psiho Пушкин. Психо- и судьбо-анализ жития. Микс 1
Микс 1410
***
Фаустиана Пушкина
Бытует миф – АСП не любил метафизики. Сомнительно: все почти творения с 1826 после Перекрестка – сплошь мистика и метафизика = Пиковая Дама, Медный Всадник, Сцены из Фауста, 1825 (опубл 1828) Сцена из Фауста, 1828 - Уединённый домик на Васильевском, 1828-1830 - Гости съезжались на дачу, 1830 – Домик в Коломне, 1830 – Мал трагедии (Каменный Гость, Пир во время чумы) 1833 (опубл не разрешено) - Медный всадник, 1834 - Пиковая Дама, 1835 (?) - Египетские ночи. Медный Всадник – анти-Фауст (Эпштейн): Гроба с размытого кладбища плывут по улицам!
Медный всадник» начинается тем, чем, по сути, завершается «Фауст: картиной прекрасного города, возникшего среди болот благодаря неимоверному труду и неисчислимым жертвам. В «Фаусте» представлен замысел и начало его исполнения, сам процесс труда; в «Медном всаднике»?– результат. Фауст трудящийся (гетевский) и Фауст скучающий (пушкинский).
На вопрос Эккермана: «Не присущи ли демонические черты так же и Мефистофелю?» – Гете ответил: «Нет… Мефистофель – слишком отрицательное существо: демоническое же проявляется исключительно в положительной энергии» (там же, с. 567). Демоничен не Мефистофель, исполненный жажды разрушения, а Фауст, строящий планы созидания. Только его «положительная энергия» и может дать Мефистофелю силу как «отрицательному существу».
Но если последнее слово Пушкина – о погибшем Евгении, то последнее слово Гeте – о восторжествовавшем Фаусте (дьявольская разница!), не тихая печаль о бедном безумце, но громкое ликование о душе, обретшей бессмертие и высшую истину. АСП выступает как истинный проф. психиатр, Гете – как вел.мыслитель гностицизма: похожий сюжет развивается у Гeте и Пушкина в противоположных направлениях: от жертвы и разрушения– к осмысленному и свыше оправданному деянию; от великого устроительного свершения – к разрушению и жертве.
***
Медный Всадник = коды
Медный – библейский подтекст: «не сотвори себе кумира», «не делай себе богов литых» = в Апокалипсисе (Откровении) перечислен ряд таких «богов», постепенно понижающихся в ценности материала: «не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откр., 9:20). Медный – значит идо, истукан. Всадник – персонаж Откровения. В финале идол «медный всадник», отлитый пушечным мастером Емельяном Хайловым из бронзы, получил от АСП имя собственное – Всадник Медный.
Старообрядцы видели в нем 4-го Всадника Откровения Иоанна – Всадника «Смерть».
Прим. Четвёртый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Его называют и по-другому: «Чума», «Мор», основываясь на различных переводах Библии (напр., Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу или меч. Цвет лошади последнего всадника описан как khl;ros (;;;;;;) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут также подходить и реальные масти, например, мышастая. В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им - это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; богословы расходятся во мнениях
***
миф – ревность
Бытующий тривиальный миф – АСП спровоцировал вызов его на дуэль д-Антесом из ревности… Бред. Наблюдая с лета 1831 близорукие способности НН к кокетству и затем ее увлечение д-Антесом, АСП не ревновал – все это он предвидел, все это его огорчало, но ярости ревнивца не вызывало.
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Строфы XV и XVI, пропущенные Пушкиным, сохранились в копии: XV –
Да, да, ведь ревности припадка -
Болезнь, так точно как чума,
Как черный сплин, как лихорадка,
Как повреждение ума.
Она горячкой пламенеет,
Она свой жар, свой бред имеет,
Сны злые, призраки свои.
Помилуй бог, друзья мои!
Мучительней нет в мире казни
Ее терзаний роковых.
Поверьте мне: кто вынес их,
Тот уж конечно без боязни
Взойдет на пламенный костер
Иль шею склонит под топор.
Вероятно, после строфы XXXIV должны были следовать две строфы, сохранившиеся в черновиках:
В сраженье смелым быть похвально,
Но кто не смел в наш храбрый век?
Все дерзко бьется, лжет нахально;
Герой, будь прежде человек.
***
Умный социум
Для попарно бинарных отношений в социуме Пушкина это достаточно типовая ситуация: он вначале приятельствует, потом соперничает, ссорится, враждует с использованием мужицкой брани и даже стреляется... Вспомните в Е.О. - Всё это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я. И в естеств. раскладе "хищник-жертва" и "20% необх. меньшинства и 80% тривиал большинства" (по Паретто) АСП всегда оказывался в жертвах... Проигрывал он не только в карты. Он, задумав заработать истор. прозой", проиграл в чистую кошелек публики Ф. Булгарину по спросу и по доступности... Он проиграл ему и на поле журналистики и публицистики: под диваном умершего пиита лежали тома не продаваемого Современника-2.
Тот, кто нанял Фаддея, был искусным хищником и заказчиком. АСП же был близорук - заразился от своей домашней косой рыжей мадонны ... и погиб, невольник чести. А причина этой гибели проста = всю жизнь эстетически решая проблему индивид. Свободы, гений НВН (как и его двойник - Ев-гений) так и не стал свободным ни внутренне, ни внешне. И гибель от условностей "света" и его уход во тьму были почти неизбежны... Таков Пушкин антропологический (и оч. логичный).
***
ЕО – психо коды
Роман о несвободе. И о безвозмездном возмездии - мести социума (светского общества) тем, кто не смог от него освободиться, стать выше или вне его гибельных подчас условностей. Евгений быстро попал в светское общество и быстро охладел к нему до хандры. Светский образ жизни ему опротивел, он не восстал против него, а удалился, прослыв опасным чудаком. Внешне он вроде бы освободился – обрел внешнюю свободу.
Но внутренне он остался несвободен - остался в духовном плену условностей этого социума. Это сделало их дуэль с Ленским, внешне и внутренне несвободным, неотвратимой при случайном стечении обстоятельств и реакции на них.
***
духовный плен
Пушкин в ЕО детально описал ритуальные условности светского общества и жертвы его хищников. Он все вроде бы понял и осознал. Но, когда этот свет стал его терроризировать, он сам стал его жертвой. Он был несвободен – он был в духовном плену.
***
кичка
Кичливость Пушкина – яркий пример доминанты русского психотипа: реально Пушкины – рядовые в дворянстве, так и не ставшие титулованными, мелкопоместные и в конце концов разорившиеся. А про материнскую линию Ганнибалов (а ее бы надо рассматривать в первую очередь – ибо кровью наполняет потомка мать) особо говорить не приходится – мужей они не дали.
Свидетельство о публикации №222101401373