Властелин колец. Кольца власти

Чувства противоречивые. Не пожалела, что посмотрела, красиво снято. Но намутили.

Теперь, когда Джон Р.Р. и даже Кристофер Толкиены уже не возразят, как выразился Андрей Строцев, их белорусский иллюстратор и переводчик, "наступила Третья эпоха".

Кто в теме, оценит остроумие такого сопоставления. Да, уже не Валар и не эльфы, а простые смертные решают, что и как, и сериал тому подтверждение.

Учитывая, что канон, то есть сам "Сильмариллион", я только сейчас прочитала - изумление от того, как с ним обошлись, было велико и поначалу мешало втянуться.

Но создатели серия за серией к концу первого сезона намёками и цитатами из экранизации Питера Джексона ублажили поклонников. С той оговоркой, что чернокожие эльфы-гномы-хоббиты и многочисленные дамы-воительницы Джексону и не снились.

Странная вещь сезонные сериалы, раньше я ни одного не смотрела и удивилась, что кульминация=развязке сезона, а здесь именно так. Кто воплощение зла, а кто добра - только к финалу сезона проясняется.

Уверена, что в виде фильма динамичнее получилось бы, но поскольку теперь под санкциями мы всё равно не смогли бы его посмотреть, то жалеть не о чем.

Кому лень все серии, можно только шестую и восьмую посмотреть. В шестой в самый неожиданный момент извергается Ородруин, а в восьмой меня умилило, как таинственному обезпамятевшему исстари порченые эльфы говорят, что он Саурон, а мохноноги, что нет, потому что он добрый.

Хотя превратить толкиеновский легендариум в подобие детектива, где до самого конца сезона гадаешь, кто же убийца, в смысле - Властелин колец,  сомнительная идея.

У Толкиена Мелькор-Моргот изначально отличается ото всех остальных Айнуров: "Казалось ему, что Илуватар не спешит обращать Ничто в Нечто и НЕТЕРПЕНИЕ охватывало его при виде пустоты". Вот из этого его нетерпения и развилось всё дальнейшее.

Заканчивается же Валаквэнта определением Саурона: "Он был немногим слабее своего господина и долго служил другому, а не себе. Но прошли годы - он восстал, как тень Моргота и призрак его злобы, и сошёл за ним следом по разрушительному пути в Ничто".

То есть в оригинале нет ни малейшего намёка на ту двойственность и туман, которого вокруг Саурона в сериале столько напустили!

Отчасти оправдано это может быть тем, что поскольку Айнулиндалэ, музыки Айнуров, то есть рассказа о происхождении видимого мира и откуда взялось зло, в сериале нет, нужно было как-то иначе всё объяснить.

Получилось как получилось. Фауст в юбке, а больше в доспехах, Галадриэль, "касается тьмы" и находит там Саурона.

Логично задать вопрос: осталось ли в сериале что-то из книги помимо имён персонажей и топонимов? По отношению к "Властелину колец" с "Хоббитом", как тот же Андрей Строцев заметил, "Сильмариллион" играет ту же роль, что Ветхий Завет по отношению к Новому, это многовековая история Арды.

Ну а я вижу в легендариуме Средиземья сходство со средневековой литературой в целом. Христианской европейской средневековой литературой, где кто герой, а кто злодей - не бывает никакой путаницы, как и в сказках.

Сделать из сказки детектив не получилось бы без промежуточного этапа, экранизаций Джексона. А так вот до чего дошло.

Но если не только меня сериал подвиг книгу в руки взять и задуматься над сдвигами в массовой культуре и сознании, то и хорошо.


Рецензии