Отцы и дети

За последние полгода из-за взлетевших цен на бензин люди вновь пересели на общественный транспорт. Я - не исключение. А что делать? Приходится искать более экономичные пути, чтобы как-то добираться до работы. Теперь каждое утро я обреченно плетусь на ближайшую остановку, как на Голгофу, заранее мысленно готовясь к этой "адской тусовке" и бесконечной борьбе за место под солнцем, которое находится прямо у окна. Путь мой обычно пролегает вдоль одной из частных школ, расположенной в нашем районе. В один из таких дней я, как обычно, спешила на остановку, когда вдруг услышала звонкий голосок, доносившийся со стороны школьных ворот:

- Мадемуазель! Мадемуазель!

В то утро я безнадежно опаздывала на автобус, молясь изо всех сил, чтобы начальство не пришло раньше меня. Я была полностью погружена в свои невеселые мысли, поэтому не сразу поняла, что обращение было адресовано мне. К слову сказать, табличка на воротах школы гласила, что это частная школа с французским уклоном. "Теперь понятно, откуда взялось это - мамзель", - усмехнувшись, подумала я. На всякий случай оглянувшись вокруг и удостоверившись, что рядом нет других "мамзелей", я повернулась на голос. Справа от меня за школьным забором стоял невысокий подросток в синей школьной униформе, широко улыбаясь мне прямо в лицо.

- Мадемуазель, Вы не могли бы подать нам мячик? Мы играли в футбол, и мяч нечаянно вылетел за ворота школы на проезжую часть.

- Да, конечно! - бодро откликнулась я на просьбу мальчишки. К автобусу я всё равно уже не успевала, так что одной минутой раньше или позже - выговора мне было не избежать по любому. Терять было нечего, поэтому я с радостью вызвалась помочь этому улыбчивому мальчугану.

Подлый мячик закатился прямо под припаркованную на обочине машину. Спустя несколько минут странных телодвижений мне наконец-то удалось выудить этот несчастный мяч из-под авто. Благо хозяина рядом не оказалось, иначе грешным делом подумал бы, что я ему там бензин сливаю.

- На, держи свой мяч, футболист! - я как можно выше подкинула этот кожаный кругляш стоящему за воротами подростку.

- Большое Вам спасибо, мадемуазель! Желаю Вам отличного дня! Пусть он будет самым лучшим! - с этими словами счастливый пацан умчался вглубь школьной спортплощадки.

Всю оставшуюся дорогу я шла с блаженной улыбкой на всё лицо, думая о том, как же повезло его родителям! Такой вежливый мальчик! Я шла и мысленно желала ему всёх благ, какие только приходили мне в голову. К слову сказать, тот самый день и вправду прошел на "ура", несмотря на моё опоздание.

Через неделю я вновь шла по той же дороге. Проходя мимо уже знакомой школы, мне пришлось стать невольным свидетелем одной очень неприятной картины. Маман пыталась выудить своего ребенка из машины.

- Ну пожалуйста, выходи уже! Ты опоздаешь на урок, а я на работу! Я прошу тебя!

-  Пошла на х**! - невозмутимо ответил пацан-подросток, продолжая упрямо восседать на заднем сиденье авто... Сказать, что в тот момент я просто выпала в осадок - всё равно что ничего не сказать. Машинально обернувшись, я тут же перехватила обреченный взгляд матери. Было видно, что ей жутко неудобно. Мне хотелось как можно быстрее пройти мимо, чтобы "развидеть" всю эту картину. До меня всё еще доносился голос женщины, пытавшейся уговорить ребенка выйти из машины. Весь день я думала об этом неприятном инциденте, мысленно задаваясь вопросом: "Почему так?" Два подростка одного возраста с одной школы, возможно даже, с одного класса, но такие разные! Еще только неделю назад один улыбчивый и вежливый мальчуган подарил мне крылья, а уже через несколько дней его ровесник так безжалостно их обрезал, больно спустив меня на землю. Откуда и почему такая разница в поведении? Кто в этом виноват? Родители? Конечно, я понимаю, что в каждой семье свои методы воспитания, но как понять, какой из них правильный?

