В радости и горе, в бедности и богатстве

   
                Посвящается Третьякову Александру Валерьевичу.

   Так получается, что с моей соседкой, пенсионеркой тётей Нюшей, собак мы выгуливаем в сквере возле нашего дома в одно и то же время. Во время неспешной прогулки что-то обсуждаем, делимся новостями. Рассудительная женщина мне нравится. Я уже вышла из того возраста, когда, самоутверждаясь, стараешься не принимать советов взрослых, отрицаешь образ жизни близких, ища свой собственный путь. И сегодня, надо признать, понимаешь,  что собственный путь бывает не всегда успешен. Но это так, отступление. Может быть, даже лирическо-ностальгическое.

   Сегодняшним утром с тётей Нюшей мы обсуждали новость -  бегство нашего соседа с верхнего этажа  Кости.  (Молодой парень, спасаясь от мобилизации,       сбежал в соседнюю республику)
- Да, - грустно сказала моя соседка, - парень всё-таки с гнильцой.
- Почему с гнильцой? – спросила я.

   Моё отношение к парню, можно сказать, было никакое. Поводов для негативного отношения, равно как и для хорошего, он мне не давал. К тому же, он был младше меня лет на пятнадцать. В общем, никакого интереса у меня к нему не было.

   Тётя Нюша, не отвечая на мой вопрос, какое-то время молча шла рядом со мной.
- Ты рассказывала, что в прошлые выходные была на свадьбе у своей подруги.
 Я кивнула, не понимая, какая связь между свадьбой моей подруги и бегством  соседа.

Тётя Нюша остановилась, посмотрела мне в глаза и спросила, не помню я, звучала ли свадебная клятва на торжестве?
- Да-да. Во время регистрации брака, во Дворце бракосочетания, что-то похожее  молодожены говорили. Не помню дословно.

   Тётя Нюша, посмотрев поверх деревьев, тронутых медно-красной краской, куда-то в даль, тихо проговорила: «…Всегда быть вместе в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас».

   Скептически-снисходительные слова готовы были сорваться с моих уст в первые мгновенья, но, неожиданно для себя, я прикусила язык.

   А пожилая женщина, также  неспешно и тихо, процитировала:—  «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -  ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Я узнала слова Ивана Тургенева.

  - Ты же знаешь, в конце 90-х годов я приехала в Россию из одной бывшей республики Советского Союза.  Но я тебе не рассказывала, как было принято решение о переезде.
 В конце девяностых, не помню уже точно  в каком году, я гостила у своей приятельницы в Челябинске. В один из дней она пригласила меня на праздник - выпуск молодых офицеров. (Её сын окончил военное училище.)

На торжественном построении вручали парням  лейтенантские погоны и дипломы. Трогательно проходило прощание молодых офицеров со знаменем. А вот когда перед гостями – нарядно одетыми родителями, родными и девушками – прошли торжественным маршем выпускники и зазвучали русские марши и песни, я расплакалась.

Было время, когда в союзных республиках особо рьяно убиралось и уничтожалось всё русское, всё советское.
 Я, хотя и родилась не в Российской Федерации, но ощущала себя русской. И косые взгляды коренного населения, вчерашних друзей,  нередкие угрозы в адрес русских, выдавливание с рабочих мест -  всё это тяжело переживалось.
И в тот день, на празднике, я поняла, что надо уезжать в Россию, на свою родину, к своим.

Русские ещё остаются там, где я жила. По разным причинам остались. Поддерживаю с ними связь. И знаю, что несладко придётся тем русским парням, которые туда позорно бежали.
«Беспаспортные бродяги в человечестве», - процитировала кого-то тётя Нюша.

 Помолчали. Потом тётя Нюша сказала:
- Моему сыну тоже пришла повестка из военкомата. И сын мой, тоном, не терпящим никаких возражений, сказал «Мама, я иду защищать русских».
И тихо добавила:
- Спаси Бог тебя, сынок.

   До конца прогулки мы больше не проронили ни слова. Придерживая тяжелую дверь в подъезд, и пропуская вперёд тетю Нюшу с её дружелюбным йоркширским терьером, я вспомнила слова моего любимого актёра, Сергея Бодрова:
    «Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это – ощущение единства с людьми, с которыми живешь в одной стране».

   


Рецензии