Женщина и на войне женщина

Фотография взята из интернета.

               
                Посвящается женщинам, павшим во время конфликтов

               
        Война? Война! От края и до края.
               
        Идут мужчины, мальчики на смерть.
               
        Девчонки вместе с ними умирают
               
        Под пулями... Такая круговерть.      
               
Виктория Полински («Военным медсестрам...»)


         Дальний угол казармы третьей роты, по приказу командира, был отгорожен синим одеялом. Там были установлены четыре солдатские кровати с тумбочками для женщин – военнослужащих, над одной из тумбочек висело зеркало, и никто из солдат и офицеров не имел права туда заходить. Командир не был исключением.

          На самом деле, для девушек в службе не было абсолютно никаких поблажек, они так же, как и все, в нужное время стояли в строю, чистили свои автоматы. Распорядок дня ими никогда не нарушался, потому что жили по законам военного времени. Трое из девушек были медсёстрами, четвёртая – связисткой. Все они были молоды: старшей Галине было 26 лет, младшей Сильве пошёл 19 - ый год. Девушки Галину сразу признали главной. Они советовались с ней, делились своими сокровенными мыслями. Особенно сблизилась Сильва, которая на войне потеряла родителей, брата. Она пришла в военкомат, показала диплом медсестры и заявила, что хочет добровольно пойти на фронт. Остальные три девушки тоже были добровольцами. У кого-то на войне погиб брат, у кого-то – жених или муж.

         Личный состав роты с уважением относился к девушкам, так как эти хрупкие создания не одного раненного вытащили с поля боя, оказывая первую медицинскую помощь перед отправкой в тыл, в военный госпиталь.

         Как-то, после ужина, девушки собрались на своей половине, пили чай и мирно беседовали, подшучивая над связисткой Ритой.

          — Девочки, видели, какими глазами смотрит на Ритку взводный Карен? – улыбаясь, спросила Лусине.

         — Не придумывай, –  покраснев, ответила Рита. – Он на меня вообще не смотрит, да и… он моложе меня на два года.
 
          Тут девушки начали смеяться над подругой, уверенные в том, что взводный тоже ей нравится. В это время послышалась команда «строиться». Девушки быстро привели себя в порядок и, прихватив с собой из оружейной комнаты автоматы Калашникова, закреплённые за ними, выскочили на импровизированный плац перед помещением роты.               

          Рота разместилась в большой сельской школе, перед которой находилась походная кухня. На плодовых деревьях висело несколько рукомойников, заполненные водой, чтобы умыться, привести себя в порядок. Когда рота была построена, перед бойцами появился командир в сопровождении двух штабных офицеров, мужчины - подполковника и женщины – майора, представителей тыловой службы армии.

          Подполковник спрашивал у личного состава, как они устроились на новом месте, как обстоят дела с питанием и т.д. Женщина, увидев в конце строя четырёх девушек, подошла к ним, интересуясь, что им нужно, чего не хватает. Рита, Лусине и Сильва опустили головы, Галина же, как старшая, вступила в беседу с майором.

          — Товарищ майор, мы устроились нормально, с питанием нет проблем, мыло у нас есть, находим место и время для соблюдения личной гигиены. Только к Вам просьба, доставьте нам, пожалуйста, каждой из нас несколько комплектов женского белья. Понимаете, почти все мы, медсёстры и, перед каждым боем переодеваемся в чистое бельё, чтобы, не дай Бог, если погибнем или же будем ранены, на нас было всё чистое. Ведь нам приходится вытаскивать с поля боя раненных бойцов, под пулями оказывать первую медицинскую помощь, и может случиться непоправимое...

          Женщина – майор внимательно выслушала Галину и пообещала выполнить их просьбу. Тут её взгляд упал на Сильву, худенькую, симпатичную брюнетку.

          — А тебе - то сколько лет?

          — Скоро исполнится девятнадцать, - покраснев, ответила девушка.

          Шёл 1993 год. На Карабахском фронте шли ожесточённые бои с переменным успехом.

          Через неделю к казарме третьей роты подъехал штабной УАЗик, из которой вышла женщина-майор, представитель тыловой службы армии. Водитель вытащил из багажника большой бардан. Командира роты не было на месте, и его заместитель вышел навстречу.

          — Товарищ старший лейтенант, позовите, пожалуйста, ваших девушек, я им привезла то, что они просили, - попросила майор.

          Через минуту на плац вышли Галя, Рита и Лусине. Подойдя к майору, они встали по стойке «смирно».

          — Здравствуйте, красавицы, ваша просьба выполнена , — промолвила майор, показывая рукой на бардан, лежавший неподалёку от них. – А где же ваша подруга, молоденькая симпатичная девушка? – задала она вопрос, оглядываясь вокруг.
   
          Девушки потупили головы, на глазах у них выступили слёзы.

          — Нет Сильвы, погибла она три дня назад... Во время ожесточённого боя ранило нашего бойца; она подползла к нему под пулями, наложив быстро повязку и, остановив кровь, потащила его назад. Сама получила три пулевых ранения, но в таком состоянии смогла дотащить раненного до наших позиций. Когда начали оказывать ей медицинскую помощь, сняли с неё верхнюю часть форменной одежды, Сильва, покраснев, улыбнулась и прошептала: «Девочки, бельё у меня чистое, белоснежное…» Умерла она от потери крови. Не смогли мы спасти её... - отвернувшись в сторону, дрожащим тихим голосом закончила речь Галина.

          Спазмы начали душить майора, она подошла к девушкам, которые были ровесницами её дочери, обняла их и не смогла сдержать слёз…


         Октябрь 2022 г.

          http://albert-voskanyan.com/
­


Рецензии