Л, -хла;, м. Прост. устар. Название украинца. — Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленка, Михаила Саввича, из хохлов. Чехов, Человек в футляре. Словарь русского языка (МАС)
пО https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1182589:
носящий чуб-оселедец.
Произошло, видимо, от запорожских казаков, в старину выбривавших голову и оставлявших чуб (оселедец) [Наконечний Є. П. XXII. Хахол //Украдене ім’я: Чому русини стали українцями /Передмова Я. Дашкевича/ — Львів: 2001]. В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец [Лев Диакон «История» в переводе М. М. Копыленко. Книга 9-я]: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода».

Некоторые украинские историки и этнографы считают, что корни слова следует искать в других языках. Так, по одной версии оно происходит от монгольского «хал-гол» («хох-улу (олу)») — «сине-жёлтый»[Наконечний Є. П. XXII. Хахол // Украдене ім’я: Чому русини стали українцями / Передмова Я. Дашкевича.. — Львів: 2001], по цвету символики Галицко-Волынского княжества. По другой — от крымскотатарского «хо» («сын») и «хол» («солнце») [Олександр Поліщук: «Український етнос потерпає від того, що не знає своїх першоджерел» // Хобі : журнал. — сентябрь 2006]

***

Убили поэта немцы руками француза и голландца
А могли и хохлы
И тогда поди скажи что они не правы...

***

И думаю, что у этой распри, превратившейся таки ныне  в кровавую жесткую и жестокую бойню с числом трупов перевалившим за 100 тысяч с каждой из сражающихся сторон, есть какие-то старинные корни … 

Хотя оба народа = русские и украинцы = ветви этнического дерева с одним корнем = русь, который оказывается и не этноним вовсе


Рецензии