Метасфера в триаде саморазвития первоначала Вселен

             Метасфера в триаде саморазвития первоначала Вселенной         
         
          Дуализм, противоборство - родовой признак мировоззренческих
представлений в философии. Впервые он проявился в представлении числа и гармонии у Пифагора. Далее дуализм прослеживается в противостоянии идеи и реальности у Платона, формы и материи у Аристотеля, атома и пустоты у Демокрита, мышления и протяжённости у Декарта, бытия и небытия у Гегеля, порядка и хаоса у основателей синергетики - Г. Хакена  и И. Пригожина.  Общеизвестен дуализм религий, например, Бога и дьявола в христианстве. Список можно было бы продолжить. Без противопоставления нет предмета мышления в философии - инструмента создания мировоззрения. На это неоднократно указывал, в частности, А. Лосев.
          Важно и другое: дуализм действительности предполагает соответствующий ему механизм изменения, движения в нём. Борьба противоположностей в дуализме признаётся мотивом, инструментом развития мира. На этом построена гипотеза происхождения человека, научная картина мира, теория и практика социальной жизни народов. В естествознании мировоззрение дуализма проявило себя детерминизмом: всякое явление (движение в природе) это результат дуального, реактивного взаимодействия объектов. Чрезмерно богата потенциалом противопоставления социальная действительность. Невозможно перечислить её дуальности. Этим объясняется размах противоборства свойственный общественной и индивидуальной жизни человека. Дуализм внедрён в практику социальной жизни. Декларируемые в нём идеи, внушение их народам, социальным группам составляет технологию манипуляции общественным сознанием. Реализация корыстных интересов социальных классов и групп усиливает дуалистические аспекты действительности.
          Трактовки мира современными мировоззренческими учениями ставят его развитие в зависимость от произвольных сил. Нет в нём ни предсказуемого маршрута, ни ожидаемых результатов. К счастью развитие природных процессов не подвластно (радикально) человеку. Но это не так в социальной жизни. Ошибочное регулирование её человеком ведёт к социальным бедам народов, душевной боли отдельного человека. Поэтому важно ответить на вопрос: истинны ли приписываемые миру основания? Возможна ли, в частности, социальная действительность без противостояния, борьбы противоположностей в ней? Если да, то какими должно быть наше мировоззрение и соответствующие ему механизмы не дуалистического движения мира? Исправима ли наблюдаемая практика социальной действительности или человечество обречённо на формируемую им социальную реальность, ведущую его к гибели? Вопросы очень серьезные. Отказ от реалий агрессивного дуализма возможен, если существуют природные силы, опираясь на которые можно обеспечить социальный мир и движение человечества в предсказуемое будущее.
          Реальность существования такой силы в нашей действительности показана в метафизике духа [1]. Она утверждает, что декларирование противоположностей, борьбы между ними в природе и общественной жизни это результат игнорирования в них духовных основ. Метафизика духа отрицает необходимость противоположностей в гносеологических и онтологических представлениях бытия. Видимому миру, его объектам предопределено развиваться самим в силу духовности их первоначала (его Духа) - субстанции сущностей Духовной Реальности, предшествующей Вселенной. Субстратно такие сущности представляют собой духовно активные, трансфинитные числа, отображающие соответствующие им актуально бесконечные множества [2]. Духовность сущностей определяется их внутренней активностью к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии [3].
          Духовно-системные принципы причинности самоорганизации Вселенной [4] обеспечивают Её становление без привлечения дуалистических, детерминистских, диалектических механизмов. При этом процесс саморазвития Вселенной из первоначала включает три стадии, составляющие триаду Её самоорганизации: духовно-материальную (Логос), духовно-вещественную (видимую Вселенную) и  метасферу – субстанцию множества духовно-интеллектуальных субъектов, духовных структур человека, а также самосознающих духовно-вещественных образований других планет Вселенной [5]. Они являются вершинами Её глобального саморазвития.
          Теоретические аспекты метафизики духа дают представления о непротиворечивом характере протекания первых двух стадий становления Вселенной [2, 6].  Человек, как продукт реализации первых двух стадий саморазвития первоначала, должен осуществить формирование духовных структур метасферы. Такие структуры должны быть пригодны в качестве элемента первоначала Метафизической Реальности Мироздания, следующей за Вселенной в космологическом процессе Его становления.
          Субъектная автономность востребованных Мирозданием духовных структур возможна только в результате индивидуальной, внутренне мотивированной активности человека к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии. Поведение человека при этом должно быть не произвольным, а внутренне, духовно осознанным в его духовно-системном процессе саморазвития. При этом поступки человека должны составлять реализацию его свободной воли. Только в этом случае он обогащает свою духовную структуру, формирует её. Поэтому так важны содействующие свободе человека обстоятельства его жизни. Чем большей свободой обладает человек, тем выше потенциал саморазвития его духовности, если он руководствуется в своей внутренней и внешней самоорганизации духовно-системными принципами причинности. Поступок человека, осуществляемый по принуждению, неосознанно или в результате манипуляции не обогащает его духовную структуру. При этом сфера чувств, мыслей, знаний, духовных побуждений человека должна соответствовать  принципам саморазвития. Они определяют степень готовности духовной структуры человека быть субстратным элементом метасферы. В ней пребывает, совершенствуется наша духовная структура до требований Метафизической Реальности.
          Признание существования метасферы, её предназначения и роли в целостном становлении Мироздания должно стать определяющим фактором формирования нашей социальной действительности. Совершенствование человечества должно проходить путём самоорганизации, вдохновлённой внутренней потребностью человека к саморазвитию в интересах высшей иерархии, Метафизической Реальности. Этим принципом должен руководствоваться человек независимо от национальной, религиозной принадлежности, атеист. Метафизические принципы истинного, вечного существования человека универсальны для всех.

Литература:

     1. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия. Ж. «Вопросы гуманитарных наук», М. 2008г. № 2, с. 53
           2. Сазонов В.Н. Метафизика генезиса Мироздания как введение в теорию абсолютности. Материалы ХIII Российского философского конгресса. М. 2022г. Т. 5, с.559
     3. Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. с. 93, а также на сайте: философия.ру 
     4. Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. М. 2018г. Т. 20, с. 18,
     5. Сазонов В.Н. Человек в структуре Мироздания. Сайт: проза.ру
     6. Сазонов В.Н. Самоорганизация активных чисел как математическая модель бытия (становления) Вселенной. Материалы VII Российского философского конгресса. Уфа, 2015г., Т. 1, с.49.


Рецензии