Одна законодательная инициатива в области спорта

Полное название статьи: Одна законодательная инициатива по итогам 20-го красногорского фестиваля спортивных фильмов

Статья смелая в свете недавно завершившегося форума по развитию спортивно-документального кино, который имел место 10 октября, и на котором автору этих срок побывать не посчастливилось, и красногорского фестиваля спортивных фильмов, который посетить все же удалось. И даже по итогам трех фестивалей составить небольшой видеоотчет: https://youtu.be/i9l7dC5P9qE
А также в свете первого в жизни визита в продюсерский центр «Динамо».

Все вопросы в речи смелой будут поставлены как можно более системно, и во многом будут напоминать разработку концептуоза.

Вопрос номер один – это место спортивного кинематографа в жизни спорта. Путем кинематографа можно сказать то, что нельзя сказать путем газетных заметок, книг, теле- и радиорепортажей и даже… интерактивных шоу ! Зритель именно в фильме видит своего героя от начала и до конца, причем с очень многих точек зрения. И фильмы ничуть не в меньшей степени, чем репортажи и соревнования, могут у зрителей побудить подспудное инстинктивное желание быть среди спортсменов, и в той или иной степени пополнить их ряды. Причем желание это выражается, как правило, в сказанной самому себе фразе «Я хочу быть среди них».

Дальше… Именно кинематограф как вид искусства, позволяющий создавать монтажные продукты, когда их отдельные элементы создавались в разные времена, наиболее полно может отражать такое понятие, как всестороннесть. Если легкая атлетика и силовые виды спорта, то техника, если игровые, то к этому прибавляется и тактика.

А еще, развивая тему, можно смело сказать, что спортивные соревнования – это мероприятия единоразовые, а вот киносеансы можно организовывать при любом возникшем желании, подкрепленном наличием зрителей технических средств. Именно поэтому кинематограф можно считать средством агитации за спорт и здоровый образ жизни ничуть не худшим, чем другие формы отражения образа жизни сильных и отважных в искусстве. И если в своих рассуждениях попытаться подняться на одну ступеньку выше и оперировать такими понятиями, как мир спорта и мир искусства, киноискусства в данном случае, то мир киноискусства оказывается в роли средства агитации, а мир спорта – в роли пожинателя плодов этой агитации. Если вещи называть своим именами. Схема в общем случае выглядела бы так:

Творческий продукт, передача агитационного импульса (кинопродукт, фильм в данном случае) =>
прием агитационного импульса, зарождение у зрителя внутреннего желания стать спортсменом или болельщиком =>
приобщения зрителя к физкультуре и спорту и/или его приход в ряды болельщиков

К слову, и то, и другое принадлежит к непроизводственной сфере. При этом под спортом понимается сопоставление физических и интеллектуальных возможностей, а под искусством – отражение реальности в формах, вызывающих наибольшее всеобщее одобрение.

Теперь вопрос номер два – вопрос восполнения ресурсов для этих миров. Здесь удобный всего было бы начать с исторического экскурса.

В старину, до наступления эпохи монетизации и профессионализации спорта, таких вопросов не возникало. Тем не менее, для победителей, а временами не только для них, существовали призы. К таковым можно отнести и призы пиаровские – официальное провозглашение его чемпионом, то есть самым сильным, самым быстрым, самым ловким, самым умелым, а также моменты, связанных с его способностью занять то или иное общественное положение в органах власти, вооруженных силах и т.д. Это вполне соответствовало естественным представлениям в обществе о том, что власть должна принадлежать именно самому сильному (роль силовых видов спорта среди мужчин), этот самый сильный должен взять в жены именно самую красивую (роль эстетических видов спорта среди женщин) и т.д. и т.п.

Далее, по мере развития человечества, у спорта возникали спонсоры и заказчики. И в отдельных случаях спорту, за счет рекламно-спонсорской компоненты, удавалось достигать самоокупаемости.

Сейчас, в настоящее время, картина примерно следующая. Есть, если говорить на языке физики, три поля: поле спорта, поле кинематографа и поле источников финансирования: потенциальные спонсоры и бюджетные средства. И естественным образом возникает системная задача их оптимальной увязки в свете задач спорта повышения физических способностей страны и пропаганды,а также внедрения здорового образа жизни, с одной стороны, и возможностей кинематографа дать наиболее всестороннее и доступное освещение жизни спорта, с другой.