Вчера на глаза попалось интервью одного детского психолога, которая говорила о том, что "детей нельзя наказывать, бить, ругать и всячески ущемлять их права, ибо всё это оказывает непосредственное влияние на становлении личности, которое происходит до двенадцати лет". У меня автоматически возник вопрос: где же была эта "добрая фея", когда я стояла в углу, в котором провела практически полдетства? Да, возможно, из-за этого у меня выработалось такое "хроническое" чувство вины за малейший проступок - даже за нечаянно выпавший из кармана фантик от карамельки. При этом я очень ценю, уважаю и люблю своих родителей. Мне никогда и в голову не приходило повысить на них голос, а тем более послать на три известные буквы. Моего двоюродного брата в детстве нещадно пороли, как Сидорову козу: ремнем или упругой кленовой веткой - и ничего. Пацан вырос, встал на ноги и теперь просто молится на своих родителей-"извергов". Готов им памятник при жизни поставить. Каждое лето исправно возит их на различные курорты. Лекарства импортные заказывает. Нормальная такая личность с усами выросла, чего не скажешь о знакомых, у которых случилось всё ровно наоборот...

Семья среднего достатка воспитывала одну единственную дочь, безмерно обожаемую и любимую. Родители делали всё возможное во благо дочери, только чтобы она ни в чем не нуждалась. Короче, баловали дочурку, как могли. Девочка со временем выросла и... встретила свою "неземную" любовь. Влюбилась, как кошка. Невзирая на сомнительный характер жениха и не обращая внимания на предупреждения родителей, тут же быстренько выскочила замуж. И всё было бы ничего, если б однажды супружник не схватился за ружье. Итог: убитый тесть и раненая теща в реанимации... Был долгий суд, на котором "любимая" дочурка, заламывая руки и обливаясь горькими слезами, молила судью простить нерадивого муженька. И плевать ей было на то, что он отца её родного загубил и мать в больничку отправил. Как-то слишком быстро забылась любовь родительская - ушла в небытие. Суд, конечно же, не принял во внимание слезы влюбленной по уши женщины и отправил этого "стрелка" в далекие лагеря, откуда он спустя какое-то время благополучно вышел по УДО, вернувшись под крыло своей благоверной. Любовь зла, как говорится...

Так в чем же секрет правильного воспитания? Одни твердят, что нужно баловать ребенка, ибо детство недолговечно, другие утверждают, что баловать категорически нельзя. Кому верить? Как воспитать ребенка так, чтобы на старости лет вдруг не оказаться в доме престарелых, куда в свое время "сослали" нашу соседку с третьего подъезда? Там  ведь тоже была любовь неземная. Мать в одиночку воспитывала сына. На двух работах подрабатывала, чтобы у отпрыска было всё - от фирменной жвачки до навороченной игровой приставки. Молилась на единственного сыночка, пылинки с него сдувала. Сыночек вырос. Встретил женщину постарше - разведенную, разбитную и охочую до мужиков. Пригласил жить к себе, предварительно "попросив" родную матушку съехать с квартиры. Мать во имя любви к единственному сыну покорно уехала жить к сестре, где со временем заболела от тоски и слегла. Пожилая сестра была не в силах ухаживать за лежачей больной, поэтому определила ее в ближайший дом престарелых. На все просьбы тетки приехать и навестить родную мать сынуля отнекивался под миллионом "уважительных" причин. Так и не свиделся с матерью при ее жизни. Несчастная старушка тихо ушла из жизни, тоскуя по родной кровинушке, которой на старости лет стала совсем не нужна...

Так где же "золотая середина"? Любить или всё-таки наказывать, баловать или же ущемлять? Как не залюбить "до смерти" - так, чтобы вконец не избаловать? Всё те же психологи советуют чаще разговаривать - говорить с детьми на равных, давая им понять, что они - достаточно взрослые. Ну а как говорить с подростками, у которых на всё один ответ: "Я сам знаю!" Это же глухая стена, к которой просто так не подобраться. Не дай Бог не та интонация или же не то слово и всё -  пиши пропало! Там и до суицидальных мыслей недалеко. Это всё равно что ходить по минному полю. Необходимо соблюдать дистанцию. Открыл дверь без стука - прямое нарушение всех прав. Заступил на их территорию - всё... ты - уже враг, нагло вторгшийся в личное пространство! Тут даже белый флаг не поможет. О диалоге уже и речи быть не может. Как, к примеру,  построить диалог с маленьким ребенком, который бьется в истерике на голом кафеле огромного торгового центра на глазах у сотни людей, с пеной у рта требуя купить ему какую-то бестолковую новомодную игрушку?.. В таких случаях смотришь на бедных родителей и невольно думаешь о том, как же повезло, что ты не на их месте. Вот и пойми этих психологов: то люби, пока любится и есть время, то наоборот - не души безграничной любовью; то чаще говори с ними, то оставь в покое и не мешай становлению личности; дай им свободу, но при этом не упускай малейшие изменения в настроении и поведении, срочно принимая соответствующие меры. Это же самый настоящий лабиринт Минотавра! Как правильно по нему пройти, чтобы не наткнуться на очередной тупик? Как не выйти за грань? Где найти эту волшебную нить Ариадны?..