Жизнь человечества все время подвержена изменениям, и все время появляются новые способы сопоставления удали и духа здоровой конкуренции, что порождает появление новых видов спорта, а также выявляет новые грани у видов спорта, вполне традиционных. При этом кинематограф вполне себе способен играть роль мостика между прогрессом спорта и его отражения в жизни других слоев общества.

В общем и целом спорт в условиях нынешних РФ и стран постсоветского пространства уже достиг необходимой структуризации, федерации различных видов спорта и спортивные союзы уже оформлены как общественные организации (преимущественно, по крайней мере), и у них, как правило, налажены многие элементы жизни спортивной: работа секций, проведение соревнований, базовый имиджевый уровень, базовый уровень работы с источниками финансирования, включая спонсоринг… Базовый имиджевый уровень был унаследован от предшествующей эпохи, и в таких случаях все вопросы агитации просто отходят на второй план. Иными словами , средства агитации как таковые не ахти как нужны, и вполне закономерно, что нередко работникам спортивных ведомств просто приходится рассказывать, что такое вообще агитационный кинематограф. Между тем автор этих строк в ролике приветствий к фильму «Россия с нами не пропадет»
https://youtu.be/P0IzQ_XBeOw
автор этих строк в уста одной из героинь вложил слова: «Я надеюсь, что после выхода в свет этого фильма нас станет больше». Под местоимением «нас» при этом, разумеется, подразумевались прекрасные юные футболистки.

Тем самым, утверждается банальность: зрительницы фильма из целевой аудитории фильм смотрят, они могут прийти в спорт, пополнить ряды прекрасных юных спортсменок. При этом их причастность к спорту будет иметь место в соответствии их причастности к футбольным командам, школам, лигам, клубам и прочим объединениям из мира спорта. За что выражение благодарности от представителей мира спорта были бы не худшим решением вопроса, ибо весьма ярок просматривается, как мир спорта выступает в роли пожинателя плодов работы агитационного кинематографа.

А сейчас, наверное, вполне назрел момент взглянуть на кинематограф. Ибо очень хочется механизма его самоокупаемости или достижения состояния, близкого к ней. Без этого о стабильном кинематографе нечего и думать.

Как можно к нему приблизиться, если не сказать покрепче: как же его достичь? Для начала просто, как и во всех проектах в области экономики: возьмем лист бумаги, проведем вертикальную линию, слева напишем список расходов, справа – вероятных поступлений.

Список справа при этом будет не самым роскошным: спонсоры, местные власти, учреждения министерства культуры, прокат, мероприятия, включающие встречи с создателями фильмов. И, в случае кинематографа ярко выраженного агитационного, к которому, как мы выяснили, и принадлежит кинематограф спортивный, необходимо прописать все параметры, связанные с пожинателями плодов этой агитации, то есть, как это звучало уже по ходу статьи, с представителями мира спорта.

При этом в голову приходит вот какая мысль и рождается вот какая инициатива. Учитывая вполне ощутимую пользу от кинематографа и невероятный финансовый разрыв между финансированием топ-футбольных клубов и кинематографа, обязать топовые спортивные объединения: профессиональные спортивные клубы, региональные организации, а также столичные и региональные спортивные ведомства, проводить на своей базе мероприятия, связанные со спортивным кинематографом, в том числе он-лайн сеансы.

Таковые могут проводиться фактически на любой площадке: конференц-залы, дома культуры, актовые залы предприятий и учебных заведений, кинотеатры и концертные залы, традиционные развлекательные центры, включая ТРЦ.

Такое вполне реализуемо путем применения петиционных элементов, то есть проведения сбора подписей, и постановке об этом в известность министерства спорта.

Разработка данного концептуоза - это то, на что способен автор этих строк как сотрудник кафедры концептуального анализа и проектирования московского физико-технического института. Что входит в рамки профильной деятельности кафедры.

Поддержка автора и проекта: карта 2200 2404 0551 5350 Мир

P.S. Весьма логичный постскриптум. По ходу отработки проекта "Россия с нами не пропадет" был разработан концептуоз женского футбола:
Разумеется, с учетом того, что женщины принадлежат к прекрасной половине человечества.


Рецензии