Таким образом, вопрос остается открытым: как воспитать своих отпрысков так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"? Чтобы однажды тебя не послали на три буквы и не отправили в дом престарелых. Чтобы ближе к старости быть твердо уверенным, что тебе подадут не только  стакан воды, но и вкусный домашний ужин с бокальчиком игристого в собственном доме в кругу большой дружной семьи? Так в чем же секрет правильного воспитания?


Рецензии
Эх, Мадемуазель! Читал с блаженной улыбкой на всё лицо, думал о Вас... Решил подождать пока мысль окаменеет... Шутка! Даже гориллы африканские кидаются в посетителей своими экскрементами из вольера и сразу. Не ждут сто лет. Забыл, француженки не бывают в местах где много невоспитанных диких обезьян. Может Вы столько не проживете, если Вам уже и сейчас девяносто. Поздно, Мадемуазель, пить игристое, пора плоды собирать и если они будут горькими, то уже ничего не изменить. Как говорится на французском - c’est (такова жизнь!). О пансионе надо было бы пораньше думать и рассказ писать. С симпатией к Вам! Поклонник вашего творчества.

Валерий Юрмин   15.10.2022 07:23     Заявить о нарушении
Не прошло и полгода, как говорится.)) Даже успела заскучать... Следует признать, что без Ваших шаловливо-злобных комментов обсессивно-компульсивого характера жизнь на Прозе теряет свою яркость. Негативный отзыв - по сути тоже отзыв. Оптимизм - наше всё! Сегодня в шестой палате праздник - День злобных троллей. Шампань в студию!

С пожеланиями отличных выходных ,

Алия Берш   15.10.2022 12:33   Заявить о нарушении
Скучал... и это правда! У вас редкий состав крови, похож ни игристое шампанское, бодрит меня на старости лет, старого вампира! Пил бы и пил, но симпатия останавливает. Жалко Вас! Вы должны творить и не прекращать. Вы рассказик, а я глоточек... главное опять не сбегайте от меня в нору свою. С зайцем грустно он маньяк и у него нет никаких прелюдий. Увидел — полюбил, только стоны ваши и слышу... Достать Вас из кроличьей норы не в силах моих! Спрашивал знакомого врача-психиатра про "обсессивно-компульсивное" расстройство психики. Говорит таких не лечат, а сразу вешают либо на органы. Потому меня к Вам и тянет. Не должны погубить... Кто кроме меня про Вас правду или комплимент какой скажет! Вы же одна такая, звездочка, в жизни моей... Может бокальчик?!


Валерий Юрмин   15.10.2022 12:53   Заявить о нарушении
С вампиром - оно всё же поинтереснее будет, чем с зайцем. Тут же кровь кипит и будоражит, насыщаясь нужной эмоцией, как кислородом, от этого аж эритроциты дуреют.) Так что наливайте, поручик!))

Алия Берш   15.10.2022 13:25   Заявить о нарушении
Легко Вам так рассуждать! Возле той норы, я намедни, видел несколько трупов истощенных зайцев. Там только глаза и инструменты для размножения и то изрядно стертые... А теперь значит, наливай, поручик! Скорость зайчишек не спасла. Увлеклись и не смогли остановиться... Разбились! Куда мне до них! Возраст не одну тысячу лет. Задумчив. Хотя, схожу за бокалом... Начинайте писать что-нибудь бессмертное, чтобы умершее давно ожило и на Вас баловницу, восстало... С Вас ваша фирменная улыбка!

Валерий Юрмин   15.10.2022 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.